Если спросить европейца, что за событие приходится на 2 июля 2012 года, то значительная часть скажет, что следующий день, идущий за окончанием финальной части Евро – 2012. С точки зрения массовости, т.е. пресловутых «хлеба и зрелищ», это, вроде, и так. Но с точки зрения всемирной истории – это день 70-летия завершения героической обороны Севастополя, к которой, как и в последующем, к Сталинграду, было приковано внимание всей Европы, да и мира. И если 2 июля 2012-го Европа будет отходить от футбольных баталий, а представители одной из ее стран, радоваться победе, то на выжженном кусочке крымской земли, на святом Херсонесе, будет не до празднеств, ибо 2 июля мир должен вспомнить о 70-летии Заветного Камня и Заветного Утеса. Именно в этот день, по Героям Севастополя будет плакать колокол… Колокол Херсонеса.
Тысячи книг написаны о защитниках Севастополя – участниках его второй героической обороны. Сотни песен посвящены Севастополю, десятки фильмов сняты конкретно о тех страшных блокадных 250-ти дней и ночей. Но до сих пор, имя города достойного поклонения (это дословный перевод имени Севастополя) ни кого не может оставить равнодушным. И такая героическая, а вместе с этим, и трагическая дата, которая прошла через сердца всех людей – «… наши войска оставили Севастополь», никак не может остаться незамеченной даже спустя семь десятилетий.
Но, если уж и говорить о последних днях обороны Севастополя, то, конечно же, надо вспомнить о том, что последние бои обороны черноморской твердыни проходили как раз там, откуда пошло православие по нашей земле – на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как и в границах ее массива.
Сегодня основным источником получения оперативной первичной информации является электронная энциклопедия «Википедия», которая доступна любому Интернет пользователю. И, коль зашла речь о последних днях обороны Севастополя на его последнем рубеже, то, конечно же, с учетом создания великолепного мемориала «35-я береговая батарея», основным направлением изучения Заветного Утеса и является район 35-й батареи. Не буду утомлять читателя пересказом основных вех жизни и боевой работы 35-й батареи, а просто дам ссылку на одноименную страницу. Но ссылку не столько для того, чтобы все перечитывать, ибо там, всего 1/10000 полной и правдивой истории, а с целью того, чтобы в списке использованной литературы каждый обратил внимание на книгу Валерия Лещенко «Выверено жизнью и смертью».
В преддверии 70-летия этой даты на базе родственной по духу истории и сути современности 30-й батарее Черноморского флота России и на полигоне в Казачьей бухте режиссерской группой Олега Штрома был снят хроникально-документальный фильм с художественным наполнением под весьма интригующим названием «О чем молчит 35-я батарея». Интерес к этому фильму подогревало и то, что, практически все актеры в нем, исконно севастопольские. А фрагменты последних дней обороны на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как ранее говорили, приближены к условиям реальных боевых действий.
Несмотря на документальную основу, есть и элементы художественного вымысла, столь необходимые для восприятия сегодняшним глазом, умом и разумом. И все же, главное сохранено. Воссозданы в фильме истинно реальные события, когда оборону батареи, по личному приказу командующего флотом Октябрьского, возглавил комбат Лещенко. Героизм этого человека, до последнего не желавшего покидать родную землю, достоин поклонения. После подрыва батареи капитан Лещенко повел остатки сводного гарнизона в атаку, был контужен и в бессознательном состоянии был своими матросами в прямом смысле, заброшен на последний уходящий катер. Это он, комбат Лещенко зажал в руке «заветный камень» и не разжимал ладонь, пока не пришел в себя уже в Новороссийском госпитале.
Я видел рабочую основу фильма, ибо совместно с сыном комбата Алексеем Лещенко, к сожалению уже покойным, долгие годы занимались изучением рукописей отца, легшего в основу «О чем молчала 35-я батарея». Не скрою, что есть в фильме ряд моментов, от которых появляется кривизна на лице, но их немного, главное – фильм и его задумка во многом соответствуют реальным событиям непосредственных героев обороны Херсонеса. Интересен и эпизод, когда немецкий офицер говорит одному из своих подчиненных, чье подразделение штурмует батарею: «…русские не так просты, как о них говорят в Германии. Русских мало убить, их нужно еще повалить и закопать. Да и после этого к могиле спиной лучше не поворачиваться». И это не выдумка, ибо такой факт есть в воспоминаниях той и другой стороны участников тех страшных боев.
Конечно, главным героем в фильме стал сам ее комбат Алексей Лещенко. Есть место и для Октябрьского, и Кулакова, и Петрова. Но все другие персонажи – матросы-батарейцы, солдаты, воины морской пехоты, севастопольские жители уже не выведены под своими именами – такова объемная возможность фильма… И хотя, я прекрасно понимаю, что тысяч героев невозможно вывести на экран, все же, немного грустно, что остались за кадром те, про которых всю свою жизнь думал и писал свою рукопись комбат.
Но если будет возможность увидеть эту картину, мой совет – обязательно посмотрите ее, ведь правда о героизме и трагизме защитников 35-й батареи до сих неизвестна широкому кругу наших граждан.
Как интересны, на мой взгляд, сцены не только внутрибатарейной жизни, но и все, как один, батальные. Они, как принято говорить у профессионалов киноискусства, живые, хотя сам сюжет – это кровь и смерть, одних во имя защиты Отчизны, других, во имя фашизма.
Это именно та фактура фильма, о которой, как говорят режиссеры. Можно только мечтать, ведь съемки, как раз и проходили там, где 70 лет назад советские солдаты и матросы, жители Севастополя, стояли насмерть за свой «Заветный Утес».
И если внимательно смотреть фильм, да еще и с привязкой к легендарному Севастополю, то в умы просто просятся севастопольские песни, особенно, две из низ, которые стали символами мужества города-героя и города-красавца. И если «Севастопольский вальс» Листова и Рублева ныне ассоциируется с мирной, послевоенной жизнью города, то «Заветный камень» Жарова и Мокроусова стал реквиемом последним защитникам Севастополя в июле 1942 года на 35-й батарее... Эта песня стала семейным гимном для многих Героев Севастополя, в том числе и для семьи Лещенко… Ведь Алексей Яковлевич Лещенко и был тем последним комбатом легендарной 35-й батареи, который в бессознательном состоянии был переброшен своими матросами на последний уходящий морской охотник. А перед убытием на кавказское побережье он сказал своим подчиненным, что они обязательно вернутся в Севастополь, вернутся на свою батарею, и в подтверждение своих слов взял кусочек бетона из казематов, которые по его же приказу были взорваны вместе с башнями… Комбат выполнил свою клятву - 11 мая 1944 года вместе с женой и оставшимися батарейцами, он прибыл на «останки» своей родной 35-й. Их не остановили тысячи немцев и румын, находящихся в районе Херсонеса. Узнай немцы или румыны, что командир неприступной батареи прибыл на «заветный утес», неизвестно, как сложились бы события дальше, ведь последние бои в Херсонесе продолжались и 11 и 12 мая, несмотря на то, что датой освобождения города считается 9 мая. Но Алексей Яковлевич и его супруга Людмила Александровна не могли поступить иначе: они дали клятву и выполнили ее. Уже 40 лет нет с нами легендарного комбата, который по прихоти начальников не стал Героем Советского Союза (хотя все остальные руководители Севастопольского оборонительного района стали), но он навсегда остался Героем Севастополя.
Еще совсем недавно в Киеве проживала жена комбата Людмила Александровна и сын Валерий Алексеевич, у которых я был постоянным и желанным гостем в уютной квартире на Березняках…
И стала у нас доброй традицией, перед каждым началом нового исследования о правде на Херсонесе, перед убытием в Севастополь, приходить на Лукьяновское военно-мемориальное кладбище в Киеве, чтобы получить благословение Алексея Яковлевича – комбата-батяни. Могу сказать честно, что духовное благословение режиссерской группой также было получено, благодаря Валерию Алексеевичу, успевшему сказать мне, фильм должен выйти, во что бы то ни стало.
Но жизнь неумолима в своих рамках. Она начинается с рождения и заканчивается в день смерти, такова формула человеческой природы. Неумолима в материализме, но неслучайно живет в наших умах вера в то, что человек жив, пока о нем помнят…
Давно нет с нами комбата Лещенко. Два года назад ушла из жизни его жена, а совсем недавно – и сын, Валерий Алексеевич…
Именно он стал идейным вдохновителем вынесения на широкий суд истории правдивой летописи мужества и трагедии Херсонеса и 35-й батареи. Это сохраненные им дневники и воспоминания отца помогли по крупицам собрать воедино историю 35-й, начиная со дня ее создания и до последнего дня жизни и службы - 2 июля 1942-го.
Тяжело читать воспоминания Алексея Яковлевича - ведь там настоящая правда: о мужестве и предательстве, о стойкости и малодушии, о бесстрашии двадцатилетних медсестричек, пошедших в последнюю атаку, и о паникерстве среди высоких чинов. Но все же, следует отметить, что трусость, малодушие и паникерство имели разовый, эпизодический характер, а мужество и стойкость - массовый. И еще в его воспоминаниях чувствуется любовь к своей батарее и батарейцам, которую комбат пронес через свою яркую, хотя и короткую жизнь… Похоронен Алексей Яковлевич на военном кладбище среди видных военачальников, героев Великой Отечественной и афганской войн. Но всем своим сердцем и душой он навсегда остался там – на 35-й батарее, на «заветном утесе».
Мне, как одному из авторов книг о героизме и трагизме 35-й батареи и ее комбата можно было бы многое сказать о фильме «О чем молчала 35-я батарея», но скажу лишь одно, то, что фильм выйдет на экраны – это заслуга комбата Лещенко, который, ни одного дня не молчал, а ежедневно добивался того, чтобы все защитники Херсонеса были признаны Героями Севастополя. Он не успел. Не успела его жена и сын, но успели мы, за что низкий поклон создателям фильма. А зритель теперь точно будет знать, по ком плачет колокол...
Тысячи книг написаны о защитниках Севастополя – участниках его второй героической обороны. Сотни песен посвящены Севастополю, десятки фильмов сняты конкретно о тех страшных блокадных 250-ти дней и ночей. Но до сих пор, имя города достойного поклонения (это дословный перевод имени Севастополя) ни кого не может оставить равнодушным. И такая героическая, а вместе с этим, и трагическая дата, которая прошла через сердца всех людей – «… наши войска оставили Севастополь», никак не может остаться незамеченной даже спустя семь десятилетий.
Но, если уж и говорить о последних днях обороны Севастополя, то, конечно же, надо вспомнить о том, что последние бои обороны черноморской твердыни проходили как раз там, откуда пошло православие по нашей земле – на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как и в границах ее массива.
Сегодня основным источником получения оперативной первичной информации является электронная энциклопедия «Википедия», которая доступна любому Интернет пользователю. И, коль зашла речь о последних днях обороны Севастополя на его последнем рубеже, то, конечно же, с учетом создания великолепного мемориала «35-я береговая батарея», основным направлением изучения Заветного Утеса и является район 35-й батареи. Не буду утомлять читателя пересказом основных вех жизни и боевой работы 35-й батареи, а просто дам ссылку на одноименную страницу. Но ссылку не столько для того, чтобы все перечитывать, ибо там, всего 1/10000 полной и правдивой истории, а с целью того, чтобы в списке использованной литературы каждый обратил внимание на книгу Валерия Лещенко «Выверено жизнью и смертью».
В преддверии 70-летия этой даты на базе родственной по духу истории и сути современности 30-й батарее Черноморского флота России и на полигоне в Казачьей бухте режиссерской группой Олега Штрома был снят хроникально-документальный фильм с художественным наполнением под весьма интригующим названием «О чем молчит 35-я батарея». Интерес к этому фильму подогревало и то, что, практически все актеры в нем, исконно севастопольские. А фрагменты последних дней обороны на Херсонесе и в районе 35-й батареи, как ранее говорили, приближены к условиям реальных боевых действий.
Несмотря на документальную основу, есть и элементы художественного вымысла, столь необходимые для восприятия сегодняшним глазом, умом и разумом. И все же, главное сохранено. Воссозданы в фильме истинно реальные события, когда оборону батареи, по личному приказу командующего флотом Октябрьского, возглавил комбат Лещенко. Героизм этого человека, до последнего не желавшего покидать родную землю, достоин поклонения. После подрыва батареи капитан Лещенко повел остатки сводного гарнизона в атаку, был контужен и в бессознательном состоянии был своими матросами в прямом смысле, заброшен на последний уходящий катер. Это он, комбат Лещенко зажал в руке «заветный камень» и не разжимал ладонь, пока не пришел в себя уже в Новороссийском госпитале.
Я видел рабочую основу фильма, ибо совместно с сыном комбата Алексеем Лещенко, к сожалению уже покойным, долгие годы занимались изучением рукописей отца, легшего в основу «О чем молчала 35-я батарея». Не скрою, что есть в фильме ряд моментов, от которых появляется кривизна на лице, но их немного, главное – фильм и его задумка во многом соответствуют реальным событиям непосредственных героев обороны Херсонеса. Интересен и эпизод, когда немецкий офицер говорит одному из своих подчиненных, чье подразделение штурмует батарею: «…русские не так просты, как о них говорят в Германии. Русских мало убить, их нужно еще повалить и закопать. Да и после этого к могиле спиной лучше не поворачиваться». И это не выдумка, ибо такой факт есть в воспоминаниях той и другой стороны участников тех страшных боев.
Конечно, главным героем в фильме стал сам ее комбат Алексей Лещенко. Есть место и для Октябрьского, и Кулакова, и Петрова. Но все другие персонажи – матросы-батарейцы, солдаты, воины морской пехоты, севастопольские жители уже не выведены под своими именами – такова объемная возможность фильма… И хотя, я прекрасно понимаю, что тысяч героев невозможно вывести на экран, все же, немного грустно, что остались за кадром те, про которых всю свою жизнь думал и писал свою рукопись комбат.
Но если будет возможность увидеть эту картину, мой совет – обязательно посмотрите ее, ведь правда о героизме и трагизме защитников 35-й батареи до сих неизвестна широкому кругу наших граждан.
Как интересны, на мой взгляд, сцены не только внутрибатарейной жизни, но и все, как один, батальные. Они, как принято говорить у профессионалов киноискусства, живые, хотя сам сюжет – это кровь и смерть, одних во имя защиты Отчизны, других, во имя фашизма.
Это именно та фактура фильма, о которой, как говорят режиссеры. Можно только мечтать, ведь съемки, как раз и проходили там, где 70 лет назад советские солдаты и матросы, жители Севастополя, стояли насмерть за свой «Заветный Утес».
И если внимательно смотреть фильм, да еще и с привязкой к легендарному Севастополю, то в умы просто просятся севастопольские песни, особенно, две из низ, которые стали символами мужества города-героя и города-красавца. И если «Севастопольский вальс» Листова и Рублева ныне ассоциируется с мирной, послевоенной жизнью города, то «Заветный камень» Жарова и Мокроусова стал реквиемом последним защитникам Севастополя в июле 1942 года на 35-й батарее... Эта песня стала семейным гимном для многих Героев Севастополя, в том числе и для семьи Лещенко… Ведь Алексей Яковлевич Лещенко и был тем последним комбатом легендарной 35-й батареи, который в бессознательном состоянии был переброшен своими матросами на последний уходящий морской охотник. А перед убытием на кавказское побережье он сказал своим подчиненным, что они обязательно вернутся в Севастополь, вернутся на свою батарею, и в подтверждение своих слов взял кусочек бетона из казематов, которые по его же приказу были взорваны вместе с башнями… Комбат выполнил свою клятву - 11 мая 1944 года вместе с женой и оставшимися батарейцами, он прибыл на «останки» своей родной 35-й. Их не остановили тысячи немцев и румын, находящихся в районе Херсонеса. Узнай немцы или румыны, что командир неприступной батареи прибыл на «заветный утес», неизвестно, как сложились бы события дальше, ведь последние бои в Херсонесе продолжались и 11 и 12 мая, несмотря на то, что датой освобождения города считается 9 мая. Но Алексей Яковлевич и его супруга Людмила Александровна не могли поступить иначе: они дали клятву и выполнили ее. Уже 40 лет нет с нами легендарного комбата, который по прихоти начальников не стал Героем Советского Союза (хотя все остальные руководители Севастопольского оборонительного района стали), но он навсегда остался Героем Севастополя.
Еще совсем недавно в Киеве проживала жена комбата Людмила Александровна и сын Валерий Алексеевич, у которых я был постоянным и желанным гостем в уютной квартире на Березняках…
И стала у нас доброй традицией, перед каждым началом нового исследования о правде на Херсонесе, перед убытием в Севастополь, приходить на Лукьяновское военно-мемориальное кладбище в Киеве, чтобы получить благословение Алексея Яковлевича – комбата-батяни. Могу сказать честно, что духовное благословение режиссерской группой также было получено, благодаря Валерию Алексеевичу, успевшему сказать мне, фильм должен выйти, во что бы то ни стало.
Но жизнь неумолима в своих рамках. Она начинается с рождения и заканчивается в день смерти, такова формула человеческой природы. Неумолима в материализме, но неслучайно живет в наших умах вера в то, что человек жив, пока о нем помнят…
Давно нет с нами комбата Лещенко. Два года назад ушла из жизни его жена, а совсем недавно – и сын, Валерий Алексеевич…
Именно он стал идейным вдохновителем вынесения на широкий суд истории правдивой летописи мужества и трагедии Херсонеса и 35-й батареи. Это сохраненные им дневники и воспоминания отца помогли по крупицам собрать воедино историю 35-й, начиная со дня ее создания и до последнего дня жизни и службы - 2 июля 1942-го.
Тяжело читать воспоминания Алексея Яковлевича - ведь там настоящая правда: о мужестве и предательстве, о стойкости и малодушии, о бесстрашии двадцатилетних медсестричек, пошедших в последнюю атаку, и о паникерстве среди высоких чинов. Но все же, следует отметить, что трусость, малодушие и паникерство имели разовый, эпизодический характер, а мужество и стойкость - массовый. И еще в его воспоминаниях чувствуется любовь к своей батарее и батарейцам, которую комбат пронес через свою яркую, хотя и короткую жизнь… Похоронен Алексей Яковлевич на военном кладбище среди видных военачальников, героев Великой Отечественной и афганской войн. Но всем своим сердцем и душой он навсегда остался там – на 35-й батарее, на «заветном утесе».
Мне, как одному из авторов книг о героизме и трагизме 35-й батареи и ее комбата можно было бы многое сказать о фильме «О чем молчала 35-я батарея», но скажу лишь одно, то, что фильм выйдет на экраны – это заслуга комбата Лещенко, который, ни одного дня не молчал, а ежедневно добивался того, чтобы все защитники Херсонеса были признаны Героями Севастополя. Он не успел. Не успела его жена и сын, но успели мы, за что низкий поклон создателям фильма. А зритель теперь точно будет знать, по ком плачет колокол...