Баран, который спас стадо от нападения волков, для пастуха опаснее, чем волки или бандиты. Этот баран покусился на весь образ жизни пастуха. Хуже того, все намного серьезнее: этот баран покусился на всю систему – в принципе.
Среди способов познания окружающей действительности один из самых привлекаемых, это создание моделей – упрощенных копий этого мира. Чем проще модель, тем проще увидеть наиболее значимые элементы и понять законы их взаимодействия. Но чем больше упрощений, тем ограниченнее область реального использования модели.
Камень упадет с высоты 10 метров на землю почти «строго» по формулам Ньютона (разница при учете сопротивления воздуха или нет будет очень мала). А с высоты 100 метров – сопротивление воздуха придется учесть. С 10 километров придется учитывать эффекты третьего порядка (изменение плотности от давления и не только). А что бы Баллистическая ракета попала в цель - честно признаюсь, не знаю, до каких приделов и сколько всего нужно учесть.
Критерием вероятности того, что модель «правильная», «хорошая» является»:
1. Соотношение «цены /качества». Соотношение широты и глубины объяснения свойств системы / простота (сложности) модели).
2. Способность модели предсказывать и объяснять то, что от нее в момент создания и не требовали (Хотя конечно это по сути сводится к первому, но столь важное что мне кажется его можно сделать отдельным пунктом).
Когда я сталкиваюсь с каким то сложным явлением, которое стремлюсь понять - я стараюсь создать не только «хорошую» модель, но мне еще очень хочется, что бы она была эстетически красивой, яркой, необычной. Затрагивала не только разум, но и сердце. Хочу я этого, скорее всего, потому, что сам я, в первую очередь, стараюсь понять то, что в свое время, затронуло меня - сначала эмоционально, а потом уж стало просто интересно. Ну а во вторых… почему бы (по мере сил и возможностей) не совместить удовольствие от науки и искусства на одном листе.
По крайней мере, в бизнесе иногда случаются ситуации, когда некоторые вопросы приходится решать лично – и знаете, иногда получается! (Передать бешеное желание, да и не только его, а еще важнее - готовность выдавить глаза в тексте совершенно законопослушного письма, формально соответствующего всем - писанным и не писанным - нормам деловой переписки так, что у адресата случается сердечный приступ. Это не просто. Это творчество такое же, как написание стихотворения, от которого у кого-то сердце забьется почти так же сильно.
Когда я еще был школьником, я искренне думал, что живу в лучшем в мире государстве. При этом видел, конечно, что не все в порядке, да и в газетах иногда критический материал публиковали. Но при этом (как и большинство моих сверстником в то время ) считал, что большинство недостатков имели вполне удовлетворительное объяснение. Колбаса и масло по карточкам? - Страна c самым холодным климатом в мире.
Наш юг – север США, которые во Вторую мировую разжирели, а нам пришлось столько тратить денег и на восстановление, и на конкуренцию с ними в военной области. Они грабят весь мир, а мы пол-миру помогаем. Часть недостатков – не система виновата, а люди несовершенны, и т.д. и т.п.
Но была одна проблема, которая зацепила меня с первого раза, очень сильно и надолго. Проблема, которая совсем не укладывалась в ту замечательную картину мира, что я имел счастье лицезреть каждый день, проживая в СССР.
Мне, тогда еще совсем зеленому юнцу, был очевиден какой-то нереальный запредел, совершенно необъяснимый маразм в области права человека на самооборону. Проблема встречалась так часто и решалась с таким устрашающим постоянством и исключительной степенью несправедливости, что не поддавалась объяснению.
Особенно меня убивало даже не то, что людей признавали виноватым в превышении необходимой обороны там, где превышения, очевидно, не было, не то, что фактически одно за другим решения судов практически лишали людей прав на самооборону, а то что за «превышение» наказывали значительно сильнее, чем если бы это же человек совершил преднамеренно как преступник.
Я ничего не понимал. И никакая пропаганда не позволяла мне понять, согласиться и примириться с этим.
Это была моя черная кошка, которая пробежала по моей лестнице детства два раза подряд.
Потом была вольница 90–х. Отсутствие вертикали власти и какой-то главенствующей идеологии, когда еще не все было схвачено, и поэтому многое было по-разному, и всегда была альтернатива и шанс, но не здесь – не в этой области. Все так же, по-прежнему бетонная стена – без вариантов. Потом 2000–е - и все по-прежнему. А тут еще с удивлением обнаружил, что в этом вопросе даже в самых демократических странах не все в порядке (часто не менее сурово, но обычно не так грубо, как у нас). Такое ощущение, что какой-то секретный циркуляр глобального свойства и глобального высочайшего приоритета.
Как запрет на инцест. Вещь, запрещенная или не одобряемая практически во все времена при любых политических строях и разных культурах. Известно, что за этим запретом стоят причины фундаментальнейшего биолого-социального порядка.
В общем, возникло ощущение, что за всем этим таится что то очень серьезное, какая-то тайна.
Предлагаю социальную модель, которая при относительной простоте не только объясняет, почему у власти такое особое отношение к самообороне, но и позволяет любителям социальных игр немножко поиграть, сделать кое-какие весьма занятные наблюдения и выводы.
Итак, рассмотрим простенькую систему, состоящую из небольшого количества элементов и связанных между собой небольшим количеством связей (правил взаимодействия). По крайней мере, не сложнее, чем шахматы.
Некая территория. На ней растет трава, которую едят овцы.
Люди, которые которые пасут овец; и овцы дают им все, что нужно для жизни (одежду и еду).
Собаки - которые помогают пасти и охранять овец. Сами питаются овечьим мясом, которое им дают люди.
Волки, которые едят овец, так сказать, без позволения человека.
Стадо состоит из овец и баранов (последние намного больше овец и имеют рога).
Как-то в отсутствие хозяев на стадо напали волки. Собаки связали боем часть волков (или разбежались - неважно) – и пошла резня. Тут у одного из баранов от вида того, как убивают его жен и детей, поехала крыша (такое не часто, но иногда случается). И он, забыв о законах той модели реального мира, в которой происходит действие (по которому он - тупая трусливая еда), разбежался и рогами волку в бок, и убил (ранил) одного волка, потом второго... В общем, большую часть стада спасли.
Что сделал пастух? Похвалил барана, угостил его зеленым бананом, сделал племенным?
Нет.
Он его зарезал. Причем не только его, но и все его потомство под корень и закопал.
Хотел все стадо. Но жаба задушила.
Почему?
Все просто.
1. Где гарантия, что завтра, когда пастух будет резать овец на шашлык – баран не долбанет его в бок рогами.
2. А если глядя на него другие бараны сообразят – если они могут победить волка, то и собак тем более. И как тогда управлять стадом. Пастуху самому, что ли, бегать вокруг стадо с посохом?
3. А вдруг бараны решат, что можно уйти в горы и жить свободно.
Что тогда делать. Как в старые времена, бегать по горам и (конкурируя с волками) охотиться на них?
4. Зачем уходить в горы – говорят, сто лет назад один баран вообще додумался убить всю семью хозяина и остаться жить в этой местности свободно. Он и ему подобные начали других с баранов подбивать на такое же – много тогда народу погибло.
Баран, который спас стадо от нападения волков, для пастуха опаснее, чем волки или бандиты.
Волки покушаются на его овец. А баран - в принципе - на его права владеть овцами, на право стричь их, есть их, продавать (и вообще бог знает, что может прийти в голову человеку, когда вокруг только волки, собаки и бараны).
Этот баран покусился на весь образ жизни пастуха.
Хотя нет, на самом деле все намного серьезнее: этот баран покусился на всю систему – в принципе.
Как если бы шахматная фигура решила не изменить немного правила игры в шахматы (скажем, пешка вдруг захотела уметь ходить и бить, как король), а превратить их в домино или «поле чудес».
В Спарте убивали физически крепких рабов. На всякий случай.
В современных сообществах сажают тех, кто посмел защищать себя и своих близких.
Человек, не побоявшийся защитить себя - способен завтра на борьбу с несправедливостью.
Несправедливости это не надо. Ей так уютно приятно и сладко владеть этим миром.
И не надо никаких специальных циркуляров. И не надо высочайшее «ату его, ату!..» Судьи сами с усами.
Кошку не надо учить, что ей нужно делать с мышкой. Это у нее в крови. Представители власти изничтожают таких вот баранов не по указке сверху, а по велению сердца, по внутреннему побуждению, ничего не требуя за это! Никаких дивидендов. Примерно также люди уступают беременной женщине место в общественном транспорте.
Именно по этой причине даже в тоталитарном советском обществе про такие случаи писали постоянно и много. На первый взгляд, недосмотр, глупость – антисоветская пропаганда.
Нет, не глупость.
Посадить - селекция. Точнее, выбраковка. Но этого мало. Все должны знать. Для устрашения.
И чем очевиднее и больше несправедливость – тем устрашающе она выглядит.
Когда-нибудь от бремени проблем, от старости (никто не живет вечно) или от врезавшегося в нее пары Боингов -737 (своих самолетов уже не выпускаем) вертикаль власти рухнет. И в наступивший переходный период, в то изумительное, волшебное и, увы, короткое время (когда будущие слуги народа будут очень заняты почти настоящей драчкой друг с другом за свое единоличное право отодрать (пардон – обобрать) общество и передать подельнику дальше по кругу), в которое можно успеть сделать небольшое количество полезных вещей. И от того, какие это будут вещи, будет зависеть, что будет потом.
Жесткое изнасилование с ножом у горла или почти по любви, когда процессом руководят, нежно придерживая за волосы, намотанными на кулак. Если не дергаться и делать все правильно, то не только не больно, но даже можно получить удовольствие (а как известно, от удовольстия до любви один шаг с каждой стороны).
Поэтому готовить список дел, которые надо будет попытаться успеть сделать в тот момент, нужно сейчас.
Одно из таких действий у меня не вызывает сомнений.
Статья в Конституции - человек имеет право на непосредственную защиту жизни, здоровья, имущества чести и достоинства.
(Печатается с сокращениями).
: Peter VY, gidepark.ru