Кому нужно «единое и неделимое украинское государство»?
Нет никаких сомнений в том, как украинские западенцы-«государственники» отреагируют на следующее моё утверждение: существование единого украинского государства совершенно неоправданно. Тем не менее, справедливость и правильность этого утверждения с возникновением каждого нового политического кризиса в стране становятся всё более очевидными
. Восток и Запад Украины – два противоположных полюса, не имеющие друг с другом ничего общего, кроме государственности, которая при наличии столь вопиющих различий в менталитете, культуре и политических предпочтениях просто теряет всякий смысл.
Как появилась Украина?
После своего распада Русь переживала тяжёлые времена. В итоге часть западнорусских земель попала в число литовских и польских владений. Так, ополячиваясь и находясь в изоляции от своей Родины, русская культура трансформируется и превращается в украинскую и белорусскую. Позже эти земли вернулись в состав России – безусловной преемницы Руси – и началось то, что украинские националисты называют «русификацией» - на самом же деле это была лишь естественная и совершенно логичная деполонизация. Но после прихода большевиков, искавших поддержки у националистов, вдруг образуется УССР – первая территория, официально и общепризнанно закрепившая за собой название «Украина» и первые украинские границы. После развала Советского Союза образование украинского национального государства казалось уже вполне логичным. История сыграла с большевиками злую шутку – теперь украинские историки их записывают в первые ряды врагов украинского народа.
Как появились «Восток» и «Запад»?
Всем известно, что источник украинского национализма – того самого, с которым большевики заигрывали и в итоге доигрались – Запад. Восток же традиционно считается пророссийски настроенной частью страны. Как же получилось так, что ещё задолго до образования независимого украинского государства оно было буквально расколото на две практически равные части?
Да очень просто – западноукраинские земли были больше подвергнуты полонизации. Находящиеся в непосредственной близости к Польше земли эти по прихоти истории находились во владении западных стран куда больше восточноукраинских областей. В качестве характерных примеров можно привести Переяславскую Раду памятного каждому русскому человеку 1654 года, когда левобережные украинские земли вошли в состав России и пакт Молотова-Риббентропа, по которому западноукраинские земли были переданы в состав СССР, где вошли в УССР (1939-1940 гг.). В промежутке между этими двумя величайшими событиями в истории русского народа многие земли переходили из состава одного государства в состав другого, но именно восточнославянские земли после Переяславской Рады практически (не считая смутных первых после развала Российской Империи годов) не покидали России, и, соответственно, остались наиболее близки общерусской культуре.
Восток и Запад в годы независимости Украины
Человеку, родившемуся в восточной области Украины, которому предстоит жить в русской семье, общаться по-русски, становиться, словом, носителем русской культуры – с детства вдалбливается в голову мысль о том, что он не русский, а украинец. Именно на это умерщвление русской сущности в человеке направлена украинская внутренняя политика – сокращение с каждым годом русских школ, переводы фильмов на русском языке на украинский и т.д.
Со временем русское население Украины теряет понимание собственной национальной принадлежности. Русский человек, получивший русское имя Владимир, вдруг становится Володымыром. Мотивируется это тем, что «по правилам украинского языка имена переводятся». Более бредовое оправдание придумать сложно, потому что правила языка на имена распространяться не могут. Украинская пропаганда в своей подчёркнутой не-русскости начинает себе противоречить: отделяя (скорее даже противопоставляя) всё украинское от всего русского, она признаёт свою вторичность переводом русских имён. Ведь никому в голову не придёт назвать Джорджа Гэоргием, а Майкла – Мыхайлом. И не называют. Хотя, если верить той же украинской пропаганде, враждебная русская культура ничем не ближе украинской, чем какая-нибудь английская. Откуда и для чего тогда такие двойные стандарты? А дело в том, что из русского сделать украинца куда проще, чем из кого-либо другого – ведь именно из русских и получились первые украинцы. Сегодня этот процесс смены национальности и культуры проходит гораздо быстрее – достаточно лишь пару поколений (а особо «свидомые» легко укладываются и в одно) методично кормить человека лживой русофобской историей – очень скоро человеку самому станет противно быть русским, и он с радостью и гордостью назовёт себя украинцем – благо, доказать обратное в силу родства (уничтожить которое не под силу даже украинским властям), невозможно. Именно из-за этого двоемыслия человека, который с одной стороны русский, а с другой – вроде как и украинец, и обрело популярность мутное «политкорректное» определение «русскоговорящий». И это не единственное определение русских Украины, не отказавшихся от своей русской культуры и языка. Так, к примеру, в Крыму протестующие против крымскотатарского произвола на полуострове русские люди, журналистами стыдливо называются «славянами» - хотя украиноговорящих граждан встретить там вряд ли возможно.
Западный украинец же не имеет никаких сомнений в своей национальной принадлежности – он может с уверенностью назвать себя украинцем – человеком, говорящим на украинском языке и являющимся носителем украинской культуры, человеком, точно знающим врагов своей Родины и не желающим даже слышать о каком-то родстве с «московитами». Естественно, что именно на такого человека будут опираться строители молодого украинского государства. Чем менее на Украине русского, тем более она украинская! Именно перед русской культурой украинская чувствует себя неполноценной и именно отсюда берёт своё начало украинская агрессивная русофобия. Этот комплекс неполноценности, являющийся основой всего украинского самосознания, проявляется во всём – зачастую в самых неожиданных формах (таких как переименование улицы великого русского классика Михаила Лермонтова в улицу чеченского террориста Джохара Дудаева во Львове). Потому в том, что основа украинской национальной идеи – это переделывание всей Украины в Украину Западную, нет ничего удивительного. Чем больше в языке полонизмов (и, соответственно, чем меньше русизмов) в языке и культуре украинцев, тем более независим и самобытен украинский народ! Конечно, ни один сознательный украинец не может без негодования смотреть на тот факт, что половина его соотечественников говорит по-русски! И этот комплекс неполноценности вкупе со страхом того, что русский язык с его историей и богатством проглотит непопулярный, насильно вводимый, во многом ещё недоработанный канадскими украинскими филологами украинский и приводит к таким явлениям, как преследование русского языка и недопущение даже мысли о его официальном статусе. В свою очередь Восток, населённый людьми, которые до сих пор интуитивно чувствуют свою принадлежность к русской культуре, к России и её интересам, болезненно реагирует на прозападную политику украинского правительства – реабилитация ОУН-УПА, вступление в ЕС и НАТО и признание советской оккупации никогда не обретут легитимности на восточноукраинской земле – земле, где живут потомки этих «оккупантов» и героев, очистивших Европу от тех, кого сейчас на Западе Украины называют героями.
Восток и Запад сегодня. Что делать?
США, до сих пор являющиеся геополитическим противником России, продолжают прикладывать усилия для ослабления России, нанося болезненные удары по нашей стране, ещё не оправившейся от катастрофы декабря 1991 года. Одним из таких ударов является т.н. «оранжевая революция», открыто спонсировавшаяся американскими фондами. Целой серией таких ударов – ударов подлых и бесчестных – является вся американская политика в Восточной Европе. Нарушая заключённые договоры, США, чувствующие собственную безнаказанность, тянут Грузию и Украину в НАТО, чтобы поощрить их антироссийские правительства; искренняя речь президента России Владимира Путина, затронувшая и этот вопрос, вызывает шквал критики в западной прессе…
Для Запада Украины антироссийские США всегда были ориентиром. Для Востока США ориентиром никогда не были. При грядущем вступлении Украины в НАТО неизбежны сильнейшие кризисы на Востоке страны. Население Востока, говорящее на русском языке, годами требует заслуженного статуса русского языка в стране. Русофобскому Западу противна одна эта мысль. Президентские выборы 2004 года чётко показали очевидный раскол страны ровно напополам. И снова агрессивный Запад смог навязать себя сбитому с толку – не русскому и не украинскому, а непонятно какому – Востоку. Естественно, что Запад, доминирующий и диктующий политические взгляды всей стране, не желает расставаться с такими обширными территориями. Так же естественно, что Восток, подвергающийся этому навязыванию чуждой культуры, не желает оставаться в таком положении. Поэтому сегодня принято говорить именно о восточном сепаратизме. «Проблемность» этого явления – порождение западной пропаганды, по указанным выше причинам, требующей отказа от подобных идей. На самом же деле раздел страны на два независимых государства является единственно верным решением, к которому могут прийти украинские политики. Эта простейшая мысль настолько очевидна, что диву даёшься – насколько глубоко засели предрассудки в украинских политических деятелях. Все острейшие споры, которые терзают Украину с самого рождения её государственности, решились бы очень быстро. И все остались бы довольны.
Проявления восточного сепаратизма на Украине
Сепаратизм на Украине карается нещадно. Так, например, во время акции движения "Прорыв" сотрудники МВД арестовали торт, изображавший Украину, от которой был отрезан кусок в форме Крыма. Вот до чего украинские власти боятся сепаратизма - арестовывают торты. И вот почему смотрят сквозь пальцы на крымскотатарский беспредел – главным врагом для обеих сторон являются русские.
Кроме внешней проблемы – преследования – сепаратизм на Украине имеет ещё два важных негативно влияющих фактора.
Первый – это пассивность восточноукраинского менталитета, о котором уже упоминалось в этой статье. Пассивность эта сыграла свою решающую роковую роль и в победе «оранжевой революции». До тех пор, пока жители Востока Украины не поймут всей важности и актуальности проблемы западного гнёта, необходимости положить конец ему, гнёт этот будет продолжаться и усиливаться с каждым годом. Для достижения этого понимания массами народа необходимо приложить максимум усилий.
Второй негативный фактор, его масштабы и влияние и вовсе ужасают. Это – раздробленность и без того слабых сепаратистских сил. Крым – один из оплотов сепаратизма, республика, имеющая статус автономии (пусть сегодня эта автономия и номинальна), абсолютно русский регион, на чьей территории располагается российский Черноморский флот. Крымчанам свойственно отделять себя ото всей Украины – в т.ч. и дружественных восточных областей. Одесские активисты недавно проходившего митинга «Я говорю по-русски» заявляли о том, что их движение важнее и сильнее крымского. И так далее.
Но страшнейшим показателем раздробленности сепаратистского движения стало движение «За Донецкую Федеративную Республику».
Когда я впервые услышал о представительстве этого движения в Киеве, моя реакция была однозначно положительной. Но агитационная листовка, найденная в Интернете, повергла меня в ужас. Во-первых, среди областей, которые предполагаются быть включёнными в Республику, нет Крыма. Во-вторых, в листовке, изобилующей патриотическими русофильскими лозунгами, Россия указывается одним из врагов наравне с Украиной. То есть, это движение признаёт справедливой всю ту псевдоисторическую ложь, порождение украинской пропаганды. Глупость включения подобного заявления в программу состоит хотя бы в том, что авторы этой идеи отказываются от российской поддержки и вообще заставляют отвернуться от себя многих потенциальных сторонников и союзников. Ну и в-третьих в листовке присутствует совершенно неуместное и необоснованное утверждение о «земле, давшей начало роду человеческому».
Если украинские русофилы-сепаратисты не поймут одного – сила любого движения за права народа – в единстве – вся борьба их обречена на провал. А для достижения согласия иногда приходится временно поступаться некоторыми идеями (такими как признание России угнетателем русских Донецка).
Заключение
Трудно не согласиться с популярным утверждением о том, что русский народ – один из самых антипатриотичных в мире. Ведь в самом деле – какой русский не любит с ироничной ухмылкой покритиковать власть, поговорить со странной стыдливой гордостью о причудах русского менталитета… результатом такой склонности в своё время стало образование государств Украина и Белоруссия. Сегодня мы имеем ещё ряд движений, которые можно охарактеризовать общим названием «русские против русских»: «Россияне против Москвы», «Движение сепаратистов Санкт-Петербурга», «Сибирские националисты», «Северная Русь»… думаю, этот список можно продолжать долго.
Западная Украина навсегда потеряна для своего русского народа. Но пока жива русская культура на Востоке, её нужно спасать. И этому может способствовать единственно верное и логичное решение - раздел страны на две части.
rus.zp.ua, Дмитрий Сосновский