Русское Движение

Наградная система современного казачества

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 

Казачьи войска традиционно считались гордостью русской армии, и в силу сложившихся исторических традиций стояли особняком от всех остальных подразделений российского воинства. Образовавшиеся еще во второй половине XV века «вольные люди» оказались необходимыми русскому правительству, заинтересованному в надежной защите рубеже страны. Их не только не преследовали, более того, государство содержало казацкие общины, наделяя их землей, снабжая оружием, снаряжением, обеспечивало свободу, взамен требуя охранять южные границы.

Храбрость и воинское умение казаков поощрялось не только деньгами и землями, но и наградами. История сохранила факты награждения казаков так называемыми «золотыми» – войско Ермака получило «золотые» за отличие в Сибирской военной экспедиции. В 1654 году в связи с воссоединением Украины и России в войска Богдана Хмельницкого было послано более 70 тысяч знаков отличия различного достоинства. Казацкие командиры награждались медалями с портретом монарха, носившимися на шейной ленте. В XVIII веке складывается уже особый тип медалей для иррегулярных казачьих войск: на лицевой стороне – обязательный императорский портрет, на оборотной, в особой фигурной рамке, украшенной знаменами и копьями, – надпись, содержащая название должности и имя награжденного. Известны однотипные медали для верхушки казачества Донского, Запорожского, Волжского, Терского, Уральского и других. Для рядовых казаков чеканились коллективные награды: на аверсе помещался портрет императора, на реверсе надпись («За службу и храбрость», «За усердие к службе»), без указания имени награждаемого.

Нагрудные знаки казаков составляют отдельную главу в российской фалеристике. Большая группа казачьих наград – это юбилейные знаки, учреждавшиеся к различным юбилейным датам. И одну из наиболее интересных групп представляют знаки, учрежденные в годы гражданской войны и в эмиграции для казачьих войск.

После принятия в 1991 г. закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», а затем не менее известного указа президента Российской Федерации 1992 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» казаки получили возможность выйти за рамки ансамблей песни и пляски. Появилось огромное количество различных казачьих общественных объединений, возрождаются традиционные деления на войска. Вместе с возрождением исторических знаков различия и отличия учреждаются новые. Одной из самой развитой является, безусловно, наградная система Общероссийской общественной организации «Союз Казаков».

«Академия русской символики «МАРС» также принимала участие в разработке наград для современного казачества.

В 1999 году была разработана наградная система «Не нам, не нам, а имени твоему». Девиз, объединяющий все знаки данной системы, взят не случайно. Людям, знакомым с русской фалеристикой, безусловно, известны памятные медали, вручавшиеся после войны 1812 года. За победу всем участникам кампании давались серебряные и бронзовые медали с изображением Всевидящего Ока и надписью «Не нам, не нам, а Имени Твоему». Медалями с такой же надписью награждались участники русско-турецкой войны в 1878 году. Фраза является сокращенной цитатой из Библии (девятый стих 113-го псалма Давида) – «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей», и подчеркивает то, что казачество исконно служило во славу православной монархии и русского народа.

Наградная система включает в себя орден I, II, III, IV степеней, звезду ордена.

В основе каждого знака лежит изображение эмблемы: российский двуглавый орел, между коронованными головами которого помещен православный восьмиконечный крест, держащий в лапах саблю в ножнах. Эмблема сочетает в себе два основных символа казачества – крест (православие) и меч (военная доблесть и готовность встать на защиту Родины).

Анна Скворцова, simvolika.org