Нынешние власти Украины, впрочем, как и предыдущие, мало чем отличаются, так как упрямо проводят евроинтеграционную политику, не обращая никакого внимания на то, что, во-первых, в Европе никто Украину не ждет, а корабль под названием Европа погряз в своих внутренних проблемах, а во-вторых, большинство населения Украины не желаю евроинтегрироваться.
Интеграция же с Россией, Белоруссией и Казахстаном, хотя бы на уровне ТС, несет угрозу существованию Украины в нынешнем ее виде, как вотчины для олигархов украинского разлива и всей чиновничьей братии, глубоко пустившей корни в свои кресла и паразитирующей на своем же народе. При успехе реинтеграционных процессов рано или поздно встанет вопрос о необходимости существования элементов государственности на Украине в их нынешнем виде, т.е. в первую очередь, институтов президента и законодательной власти, которые в современных реалиях не только не несут никакой пользы народу Украины, но и во многом, являются вредными.
Учитывая крайнее нежелание элит Украины участвовать в рентеграционных процессах, заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова об упрощении процедуры предоставления гражданства РФ гражданам нынешних республик-членов СНГ следует рассматривать как изменение в тактике проведения реинтеграции. Если ее не удается провести сверху, договорившись с правящими элитами, то следует проводить ее снизу, разговаривая непосредственно с народами, параллельно усиливая давление на правящие элиты, что собственно и происходит. Давление нарастает, как по линии ТС, так и со стороны правительств РФ, Белоруссии и Казахстана. Основа диалога и реинтеграции снизу – финансирование и поддержка пророссийских общественных организаций, и самое главное - выдача паспортов РФ всем желающим.
Пока что в выдаче паспортов жителям Украины особенно преуспела Румыния, раздавшая более 50 тыс. паспортов по состоянию на лето 2010 г. жителям Буковины. Румыния считает Бессарабию и Буковину своими территориями, и мнит о себе, как о великой державе. Ничуть не отстают Венгрия, поддерживающая тесные связи с закарпатскими русинами, и недавно высказавшаяся в поддержку идеи закарпатских русинов о предоставлении Закарпатью автономии. Турция, опирающаяся на крымских татар. Польша, являющаяся членом ЕС, хоть паспорта не раздает, но все же предпринимала попытки расширить свое влияние на Западной Украине, достаточно лишь вспомнить карту поляка. А гражданство Израиля, уверен, есть у многих народных депутатов, крупных чиновников и олигархов. Европа, пытавшаяся до 1970-х годов бороться с множественным гражданством, прекратила всякие попытки ограничивать своих граждан в получении иностранных паспортов, к тому же в стремительно глобализирующемся мире крайне сложно, да и бессмысленно. В Бельгии с 2008 г. узаконено двойное гражданство, в США, по разным оценкам насчитывается о 500 тыс. до 6 млн. чел., обладающих паспортами не только США (даже Б. Обама до 21 года имел кенийское гражданство, доставшееся ему от отца).
Если соседние государства проводят политику раздачи паспортов и усиления своего влияния среди национальных меньшинств, то политика РФ, делающей первые робкие шаги в данном направлении, уж никак не может быть зазорной, к тому же назвать русских национальным меньшинством на Украине язык никак не поворачивается. Так что реакцию Совнацбеза Украины и его секретаря, г-на Клюева, на анонсированное МИД РФ упрощение процедуры предоставления гражданства вряд ли можно назвать адекватной. Ибо где же были чиновники, когда в результате журналистских расследований общественности было поведано о раздаче гражданства Румынии жителям Буковины? Все молчали и не обращали на такую деятельность Румынии никакого внимания.
Кроме того, выдача паспортов РФ всем желающим гражданам Украины не может нести никакой угрозы суверенитету Украины, по причине отсутствия последнего у Украины (политические решения Украина принимает под диктовку Запада, финансового суверенитета нет, вооруженные силы неспособны адекватно ответить на современные вызовы и угрозы), так спрашивается, чего же бояться и чему угрожать? Заявления о том, что наличие у украинцев двойного гражданства,будет усложнять выполнение государством своих обязательств,в отношении своих граждан также не соответствуют действительности, ибо Украина давным-давно не исполняет даже минимальные обязательства перед своим населением. Для граждан Украины, о которых забыло их государство, наличие второго паспорта является страховкой на случай, если Украина полностью прекратит выполнять свои обязательства перед ними. Следовательно, двойное гражданство должно стимулировать Украину доказывать своим гражданам то, что государство, на территории которого они проживают, лучшее.
Впрочем, самое интересное в вопросе двойного гражданства заключается в том, что на Украине оно не запрещено. Дело состоит в следующем: согласно ст. 22 Конституции Украины «при принятии новых законов или внесении изменений в существующие не допускается сужения содержания или объема существующих прав и свобод», а конституцией УССР, действующей до 1996 г., разрешалось двойное гражданство. Кроме того, подавая заявку на вступление в Совет Европы, Украиной были взяты обязательства по обеспечению и соблюдению прав человека. Так в Приложении к посланию ПАСЕ от 27.07.1995 г. относительно разъяснений по некоторым вопросам судебно-правовой реформы и обеспечения прав человека, Украина обязалась предложить двусторонние или многосторонние договоры о двойном гражданстве государствам, бывшими до 1991 г. республиками СССР. Эти обязательства были скреплены подписями Л. Кучмы, А. Мороза и Е. Марчука, и именно взяв на себя эти обязательства, Украина стала членом Совета Европы. Однако, это еще не все. Конституция Украины не запрещала двойное гражданство, исходя из стенограммы заседания Верховной Рады, в которой был отражен процесс принятия Конституции Украины, следует, что в термин «єдине громадянство» законодатель вкладывал следующее значение: наличие единых паспортов одного образца, а никак не ограничение граждан в праве получения еще какого-либо гражданства, таким образом, в Конституцию не вносилось понятие единственного гражданства. Позже Институтом законодательства ВР Украины был выпущен комментарий к Конституции Украины, в котором была совершена подмена понятий «единое гражданство» на «единственное гражданство», в результате чего содержание Конституции было искажено, а права и свободы граждан Украины были ограничены. После выпуска данного комментария ложь, никем не опровергнутая (А. Мороз тогда отказался от своих слов и выразил свою поддержку членам Института законодательства ВР), была подхвачена и растиражирована до такой степени, что приняла вид правды. Мало того, 20 сентября 2006 г. Украиной была ратифицирована Европейская конвенция о гражданстве от 06.11.1997 г., которая разделом 5 (ст. ст. 14-17) регулирует вопросы множественного гражданства, не только не запрещая его, но и прямо указывая на то, что государство не может обуславливать получение или сохранение ее гражданства отказом от другого гражданства или его утратой. Лица, обладающие множественным гражданством, обладают такими же правами, как и остальные граждане Украины.
Попытки законодательно ограничить возможности получения гражданами Украины паспортов РФ вряд ли увенчаются успехом, так как создать эффективно работающий механизм по поиску и лишению гражданства Украины тех, кто получил гражданство РФ, не представляется возможным. Кроме того, подобная деятельность будет незаконной и противоречащей действующему законодательству. Базы лиц, получивших иностранное гражданство, на Украине нет. А получение гражданином Украины иностранного гражданства является основанием для лишения его гражданства Украины (согласно ст. 19 ЗУ «О гражданстве Украины») (что опять же противоречит международным договорам, ратифицированными Украиной, а они имеют приоритет над законодательством), правда для этого нужен соответствующий указ президента Украины, но у В.Ф. Януковича и так забот хватает, так что штамповать указы он точно не будет. Обыски проводить у каждого, кто потенциально может получить паспорт гражданина РФ просто нереально, хотя бы по юридическим причинам (обыск в жилище можно провести только с разрешения суда). Подавать запросы в посольство и консульства РФ о выдаче списка лиц, ставших гражданами РФ, так же никто не будет, а даже если и подадут такой запрос, то информацию в консульствах будут скрывать до последнего, так как в противном случае попытки реинтеграции снизу автоматически провалятся. Если власть решит начать борьбу с двойным гражданством, то начать ее следовало бы с депутатов Верховной рады и чиновников (помнится, как во время обыска в жилище нынешнего узника совести Юрия Луценко был обнаружен его паспорт гражданина Израиля, однако, Юрий Витальевич не был лишен гражданства Украины, а олигарх Игорь Коломойский открыто заявил о наличии у него паспорта Израиля), иначе такая деятельность будет лицемерной по отношению к своему народу.
Да и вообще, успокоиться следовало бы украинским политикам. Чем больше паспортов выдаст РФ гражданам Украины, тем больше вероятность сохранения территориальной целостности Украины, ведь в таком случае мечты о создании Великой Румынии, путем установления контроля над Бессарабией и Буковиной, неминуемо наткнутся на позицию РФ, не желающей бросать своих граждан на произвол судьбы (Южная Осетия тому яркий пример).
Таким образом, на Украине нет никаких законодательных запретов на двойное, и даже тройное гражданство. Украина, ратифицировав в 2006 г. Европейскую конвенцию о гражданстве, дополнительно закрепила право украинцев на множественное гражданство. А все заявления украинских политиков не более чем ложь, пусть сначала изучат нормативно-правовую базу, прежде чем делать заявления об угрозе суверенитету и независимости Украины. Так что пора РФ начать процесс массовой выдачи украинцам своих паспортов, ведь, интеграция ускорится, граждане будут лучше защищены, отсутствующий у Украины суверенитет не пострадает, территориальная целостность Украины будет гарантирована. А напоследок скажу МИД РФ и лично Сергею Лаврову: «Верной дорогой идете, товарищи», а мы, сторонники воссоединения, вас только поддержим.