На волне «крокодиловых слез»
Положение дел в жилищно-коммунальной сфере в Харькове — хотя технологии вымогательства сверхоплаты за эти услуги применяются, конечно, не только тут — мы освещали в ряде выступлений. Несмотря на отсутствие должной реакции на публикации в СМИ со стороны властей разного уровня (отписки не в счет!), продолжаем анализ проблем. Уже практически началась предвыборная «страда», во время которой кандидаты повсюду, в том числе в первой столице, щедро осыпают горожан обещаниями защитить их интересы. Самое время совершить краткий экскурс в историю тарифной политики «по-харьковски», на фоне которого ее нынешняя картина вырисуется более четко.
В 2006 г. Михаил Добкин, ныне губернатор области, а тогда один из претендентов на пост городского головы, в предвыборной листовке провозгласил: «Провести реформу ЖКХ за счет бюджета, а не за счет харьковчан!». Теперь тот лозунг характеризуют кратко: это — политика! Выходит, неизменные спутники последней — обман, невыполнение обещаний...
Геннадий Кернес, нынешний мэр, в бытность свою секретарем горсовета «вполне ответственно» (по его выражению) объявил: не допустим необоснованных повышений тарифов. Что получилось на деле, знают все харьковчане. С начала «правления» М. Добкина тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) резко поднялись; так, для большинства многоэтажек — в 2,5 раза.
Поскольку Михаил Маркович заверял, что реформу ЖКХ проведут за счет бюджета, он наверняка знал, что средства для этого имеются. Что подтвердил и советник мэра по экономическим вопросам Фазиль Аббасов: «В законе о реформировании ЖКХ начиная с 2004 г. предусмотрены значительные средства на реформирование этой сферы по Украине. Но, по словам министра, ни один город не смог воспользоваться этими деньгами, потому что никто не представил разработанный проект бизнес-плана по реформе. Мы участвуем, поскольку знаем, что деньги есть — на 2006-й запланировано выделить около 475 млн. грн.»...
Как были использованы эти почти полмиллиарда гривен, кто за них отчитался — неизвестно.
Закон как почва для произвола
Положение закона о местном самоуправлении, согласно которому установление (в порядке и границах, определенных законодательством) тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги отнесено к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов (ст. 28, п. «а», п/п 2), стало почвой для произвола.
В Харькове решения о повышении тарифов принимает горисполком; он состоит из 15 человек, многие из которых, как мы уже писали, — не депутаты, т. е. населением не избирались, и в смысле отчетности с них взятки гладки. Бывало, что депутаты горсовета даже не знали о решении горисполкома повысить тарифы. Надо внести в закон изменение, согласно которому решения (проекты) горисполкома по тарифам будут в обязательном порядке рассматривать профильные комиссии и утверждать поименным голосованием депутаты соответствующего совета. Тогда население сможет требовать от последних отчета о деятельности в этой сфере и получать информацию о позиции каждого из них при голосовании по тарифам.
А пока используется отработанная политтехнология: сначала представители властей пускают «крокодилову слезу» в форме жалоб на тяжкие проблемы в сфере ЖКХ, а потом горожанам навязывают задуманный тариф.
Начальник управления тарифной политики горсовета Наталья Замниус за пару месяцев до резкого повышения тарифов с 1 марта 2009 г. заявила: «Действующие тарифы не компенсируют фактических затрат по предоставлению услуг, из года в год снижается процент компенсации населением фактических затрат на содержание жилья. В III кв. текущего (2008-го. — Авт.) года он составлял 67%» (Харьковские известия. — № 154/1, 23.12.2008).
Между тем согласно «Информации о тарифах на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий по базовым предприятиям», т. е. по официальным данным мониторинга МЖКХ по 27 регионам страны, уровень компенсации по состоянию на 1 сентября и 1 ноября 2008 г.составлял соответственно 96,8 и 89,1%. Отсюда получаем для III кв. показатель 93% (при максимальной допустимой погрешности 0,05%).
Значит, исходя из логики «рекомендаций» экспертов МВФ о 100%-ной компенсации и принимая за базис данные МЖКХ, тариф достаточно было бы повысить всего на 7%. Однако Харьковский горисполком не стал мелочиться, подняв его, например, для классической многоэтажки на Алексеевском жилмассиве в 1,87 раза, т. е. на 87%. Никаким экономическим обоснованием здесь и не пахнет. При таком подходе и в литровую банку запросто умудрятся «впихнуть» 3 литра.
Ни логики, ни справедливости: тарифы, беспощадные к одиноким
Следующая немощь, а то и раковая опухоль, поразившая жилищно-коммунальный организм, — надуманная система формирования тарифов на ЖКУ.
С 12 июля 2005 г. действовало ныне отмененное постановление Кабмина (ПКМ) №560. Постановлением от 20.05.2009 № 529 утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий. Используется также ПКМ от 1.06.2011 № 869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на ЖКУ», где порядок расчета тарифов мало чем отличается от изложенного в предыдущем документе.
В этих подзаконных актах есть ряд существенных недостатков; они, вопреки нормативным требованиям, не прошли регистрацию в Минюсте, т. е. не проверены на юридическую чистоту. Неудивительно, что подобные нарушения допускаются и в регионах, в частности в Харькове. Например, разрабатываемые коммунальными предприятиями договоры (в которых множество ляпсусов) не согласовываются с юридическим департаментом горисполкома. Коммунальщики сами себе определяют права и обязанности, сами выбирают, что выполнять, а что нет.
На наш взгляд, устав коммунального предприятия (КП) «Комплекс по вывозу бытовых отходов» (КВБО) утвержден на недостаточном уровне, а именно — заместителем директора департамента экономики и коммунального имущества. Так называемый публичный договор о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов, заключенный между КП КВБО и населением, опять-таки подписал зам. Утверждению таких документов должны предшествовать их проверка и визирование юридической службой, однако похоже, что юристы в глаза не видели этих бумаг. Хотя в горисполкоме есть юридический департамент, его работники, вероятно, загружены в основном судебными делами против сограждан.
Согласно Гражданскому кодексу и закону о ЖКУ договор между поставщиком (исполнителем) услуг и потребителем должен заключаться в письменной форме. Без этого КП КВБО не имеет юридического права предъявлять иски к должникам за услуги, а суд не вправе принимать к производству дела, поскольку возможность взыскивать задолженность с собственников квартир предусматривается, по закону о приватизации государственного жилфонда от 19.06.1992 № 2482-XII (с изменениями, внесенными законом от 18.11.1997 № 642/97-ВР), исключительно по письменным договорам.
Непонятно, кто наделил исполнителя услуг правом предъявлять потребителю, скажем, такие требования, предусмотренные вышеназванным «публичным» договором (Харьковские известия. — № 153/2 от 28.12.2011):
— оплачивать услуги до 15-го числа (тогда как пенсии выплачивают до 20-го. — Авт.);
— сохранять отходы (ст. 19, п. 4);
— обеспечивать раздельный сбор бытовых отходов (ст. 19, п. 5);
— соблюдать требования действующих норм и правил по содержанию в надлежащем сантехническом состоянии контейнеров и контейнерных площадок (ст. 20, п. 1), своевременно (периодичность не указана. — Авт.) и надлежащим образом размещать отходы, избегать переполнения контейнеров...
Потребитель, выходит, обязан «периодически» (согласно вышеупомянутым «действующим нормам и правилам») мыть и дезинфицировать контейнеры, подкрашивать и ремонтировать их и пр. А вот исполнителя возлагаемая на него теми же правилами обязанность производить уборку на площади 100 кв. м вокруг каждого контейнера, очевидно, ни к чему на деле не обязывает.
В указанных «не совсем нормативных актах» обнаруживаются серьезные «проколы» по части метрологии. Гиганты жилищно-коммунальной мысли, чтобы не обременять себя лишними заботами, в качестве калькуляционной единицы определили 1 кв. м общей площади квартиры, находящейся в собственности или в найме у физического либо юридического лица (п. 5 Порядка формирования тарифов в ПКМ № 529).
Несколько лет назад харьковчанин, пенсионер Александр Ивахненко, составив заявление при помощи юристов Народной партии (Народного блока Литвина), подал судебный иск против Кабмина, Харьковского горсовета и горисполкома об отмене решения, согласно которому принимались неправомерно завышенные тарифы на квартплату, и об аннулировании п. 5 Порядка формирования тарифов в ПКМ от 12.07.2005 № 560. Печерский суд в Киеве удовлетворил этот иск частично: решение Харьковского горисполкома было приостановлено, а вот п. 5 Порядка, этот «квадратнометровый абсурд», жив и поныне.
По-видимому, юристы НБЛ не сумели убедительно обосновать отмену этого пункта, а заодно и документов, в основу которых он положен. Остались открытыми и вопросы к министерским и кабминовским чиновникам: какое отношение имеет площадь квартиры к техобслуживанию (ТО) лифтов (которые перевозят не квадратные метры, а людей), к уборке придомовой территории и т. д.? Во что выливается «метраж», видно из таблицы (за основу расчетов взяты тарифы, действующие с 1.03.2009 по 1.01.2012).
Спрашивается, почему проживающий в однокомнатной квартире, как правило, одинокий человек — чаще всего пенсионер — за уборку придомовой территории платит в год на 92,04 грн. больше, чем в среднем каждый из жильцов двухкомнатной квартиры? Предполагается, что старичок больше мусорит? Да и на лифтах, видать, катается почем зря — иначе с какой стати его платежи за их ТО на 86,92 грн. выше. В целом по квартплате за год набегает384,68 грн. — треть (а то и больше) пенсии...
А городские власти тем, кто обращается с жалобами на нелогичность и несправедливость описанной системы взимания платежей, рекомендуют направлять заявления в центральные инстанции.
Экспертиза арифметики: как поднимают платежи по лифтам
Еще один харьковский жилищно-коммунальный абсцесс касается так называемого экономического обоснования прозрачности и структуры тарифа на ТО лифтов и системы диспетчеризации (СД) — услуги, оказываемые коммунальным специализированным предприятием (КСП) «Харьковгорлифт», находящимся на подряде у КП ЖКС. Горсовет и горисполком предыдущей и нынешней каденций решили по вопросам размера тарифов играть с населением «по-крупному» (анализ представлен за период до 1.01.2012).
Для примера взят дом №34 по просп. Людвика Свободы, в котором 12 этажей, 9 подъездов, 18 лифтов, общая площадь квартир (без первых этажей) — 21 240,52 кв. м, количество жильцов (без первых этажей) —880. Тариф на ТО лифтов составлял 0,090 грн./кв. м до 1.03.2009, затем до 31.12.2011 егоподняли до 0,391 грн./кв. м, т. е. в 4,3 раза, или на 334% (0,391 — 0,090)/ 0,090)100 = 334%)!
Власти при любых претензиях отвечают: все, мол, рассчитано строго на основе нормативно-технической документации и математики. Но ведь с помощью математики тарифы можно или сделать прозрачными — или подпустить туману, а то и вовсе покрыть мраком... Утверждение экс-мэра М. Добкина, что «местные чиновники могут рассчитать тариф до копейки» не вызывает сомнений, но в чьих интересах производятся эти скрупулезные вычисления? Нынешний городской голова Г. Кернес в конце прошлого года также заявил: «...вся эта арифметика прошла экспертизу и анализ тех инстанций, которые должны контролировать эти вопросы».
А еще раньше, 8 апреля 2011-го, он говорил: «мы как руководители города... заинтересованы в том, чтобы провести масштабную разъяснительную работу о том, сколько стоит та или иная услуга». Мы попытаемся в меру своих возможностей помочь мэру в реализации его благих намерений.
Большое значение придает «информационной подготовке», видя в ней «честное отношение к горожанам», и директор КСП «Харьковгорлифт» Анатолий Кандауров. Потому-то, видимо, и появились год назад на дверях подъездов жилых домов листовки о трудностях, переживаемых предприятием.
Обратившиеся за разъяснениями к руководителю лифтовиков журналисты затем сообщили читателям, что «Анатолий Кандауров заявляет: повышение тарифов не готовится, и заверяет, что даже расчетов сейчас не ведут. По его словам, финансовой помощи городского совета сейчас для работы достаточно, несмотря на то, что в харьковском лифтовом хозяйстве самый низкий тариф в стране» (Коммунальные тарифы. Повышение готовится // www.mediaport.ua, 8.04.2011). «У нас обслуживание лифта — 180 грн. в месяц, тогда как в Луганске — 540 грн.», — конкретизировал он.
Между тем в упомянутых листовках, в частности, указывалось, что стоимость ТО одного лифта и СД —420 грн. в месяц; это вызвало недоумение у харьковчан. Расчеты (не арифметика власти) показывают следующее.
1. Исходя из тарифа 180 грн./мес. на ТО одного лифта платежи по выбранному для примера дому должны составлять:
— за месяц: 180 грн. х 18 лифтов = 3240 грн.;
— за год: 3240 грн. х 12 = 38 880 грн.
2. Согласно тарифу 0,391 грн./кв. м и решению горисполкома определяем платежи:
— за месяц: 0,391 грн./кв. м х 21 240,52 кв. м = 8305,04 грн.;
— за год: 8305,04 грн. х 12 = 99 660,48 грн.
Итак, платежи, начисленные по тарифу «за квадратные метры», в 2,56 раза (8305,04/3240 = 99 660,48/ 38 880 = 2,56) больше, по тарифу Кандаурова. А конкретно по дому №34 переплата в год составляет 60 780,48 грн., причем на каждый из 18 лифтов приходится 3376,69 грн./год.
Теперь возьмем за базис 420 грн. Согласно данным квитанции КП ЖКС тариф на ТО лифтов составляет 0,391 грн./кв. м, а на ТО СД — 0,111 грн./кв. м. Тогда общий тариф в месяц — 0,502 грн./кв. м, причем на ТО лифтов приходится 77,9%, а на ТО СД — 22,1%. Следовательно, ТО одного лифта в месяц обойдется в 327,18 грн. (420 0,779 = 327,18), а ТО СД, обслуживающей один лифт, — в 92,82 грн.
3. Исходя из тарифа 420 грн./мес. на «ТО одного лифта и ТО СД» подсчитываем платежи по дому:
— за месяц: 420 грн. х 18 лифтов = 7560 грн.;
— за год: 7560 грн. х 12 = 90 720 грн.
4. При общем тарифе 0,502 грн./кв. м в месяц платежи по дому должны (точнее, не должны) достичь такого уровня:
— за месяц: 0,502 грн./кв.м х 21 240,52 кв. м = 10 662,74 грн.;
— за год: 10 662,74 грн./мес. х 12 мес. = 127 952,88 грн.
И, значит, они при тарифе «за квадратные метры» в 1,41 раза (или на 41%) выше, чем при его размере 420 грн.: 10 662,74/7560 = 127 952,88/ 90 720 = 1,41.
Переплата по дому:
— за месяц: 10 662,74 — 7560 = 3102,74 грн.,
— за год: 127 952,88 — 90 720 = 37 232,88 грн.,
— за 34 мес. (с 01.03.2009 по 31.12.2011): 3102,74 · 34 = 105 493,16 грн.
При этом переплата за ТО одного лифта и СД за 34 мес.: 105 493,16 грн./ 18 лифтов = 5860,73 грн.
Взяв за основу стоимость ТО одного лифта и СД, равную 420 грн./мес., мы вычислили, что общий тариф на эти услуги применительно к калькуляционной единице «1 кв. м» до 31.12.2011 должен был составлять 0,356 грн./кв.м (0,502 · 7560/10 662,74 = 0,356), а с учетом коэффициента соотношений — на ТО лифтов 0,277 грн./кв. м и на ТО СД 0,079 грн./кв. м.
Абсолютная величина разности между «экономически обоснованным» тарифом, назначенным горисполкомом, и тарифом, рассчитанным из собственных данных КСП «Харьковгорлифт», составляет:
— для ТО лифтов: 0,391 — 0,277 = 0,114 грн./кв. м;
— для ТО СД: 0,111 — 0,079 = 0,032 грн./кв. м.
Предприятие «Харьковгорлифт» обслуживает 6422 лифта. Приняв среднюю стоимость ТО одного лифта и СД равной от 0,330 до 0,400 грн./кв.м, можно с большой степенью вероятности утверждать, что харьковчанам за период действия тарифа с 1.03.2009 по 31.12.2011 были незаконно начислены завышенные платежи на 25—30 млн. грн. На эту сумму, возможно, с учетом данных ОблКРУ и ГлавКРУ, должен быть сделан перерасчет жителям домов коммунальной собственности, домов ОСМД, ЖСК и др.
Жильцы дома № 7 по ул. Кирова обращались к бывшему вице-премьеру Андрею Клюеву с жалобой на неадекватность тарифов, но безрезультатно: документ, как водится, «отфутболили» Харьковскому горисполкому. Не больше повезло и жителям одного из домов по проспекту Победы, обратившимся к министру регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолию Близнюку: их заявление направили в Харьковскую ОГА, откуда прислали отписку.
Как сказал года три назад тогдашний министр ЖКХ Алексей Кучеренко, «министерство намерено уменьшить радикально поднятые тарифы, а потом постепенно поднимать их, пока отрасль не станет самоокупаемой» (УП, 16.07.2008). Однако власти всех уровней не вспомнили об этом здравом подходе нынче, когда тарифы в Харькове были резко увеличены. Как сказал Г. Кернес, на вполне законном основании. Если это так, то почему в нарушение Закона о доступе к публичной информации Харьковский горисполком в ответ на запрос Объединения профсоюзов области (председатель — Сергей Тесленко, депутат горсовета, избранный по спискам ПР) не представил никаких расчетов новых тарифов, вводимых с 1 января этого года?
Итак, говорить о какой-либо экономической обоснованности и прозрачности тарифов не приходится, как видно из представленного выше анализа по ТО лифтов. Требуется также провести независимую социально-экономическую экспертизу или возобновить проверки обоснованности тарифов на ЖКУ, которыми ранее занималось Минэкономики.
«Мусорная реформа по-харьковски»
Достойным завершением нашей эпопеи о тарифах на услуги ЖКХ станет глава о «мусорной реформе по-харьковски».
Повышение тарифов, как декларируется во многих решениях горисполкома, направлено на улучшение санитарно-эпидемиологического состояния жилых домов. Но в пылу битвы за достижение этой цели горсовет при мэре Добкине и секретаре Кернесе прежде всего извел как класс уборщиц подъездов, сократив остававшиеся 20%. Следующей жертвой стали мусоропроводы: их заварили, объясняя это плохим состоянием, изношенностью оборудования, профилактикой распространения насекомых и грызунов. Попыток пойти менее радикальным путем — ремонтировать оснащение, обслуживать надлежащим образом — припомнить не удается.
Изъяв из пользования мусоропроводы, власть бесцеремонно проигнорировала и отечественное законодательство. В соответствии с законом о приватизации госжилфонда (ст. 1, ст. 10 п. 2) и ПКМ от 31.07.95 № 588 владельцы квартир являются собственниками вспомогательных помещений, технического оборудования, имущества, находящегося в общем пользовании. И часть имущества, которая находится в общем пользовании, не может быть отделена или отчуждена. Согласно паспорту на приватизированную квартиру мусоропроводы наравне с лифтами, системами отопления, водоснабжения и др. входят в систему благоустройства дома. Их заваривание — самоуправство, и это самая мягкая из возможных формулировок. Нас лишили собственности. Думается, юристы могли бы сказать свое слово.
А что же с санитарным состоянием? Оно в итоге ухудшилось. Если раньше дворники более или менее компактно размещали мусор в контейнерах, то теперь, когда жильцы выбрасывают его в пакетах, он накапливается, и территория вокруг мусоросборника превращается в свалку. Как известно, уборка мест установки таких контейнеров возлагается на перевозчиков отходов, т. е. на КП КВБО (правда, эта норма, как отмечалось, не выполняется). Значит, за уборку площадки население не должно платить, хотя в так называемый публичный договор КП КВБО эту тонкость «забыли» включить.
В конце прошлого года в соответствии с решением харьковского горисполкома от 20.12.2011 повысили тариф на вывоз и утилизацию бытовых отходов до 9,50 грн. на человека в месяц.
Роман Нехорошков, директор Департамента жилищного хозяйства, сообщил в газете «Харьковские известия» (№ 153/2 от 28.12.2011): «Тарифы на вывоз и утилизацию отходов повышаются на 43%». Ноэто заявление не соответствует действительности. Так, если при прежнем тарифе 0,249 грн./кв. м семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире площадью 44 кв. м, платила за эту услугу 132 грн. в год, то при новом — 9,50 · 3 · 12 = 342 грн. (32 евро). Даже четвероклассник скажет: фактическое увеличение в 2,59 раза отнюдь не эквивалентно обещанным 43%.
А вот на основе данных КП ЖКС и КП «Муниципальная компания по обращению с отходами» (КП МКОО) тариф должен составлять 5,53 грн. на человека в месяц. Для сведения: прежний — 0,249 грн./кв. м — в пересчете на одного человека составлял 3,65 грн./мес.
Кстати, жители Швеции платят налог на переработку отходов 11 евро в год с одного домохозяйства (семья из трех человек) — втрое меньше, чем по харьковским нормам.
Причину изменения тарифов по бытовым отходам Р. Нехорошков там же объяснил тем, что «действующий ранее тариф по состоянию на сегодняшний день (28.12.2011. — Авт.) является экономически необоснованным, поскольку изначально в нем были заложены затраты только по перевозке ТБО (твердых бытовых отходов. — Авт.)...». Похоже, Роман Борисович не платит за квартиру и как руководитель департамента никогда не держал в руках квитанцию КП ЖКС, где в составляющих квартплаты значится услуга «вывоз и утилизация ТБО».
Не менее интересно и такое заявление (в том же источнике): «ежедневно в Харькове образовывается более 1200 тонн бытовых и 600 тонн негабаритных отходов (выделено нами. — Авт.)», т. е. в общей сложности 1800 т. Верится в это с трудом (тем более что неясно: как взвешивают бытовые отходы, если, по имеющимся сведениям, на Дергачевском полигоне весовое оборудование не используется). Ведь тогда, значит, в год образуется 657 тыс. т отходов; приняв их плотность равной 0,225 т/куб. м, получим общий объем 2,92 млн. куб. м в год. Это опять-таки вызывает большие сомнения.
По сообщению начальника управления мониторинга, санитарии и благоустройства территории КП ЖКС Владислава Бабенко, «если... 2 года назад (в 2009 г.) среднемесячное образование отходов составляло примерно 125 тыс. куб. м, то в прошлом (2010-м) эта цифра увеличилась до 133 тыс. куб. м, а в нынешнем (2011-м) — до 140 тыс.куб. м». Таким образом, норма накопления и вывоза составляла 1,68 млн. куб. м в год (140 000 · 12 = 1,68 млн. куб. м). А по данным КП МКОО, объем ежегодно вывозимых ТБО (включая отходы как жилого сектора, так и сектора юридических лиц) — около 1,7 млн. куб. м.
Как видим, два последних источника информации дают довольно близкие числовые значения — 1,68 и 1,70 млн. куб. м, что свидетельствует о достоверности. В дальнейшем для расчета примем величину 1,7 млн. куб. м. Разница между данными Департамента жилищного хозяйства и КП МКОО 2,92 — 1,7 = 1,22 млн. куб. м, или 71,76%. Случайная ли это ошибка, небрежность — или сознательные приписки?
В Харькове установлены нормы накопления отходов 2,15 куб. м для ТБО и 0,15 куб. м — для негабаритных, итого 2,30 куб. м в год на одного человека, или 6 л в день. Норма непомерная! Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденным ПКМ от 10.12.2008 №1070, минимальная суточная норма накопления бытовых отходов на человека для домов со всеми видами благоустройства — 4,11 л (в том числе ТБО, негабаритных и строительных — соответственно 3,6; 0,4 и 0,11 л). Однако Кабмин оставил «лазейку» в виде п. 8 упомянутых Правил, где указано, что если нормы не утверждены органами местного самоуправления, то применяют минимальные нормы по прил. 2. Этим и воспользовались харьковские власти, подняв «норму» в 1,5 раза. Вырос, разумеется, и тариф.
В общем годовом объеме вывоза ТБО из Харькова, равном 1,7 млн. куб. м, отходы коммунального и частного секторов, как показывают данные исследований, составляют соответственно 75 и 10% (1,275 и 0,170 млн. куб. м), отходы торговли и промышленности — 15% (0,255 млн. куб. м).
Если исходить из нормы Р. Нехорошкова в 2,92 млн. куб. м, то объем бытовых отходов коммунального сектора составляет 2,190 млн. куб. м в год, т. е. в 1,7 раза больше.
В чем причина этого «коммунального беспредела»? Думается, в том, что объемы накопления отходов рассчитывала частная фирма ООО «УкрНИИкоммунпроект» (Харьков, 61003, пер. Ивана Дубового, 9в, тел.(057) 764-1921); контролировать вывоз мусора горисполком подрядил также частную фирму — ООО «Комэнерго-Харьков», о которой не удалось выяснить ничего, кроме адреса и телефона (Харьков, 61052, ул. К. Маркса, 24, тел 734-9822). Естественно, их услуги горисполком оплачивал на основании заключаемых договоров, содержание которых не обнародуется. Это прямое нарушение уже упомянутых Правил, утвержденных ПКМ №1070, согласно которым исполнитель услуг определяется для объектов государственной и коммунальной собственности по результатам конкурса, проводимого в соответствии с Порядком, утвержденным ПКМ от 21.07.2005 № 631.
Вот уж «сбалансировали»!
В свете всего этого вспоминаются слова Г. Кернеса, сказанные в начале прошлого года: «...мэры городов Украины заинтересованы в том, чтобы тарифы были сбалансированными и обоснованными, чтобы не было никаких лишних затрат. В данном случае мы будем вести постоянную работу, чтобы сбалансировать расходы каждой харьковской семьи». Да, вот уж сбалансировали так сбалансировали.
Что вообще сказать о харьковской реформе ЖКХ? Приходится констатировать: она не состоялась. На начало текущего года КП ЖКС «наработало» около 53 млн. отрицательного сальдо — и это при том, что, по словам Р. Нехорошкова, оплата услуг населением составляет 97%.
Н. Азаров на январском заседании правительства потребовал от местных властей отменить решения о повышении с 1 января тарифов на ЖКУ. «Никаких оснований для повышения коммунальных тарифов нет, — подчеркнул он, — поэтому все необоснованные решения должны быть немедленно отменены, а к их авторам приняты меры воздействия».
Премьер видит тут недосмотр Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, лично его главы Анатолия Близнюка и Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг во главе с Валерием Саратовым. Он указал, что Минрегионстрою надлежит разобраться в ситуации.
Нам думается, что в этой статье и в предыдущих публикациях немало ценного материала, тем более что изложенное вряд ли специфично для Харькова.
Виталий УЛИЗЬКО,
инженер-метролог,
ветеран воинской службы
Галина НАДЕЕВА,
депутат Харьковско
гогорсовета I и II созывов