Интересно сколько еще времени (а счет идет уже на годы) электорат Украины, в первую очередь русскоговорящий, будет клевать на предвыборные обещания власти о придании русскому языку статуса второго (хотя это тоже спорно, ну, да ладно) государственного? Наверное, до тех пор, пока могучему и богатому таки не дадут свободу и перестанут его затыкать. Понимает это и власть, причем любого цвета, а посему проекты законов о языках на Украине, как самая крупная карта политической колоды, регулярно достается той или иной партией незадолго до грядущих выборов.
В принципе можно было бы порадоваться, что сегодня Рада рассмотрит законопроект, где русскому языку позволят смело действовать, но как порадоваться-то, если этот документ ОЧЕРЕДНОЙ? Можно еще сказать проходящий или пустозвонный. Перечислять победы русского языка ведь можно долго. Но стоит ли? Может только вкратце, для демонстрации общей картины: языковые достоинства в Украине рассматривались в 1989, 1991, 1996, 1999, 2003, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годах. Но только это ни к чему не привело. Вспомнить хотя бы, как в 2006-2007 годах более 20 местных советов востока и юга Украины приняли решение о предоставлении русскому языку статуса официального или регионального языка в пределах своей административной единицы. Однако большинство этих решений были опротестованы прокуратурой и отменены судами. Или март 2008 года, когда на ІІ Всеукраинском съезде депутатов всех уровней в Северодонецке Луганской области, несколько тысяч депутатов разных уровней призывали не допустить пересмотр Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств и одобрили «Декларацию прав русской культуры и культур других народов Украины». Все безрезультатно.
Так что надежды на законопроект «О принципах государственной языковой политики», с которым парламент знакомится уже почти год (!) с сентября 2011 года, мало. Можно, конечно, подумать, что документ требует тщательного рассмотрения, поэтому его так долго изучает парламент, но вспомним недавний эпизод с законопроектом о предоставлении всем заключенным права лечиться у заграничных врачей. Его состряпали за две недели, и за пару дней уже приняли за основу. Это что значит? Что некоторые граждане, наказанные за преступления, сегодня важнее, чем миллионы граждан страны, вынужденные читать инструкции к лекарствам на рiдной мове, заполнять документы на ней, и ей же, простите, пытаться розмовляти. Так что, едва ли можно посчитать совпадением то, что о языковом документе вспомнили накануне выборов.
И все-таки, что нового сулит нам документ? Любопытно, но авторы уже не предлагают сделать русский язык вторым государственным, а делают возможным в отдельных административно-территориальных единицах (в частности у нас, в Крыму) параллельно с государственным (украинским языком) использовать традиционный региональный язык или язык меньшинств. То есть то, что у нас сегодня уже существует. К примеру, документы, которые издает сегодня ВС Крыма нередко публикуются и на украинском, и на русском, и даже на крымско-татарском языках. Что и предлагает документ. Так же проект разрешает параллельно с украинским вести делопроизводство на региональном языке или языке меньшинства. Кстати, этот подход удовлетворяет нормы Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, в которых не употребляется понятие национальных меньшинств, а идет речь о традиционных языках на определенной территории, а потому (в случае принятия документа) можно будет еще и прогнуться пред Европой.
Законопроект сохраняет конституционный государственный статус украинского языка. А жителям Украины предоставляется право на языковое самоопределение и свободное пользование языками в частной и государственной жизни. Действие этого положения распространяется на языки, которые являются родными не менее, чем для 10%% граждан, которые населяют определенную территорию по данным переписи. По решению местного совета или по результатам сбора подписей в отдельных случаях, с учетом конкретной ситуации такие мероприятия могут применяться к языку, региональная языковая группа которого составляет менее 10 процентов населения соответствующей территории.
Если законопроект примут, то русский язык станет региональным в 13 административно-территориальных единицах Украины. А именно в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черниговской областях, в Крыму и в городах Киев и Севастополь. У нас к региональному языку приравняют еще и крымско-татарский, в Закарпатской области – венгерский, в Черновицкой – румынский.
Любопытно, что документ разрешает вещание местным телеканалам и радиостанциям на языке по усмотрению владельцев СМИ. Это положение больше всего удивляет, ведь до последнего времени вещание не на мове было одной из главных причин для прикрытия неугодного власти телеканала. Разрешается новым проектом и фильмы в кинотеатрах смотреть на любом языке, а значит, и озвучивать любым языком. Но это не новость, ведь не так давно Антимонопольный комитет Украины прессанул монополиста, озвучивающего киноленты украинским языком, а потому можно эту шарашкину контору распускать вовсе. Разрешает документ и наравне с государственным языком писать названия населенных пунктов (топонимы) региональным языком или языком меньшинств. И даже рекламу выробляти мовою, яку требует заказчик.
По мнению авторов проекта закона (депутатов от правящей партии), «принятие документа станет огромной вехой не только в борьбе за права человека в Украине, но и в отечественном государственном строительстве в целом, превращая Украину в мощное стабильное процветающее государство, в центре которого будет стоять человек, его права и свободы».
Документ этот Верховная Рада планирует рассмотреть в четверг, как стало известно он уже включен в повестку дня. И, судя по тому, как засуетилась оппозиция, есть вероятность, что его примут за основу. «Если этот законопроект будет принят, то об украинском языке в городах можно будет забыть. Поскольку под вывеской гуманизма и демократии в нем четко утверждается идея, что ни в университетах, ни на телевидении или рекламе в тех местах, где хотя бы 10% людей согласно переписи считают своим родным русский, украинского обязательного языка не будет вообще», - заявил нардеп Олесь Доний. Другие парламентарии затребовали от Януковича не спекулировать языковым вопросом. В общем, мина уже в действии.
Но все-таки большой вопрос позволит ли нынешнее правительство себе такую роскошь, как принятие, в пику своим предшественникам, документа, который хотя и не даст русскому языку статуса государственного, но наделит его массой привилегий. Если же проект снова станет той красной тряпкой, которая необходима была владе для получения проходного балла на выборах, то, увы и ах, проблема из области политики и права снова перейдет в зону межличностных конфликтов, что опасно для поликультурного украинского общества. Сторонники украинизации снова станут радикальными националистами и ксенофобами, а «иноязычный украинец» не патриотом, сепаратистом и потенциальным изменником…Все это может вызвать даже гражданское противостояние, а потому на наш взгляд, уместно было бы не спекулировать языками накануне выборов, а в промежутке между ними провести референдум и определиться с одним или двумя государственными языками на территории нашей страны.
Так что надежды на законопроект «О принципах государственной языковой политики», с которым парламент знакомится уже почти год (!) с сентября 2011 года, мало. Можно, конечно, подумать, что документ требует тщательного рассмотрения, поэтому его так долго изучает парламент, но вспомним недавний эпизод с законопроектом о предоставлении всем заключенным права лечиться у заграничных врачей. Его состряпали за две недели, и за пару дней уже приняли за основу. Это что значит? Что некоторые граждане, наказанные за преступления, сегодня важнее, чем миллионы граждан страны, вынужденные читать инструкции к лекарствам на рiдной мове, заполнять документы на ней, и ей же, простите, пытаться розмовляти. Так что, едва ли можно посчитать совпадением то, что о языковом документе вспомнили накануне выборов.
И все-таки, что нового сулит нам документ? Любопытно, но авторы уже не предлагают сделать русский язык вторым государственным, а делают возможным в отдельных административно-территориальных единицах (в частности у нас, в Крыму) параллельно с государственным (украинским языком) использовать традиционный региональный язык или язык меньшинств. То есть то, что у нас сегодня уже существует. К примеру, документы, которые издает сегодня ВС Крыма нередко публикуются и на украинском, и на русском, и даже на крымско-татарском языках. Что и предлагает документ. Так же проект разрешает параллельно с украинским вести делопроизводство на региональном языке или языке меньшинства. Кстати, этот подход удовлетворяет нормы Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, в которых не употребляется понятие национальных меньшинств, а идет речь о традиционных языках на определенной территории, а потому (в случае принятия документа) можно будет еще и прогнуться пред Европой.
Законопроект сохраняет конституционный государственный статус украинского языка. А жителям Украины предоставляется право на языковое самоопределение и свободное пользование языками в частной и государственной жизни. Действие этого положения распространяется на языки, которые являются родными не менее, чем для 10%% граждан, которые населяют определенную территорию по данным переписи. По решению местного совета или по результатам сбора подписей в отдельных случаях, с учетом конкретной ситуации такие мероприятия могут применяться к языку, региональная языковая группа которого составляет менее 10 процентов населения соответствующей территории.
Если законопроект примут, то русский язык станет региональным в 13 административно-территориальных единицах Украины. А именно в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Херсонской, Черниговской областях, в Крыму и в городах Киев и Севастополь. У нас к региональному языку приравняют еще и крымско-татарский, в Закарпатской области – венгерский, в Черновицкой – румынский.
Любопытно, что документ разрешает вещание местным телеканалам и радиостанциям на языке по усмотрению владельцев СМИ. Это положение больше всего удивляет, ведь до последнего времени вещание не на мове было одной из главных причин для прикрытия неугодного власти телеканала. Разрешается новым проектом и фильмы в кинотеатрах смотреть на любом языке, а значит, и озвучивать любым языком. Но это не новость, ведь не так давно Антимонопольный комитет Украины прессанул монополиста, озвучивающего киноленты украинским языком, а потому можно эту шарашкину контору распускать вовсе. Разрешает документ и наравне с государственным языком писать названия населенных пунктов (топонимы) региональным языком или языком меньшинств. И даже рекламу выробляти мовою, яку требует заказчик.
По мнению авторов проекта закона (депутатов от правящей партии), «принятие документа станет огромной вехой не только в борьбе за права человека в Украине, но и в отечественном государственном строительстве в целом, превращая Украину в мощное стабильное процветающее государство, в центре которого будет стоять человек, его права и свободы».
Документ этот Верховная Рада планирует рассмотреть в четверг, как стало известно он уже включен в повестку дня. И, судя по тому, как засуетилась оппозиция, есть вероятность, что его примут за основу. «Если этот законопроект будет принят, то об украинском языке в городах можно будет забыть. Поскольку под вывеской гуманизма и демократии в нем четко утверждается идея, что ни в университетах, ни на телевидении или рекламе в тех местах, где хотя бы 10% людей согласно переписи считают своим родным русский, украинского обязательного языка не будет вообще», - заявил нардеп Олесь Доний. Другие парламентарии затребовали от Януковича не спекулировать языковым вопросом. В общем, мина уже в действии.
Но все-таки большой вопрос позволит ли нынешнее правительство себе такую роскошь, как принятие, в пику своим предшественникам, документа, который хотя и не даст русскому языку статуса государственного, но наделит его массой привилегий. Если же проект снова станет той красной тряпкой, которая необходима была владе для получения проходного балла на выборах, то, увы и ах, проблема из области политики и права снова перейдет в зону межличностных конфликтов, что опасно для поликультурного украинского общества. Сторонники украинизации снова станут радикальными националистами и ксенофобами, а «иноязычный украинец» не патриотом, сепаратистом и потенциальным изменником…Все это может вызвать даже гражданское противостояние, а потому на наш взгляд, уместно было бы не спекулировать языками накануне выборов, а в промежутке между ними провести референдум и определиться с одним или двумя государственными языками на территории нашей страны.