Грядущее возрождение Русской цивилизации невозможно без ответов на самые фундаментальные вопросы, в том числе на вопрос: кто мы? Не ответив на него со всей ясностью, мы не можем рассчитывать на духовное возрождение нашего народа. Мы будем возвращаться к нему снова и снова, и со временем сей вопрос будет приобретать все большую значимость.
К сожалению, до сих пор среди не только отпетых либералов, но и многих простых людей бытует расхожее мнение о нашей еще не достаточной "европейскости", подразумевающее, что мы – захолустье Европы, дикое и непросвещенное, которое непременно должно отдаться на воспитание "цивилизованному миру". Это одержимое стремление втиснуться "в Европу", пусть даже с полной потерей своей идентичности, исходит из убежденности в том, что существует лишь одна цивилизация – европейская – и лишь одни ценности – европейские, – которые, следовательно, всеобщи и универсальны. Этот взгляд готов признать Русь лишь в той степени, в какой она готова раствориться в Европе, ибо Европа для него и есть все человечество, а отказ от «европейскости» равнозначен отказу от статуса человеческого. Об этом много писали наши гениальные мыслители: Н.Я. Данилевский, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий и др.
Но в этой статье я хочу сосредоточиться на том, что такое Европа. Ибо считаю, что нам надо раз навсегда отделаться от ошибочного приравнивания цивилизационного понятия «европейское» и моральной оценки «хорошее и правильное». Основанием для этого зачастую служит географическое определение Европы, простирающейся до Урала. Смешение этих трех понятийных уровней приводит к путанице и напоминает в буквальном смысле блуждание в трех соснах. Так что же такое Европа?
В Древней Греции Европой сначала называли всю известную землю к западу от Эгейского моря, противопоставляя ее Азии, лежащей к востоку (и по сей день этот полуостров, на котором сейчас расположена Турция, называется Малая Азия). Поскольку географические познания вначале были весьма ограниченными, то Эгейское море воспринималось как граница между частями света: в Азии солнце восходило, в Европе – закатывалось. Отсюда и этимология слова «Европа» – страна заката. Со временем же, когда были освоены земли черноморского бассейна, граница Европы была «отодвинута» до Дона (Танаис на древних картах). Почему именно до Дона? Все очень просто: древние греки дальше не проникли, и земли к востоку для них лежали уже за границей «цивилизованного мира». Тогда же и возникло поверье о варварах, живущих к востоку от Европы. Варварами назывались иноязычные этносы, говорящие на непонятных языках. (До сих пор в русском языке живут похожие слова, означающие непонятную речь: «ворковать» – когда влюбленные разговаривают на только им понятном языке; «ворчать» – бурчать что-то неразборчивое; «варнякать» – нелитературное грубое слово, означающее неприятную речь.) Это потом слово «варвар» стало признаком дикости, жестокости, грубости и вандализма. Кстати, слова «вандал» и «варвар» стали синонимами именно потому, что племена вандалов принимали самое активное участие в разорении разложившегося и уже не способного к сопротивлению Рима (IV-V вв.). Эти события впоследствии укрепили представление о том, что восточные племена (варварские по самому определению) являются непременно плохими. Мол, Европа всегда страдала от набегов азиатских варваров, грабивших «цивилизованных европейцев». Итак, в античности граница Европы была «отодвинута» до Дона, ибо греческие поселения распространились именно до этих пределов.
Но античная цивилизация ушла в небытие, а более поздняя западноевропейская, зарождающаяся примерно в IX веке (на этом сходятся крупнейшие мыслители: Шпенглер, Тойнби, Л.Гумилев и др., да и С.Хантингтон пишет об этом прямо), русские земли родственными себе никогда не считала. Наоборот, со стороны Европы Руси всегда исходила угроза: Польша, Тевтонский орден, Швеция, католическая экспансия папства через Речь Посполитую. Угроза именно потому, что исходила она от совершенно чуждой нам цивилизации. В то время как русский человек беспрепятственно проникал все далее к востоку, обнаруживая самобытные, но близкие по культурному коду этносы, почти всегда исключительно мирно вливавшиеся в Русское государство, сношения с Европой всегда носили крайне напряженный характер. О тысячелетней борьбе наших предков против соблазна «европейского выбора» я попытался изложить в своей статье.
Очевидно, причина этого системного противостояния – принадлежность русских к совершенно особой цивилизации, которую точнее называть все же не русской, а евразийской (памятуя о ее полиэтнической структуре) или русско-евразийской (признавая русское ядро). Предвосхищая возможные замечания о размытости понятия «евразийский», отмечу: речь идет исключительно о «внутренней Евразии», ограниченной от остальной Азии с юга цепью гор – от Кавказа через Копетдаг, Памир, Тянь-Шань, Алтай, Саяны и далее до сопок Маньчжурии. Эта северная часть Евразии на протяжении тысячелетий обнаруживала общность судьбы в своем стремлении к объединению (держава хунну, Тюркский каганат, Монгольская империя, Российская Империя, СССР). До поры до времени нам и в голову не приходило называть себя Европой, отрицая свою особую цивилизационную идентичность, а Европе – считать нас Европой, признавая чуждых по духу и культуре равными себе.
Но все изменил Петр. Одержимый идеей сделать из русских европейцев, подражая им во всем, Петр «перенес» географическую границу Европы до Урала, которая с начала XVIII века (от Татищева) теперь там и находится. И во всех учебниках и справочниках так и пишут: восточная граница Европы проходит по Уральским горам. Мы же почему-то соглашаемся с этим, услаждая себя мыслью, что мы-де тоже Европа. Однако неужели кто-то всерьез считает калмыков, татар или ненцев европейцами? Конечно, нет. Необходимо четко осознать: Европа – понятие не столько географическое, сколько цивилизационное. И в глубине души мы это понимаем, не распространяя географическое понятие Европы на наши этносы, принадлежащие к русско-евразийской цивилизации. Но тогда вопрос встает ребром: так где же пролегает граница Европы?
На мой взгляд, исчерпывающий ответ на него дан Самюэлем Хантингтоном в его «Столкновении цивилизаций». Понимая всю фундаментальность этого вопроса, он ясно и лаконично пишет: "Наиболее ясный ответ, против которого трудно возразить, дает нам линия великого исторического раздела, которая существует на протяжении столетий, линия, отделяющая западные христианские народы от мусульманских и православных народов. Эта линия определилась еще во времена разделения Римской империи в четвертом веке и создания Священной Римской империи в десятом. Она находилась примерно там же, где и сейчас, на протяжении 500 лет. Начинаясь на севере, она идет вдоль сегодняшних границ России с Финляндией и Прибалтикой (Эстонией, Латвией и Литвой); по Западной Белоруссии, по Украине, отделяя униатский запад от православного востока; через Румынию, между Трансильванией, населенной венграми-католиками, и остальной частью страны, затем по бывшей Югославии, по границе, отделяющей Словению и Хорватию от остальных республик. На Балканах эта линия совпадает с исторической границей между Австро-Венгерской и Оттоманской империями. Это – культурная граница Европы... Европа заканчивается там, где заканчивается западное христианство и начинаются ислам и православие".
На самом деле так считает практически каждый европеец, не признавая русский народ равным себе. Давайте зададимся вопросом: мы что-нибудь от этого теряем? Самое удивительное, что абсолютно ничего! Мы должны понять всю чуждость нам европейской цивилизации и возвратиться к себе домой, т.е. к своей культуре, а не пытаться стать бедными родственниками в этом «общем европейском доме» (так и хочется сказать – публичном, учитывая тот разврат, в который выродилась Европа). Хватит тешить себя «общечеловеческими» иллюзиями и впадать в грех самоуничижения, закрепляя моральное превосходство за цивилизационным понятием «Европа». Русская цивилизация была, есть и будет отличной от западной. Но это наше Отечество, и мы обязаны хранить ему верность.
Пора вылечиться от болезни европоцентризма!
Евгений Чернышев, член Союза граждан Украины (Донецк)