Русское Движение

ГАЗОВЫЙ МОМЕНТ ИСТИНЫ

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Кому хочется признаться в собственной дурости. Но придется  В последнюю неделю произошло несколько событий, которые могут сильно поколебать мятежный дух украинских властей, устремленный построить через пяток лет газонезависимую державу.

Политическая независимость уже 21 год гордо реет над разоренной буржуазными реформами Украиной, теперь приналечь - и 60 млрд куб. м собственного газа ежегодно из известных только пану Азарову и его товарищам источников будут выносить мозг российскому президенту.

Но вот пошла потоком информация.

 «Хочу проинформировать вас, уважаемые коллеги, что морской участок второй нитки «Северного потока» уже практически завершен», – заявил 4 июня на заседании 29-го саммита Россия – Европейский Союз президент России Владимир Путин.

 Кто бы сомневался, что в августе и по второй нитке потечет мимо нашего рта очередная порция транзитной недоли. 

Там же на саммите Владимир Владимирович специально для ушей киевских архистратигов добавил: 
«Через 1,5-2 года заработает газопровод «Южный поток».

 Это явное предложение Кремля Банковой прекратить тупо упорствовать и пока не поздно осуществить проект «Международного газотранспортного консорциума», заявленный ещё 10 лет назад.

 Впрочем, проблемы слуха уже не критичны для того, чтобы федералы для подстраховки реально протянули 1-2 трубы (из намеченных 4-х) South Stream пропускной способностью каждой по 15,75 млрд. куб. м. Киев не раз демонстрировал, что имеет склонность херить договоренности по первому зову из-за океана. Потому, в конце концов, и нарвался на «трубость» обходных маршрутов.

Между тем фарватер для 
«Южного потока», похоже, полностью очистился от примеси европейского прожекта «Набукко».

Прерванная песнь «Набукко»

Джузеппе Верди опера 
«Набукко» о злоключениях библейских иудеев в Вавилоне принесла мировую славу. Однако газоносной трубе-тезке не суждено не только во всей красе воплотиться в металле, но и прославить авторов диверсификационной затеи.

28 мая из лондонского Сити пришло сообщение: 
«Поддержанный Еврокомиссией проект строительства газопровода из региона Каспийского моря и Центральной Азии к восточной границе ЕС в обход территории России может быть окончательно отменен уже к концу июня текущего года».

 Ожидаемое событие, если учесть, что с тонущей посудины «Набукко» делают ноги участники плаванья. Так венгерская газовая компания МОL, одна из учредителей «Набукко», в конце апреля 2012 года официально соскочила с проекта. Сдернулась, как только стало понятно, что Путин, вопреки соплям и воплям либерастической общественности, пропишется на третий срок в Кремле. А натурализовавшись в ранге фактического российского самодержца, доведет до рабочей кондиции «Южный поток» – главного конкурента «Набукко».

Панихида по 
«Набукко» назначена после 12 июня. Т.е. после даты, на которую заложилась российская оппозиция – ещё раз проверить на прочность путинский режим массовыми акциями протеста. Но как бы кто ни относился к Владимиру Владимировичу (я не его фанат), прочности его положения позавидует и наш смекалистый Гарант. 

Скорее всего, в Москве случится буза, но она будет не настолько решительной, чтобы раздуть из неё оранжевое пламя, могущее испепелить насельников Кремля. Пожалуй, буча пойдет на пользу Путину, уже настроенного уклониться немного влево от либерального плана 
«развития» страны.

 Маршрут протяженностью 3,3 тыс. километров, первоначальной мощностью прокачки до 32 млрд. куб. м в год и стоимостью, по разным оценкам, от 7,9 до 14 млрд евро оказался не по зубам Европе, неумолимо скатывающейся в пучину депрессии. 

Главная причина, конечно, не в финансах. Когда упор делается на геополитику, о бабках не шибко думают. А 
«Набукко»затачивался под геополитику – оседлать на перспективу каспийский бассейн и поприжать здесь Россию. Просто затейники за 10 лет существования идеи так и не нашли у каспийских держав свободного газа для заполнения трубы хотя бы на треть. Так же как украинские вип-искатели приключений на независимую дупу не могут прочно разжиться хотя бы 5-ю млрд. куб. м в год для строительства терминала для СПГ.

А если у Азербайджана и Туркмении теоретически обнаруживаются некоторые объемы дополнительного товара, то Россия делает экономические и политические предложения, от которых каспийские богдыханы, хоть убей их, не могут отказаться.

Цены на нефть – конец десятилетию роста

1 июня цены на нефть марки 
Brent перевалили за знаковую отметку в $100 за баррель и уткнулись в межу $98. Что это – коррекция нефтяного пузыря или его прокол по образу и подобию того, что случился в августе 2008 года?

Как бы там ни было, но даже коррекция спекулятивного пузана до величин $70-80 может сильно скорректировать многие планы украинских реформаторов нарастить собственную добычу газа до величин, когда Москве можно будет не только крутить дули в кармане, но и выставить их на всеобщее обозрение.

Конечно, при цене нефти на мировых площадках в районе $110-120 газпромовская формула вычисляет для Украины цену на метан в пределах $410-430 за 1 тыс. куб. м. Подобная величина заставляет задуматься про энергосбережение, сланцевый газ, СПГ и добычу углеводородов со дна Черного моря. Если, разумеется, стоимость углеводородов застрянет на этих величинах на десятилетие вперед. Однако…

 Независимые от американского Госдепа аналитики дружно судачат о том, что падение нефтяных фьючерсов - ожидаемое событие, и потрясают наработками русского экономиста Николая Кондратьева («циклы Кондратьева»). По его календарю восходящих и нисходящих сырьевых суперциклов (примерно по 40 лет) на дворе развитие нисходящего тренда. Начавшийся в 1962 году период роста закончился в 2010 году. Выход из нового «медвежьего» периода возможен только через 40 лет после технологического прорыва в энергетике.

С убиенным большевиками Кондратьевым в какой-то мере солидаризируются аналитики 
«The Wall Street Journal». Сырьевой цикл«быкования», начавшийся в 1999 году, закончился: «Уже на протяжении текущего года цены на нефть и золото снизились на 10-20%, а цена на медь, которая считается барометром экономической активности, уменьшилась на 8% с пика этого года».

Причем эксперты отмечают, что 
«бычий» период цен на 20 основных сырьевых товаров закончился в 2008 году, и лишь беспрецедентная неэкономическая накачка банков эмиссионными средствами позволила поддержать их стоимость в 2010-2011 гг. на высоком уровне. Впереди неминуемый спад на долгие годы.

И в это время местечковые реформаторы от излишков ума замахнулись сделать Украину, перманентно пребывающую в кризисе, самодостаточной энергетической державой.

Но стоимость российского газа в $130 за 1 тыс. куб. м, как это было в 2006 году, или $80, как было до оранжевой смуты 2004 года 
(а туда ведет рок событий), делает избыточным планы по наращиванию собственной добычи углеводородов. А всему причина – себестоимость проектов.

Например, руководство 
«Черноморнефтегаза» в 2011 году считало, что «экономически обоснованный уровень цен», когда выгодно бурить дно Черного моря, составляет $136. Из той же ценовой оперы себестоимость производства 1000 м3 СПГ, с учетом капитальных затрат на строительство дорогостоящей инфраструктуры – до $180.

Затраты на добычу из слобожанских классических месторождений метана не идут ни в какое сравнение даже с себестоимостью добычи в тундре Ямала – $35 и $20 соответственно.

 А о себестоимости производства метана из сланца и подумать страшно. По оценке Бертрана де Пельера, президента компании«Cadogan Petroleum plc» (ведет разработку месторождений нефти и газа в Украине), калькуляция начальной добыча сланцевого газа в Украине составит $280-350 за 1 тыс. куб. м.

 И только через пяток лет, если правительство отважится на фактические налоговые каникулы для газодобытчиков (как это имеет место быть в США), то, возможно, но без железных гарантий, себестоимость снизится до $90. Последняя цифра явно пропагандистского толка. Она отталкивается от той информации, что втюхивают америкосы всему честному миру.

Проект по добыче сланцевого газа в Украине вступит в силу в начале следующего года после полного оформления соглашения о разделе продукции 
(СРП) с победителями конкурса компаниями Shell и Chevron. Соглашение, по сути, будет носить колониальный характер. Ещё более колониальный, чем тот, который заключили русские в конце 90-х по разработке сахалинских месторождений. 

Сравнительный анализ СРП - отдельная тема. Но следует сказать, что в России отнюдь не гордятся тем, что провернули либералы в конце прошлого века. Путину даже пришлось в процессе последней предвыборной кампании запускать утку в СМИ, что благодаря его воле и упорству Россия расторгла кабальный договор с западными акулами нефтегазодобычи. Ничего подобного. ВВП удалось лишь слегка смягчить и конкретизировать пункты СРП.

На пути разработки сланцевого газа нас будут поджидать неприятные сюрпризы, до полного облома прожекта. Наподобие того, что случился с поляками.

Польский облом

В конце 2009 года в Польше с подачи американских компаний начался сланцевый бум. О сланцевом газе заговорили все: от попрошаек на улицах Варшавы до премьер-министра. Вдохновленные информацией 
(во многих случаях явно недобросовестной. На конкурентной войне, как на горячей войне – в ходу деза), поступающей от американских друзей-кураторов, поляки зажглись идеей отказаться от услуг «Газпрома» за счет собственной добычи нетрадиционного газа. Запасы его в Польше оценивались в 5,5 трлн. кубов.

 В начале 2010 года в варшавском регионе компания «Эксон» взялась бурить скважины, именуемые Факелом надежды. Вся Польша, затаив дыхание, ждала известий со сланцевого фронта.

Однако вплоть до IV квартала 2011 года никакой информации так и поступило. И только в конце 2011 года правительство Польши было вынужденно признаться, что облажалось. В том мусоре, что подняли на поверхность, оказалось менее 20% чистопородного метана.

 В марте 2012 г. правительство страны опубликовало доклад, в котором запасы сланцевого газа были оценены примерно в 560 млрд. кубометров – в 10 раз меньше, чем ожидалось. Для сравнения, русские запасы классического газа, себестоимость добычи которого на порядок ниже сланцевого, оцениваются не менее чем в 45 трлн. кубометров.

 Трудно расставаться с иллюзиями, замешанными на авантюризме. Кому хочется признаться в собственной дурости. Но придется.

Антон Дальский, From-UA