В Казахстане насчитывается более 34 000 поляков. Почти все они родились в позднесоветский или постсоветский период на территории республики. Для подавляющего большинства из них родным является русский язык.
После развала СССР число казахстанских поляков даже выросло, так как среди них не наблюдалось массовой эмиграции на историческую родину. Польская община состоит из двух частей – добровольно-переселенческой волны конца XIX - начала XX в. и депортированной части. В основном это поляки Украины и Литвы, сосланные в сталинские времена.
Сегодня казахстанские поляки стараются поддерживать свою культуру и язык, хотя это им удаётся не без труда в силу проживания среди русскоязычного и казахскоязычного окружения. В Казахстане учреждены несколько польских общественных организаций, которые поддерживают связь с исторической родиной через польский МИД. И тут начинается самое интересное.
Всем известна зацикленность Варшавы на т.н. исторической политике. И хотя ещё мыслитель общеевропейского масштаба Иммануил Кант писал, что тот, кто смотрит в будущее сквозь призму обид прошлого, светлого будущего не увидит, Польша настырно продолжает обретаться в атмосфере вечной трагедии, горя и плача. Причём добровольно.
Наверняка, ни в одной стране мира нет столько памятников мёртвым, сколько в Польше. И дело не в том, что у Польши была трагическая история. История – вообще трагическая штука, и в Германии, России или Испании людей гибло не меньше. Но только польской культуре свойственно гипертрофированное чувство Танатоса (смерти). Кажется, будто поляки решили отметить отдельным надгробием буквально каждую смерть в своей стране. Особенно, если в этих смертях виноваты русские.
По тому же пути пошла часть поляков Казахстана. В Алма-Ате учреждено общество поляков «Вензь». Его руководители наладили контакты с польским МИД, и, надо полагать, не без подсказок последнего (иначе как потом гранты получать?), проводят круглые столы, посвящённые истории депортации советских поляков в Среднюю Азию. Как правило, в таких мероприятиях принимают участие представители Генерального консульства Польши в Казахстане, а также известные ученые и представители других национальных диаспор республики.
Казалось бы, в поминовении погибших предков и памяти о трагических событиях своего народа нет ничего плохого. Поляки имеют полное право оценивать трагически те или иные события своей истории. Да, но нужно учитывать кое-какие моменты.
Польские общества в странах СНГ получают финпомощь из Варшавы. Как Варшава мыслит свои отношения с Россией, всем известно. Поэтому деньги получают только те общества, которые «живут правильной жизнью», т.е. устраивают публичные мероприятия, главная цель которых – высыпать порцию обвинений в адрес Москвы.
Один из руководителей общества «Вензь» Ян Зинкевич (профессор университета имени Кунаева), выступая на круглом столе, отметил, что у поляков давние связи с казахами, которые появились еще до высылки 1936 года, в конце XVIII - начале XIX века. Как правило, это были либо сосланные по царским указам борцы за независимость Польши, либо состоящие на царской службе на той или иной чиновничьей должности.
Естественно, «сосланные борцы за независимость Польши» - это положительные герои. Положительные герои и чиновники-поляки на царской службе. Сама царская служба только не изображается, как положительный фактор. Среди поляков, оставивших заметный след в Средней Азии, называют Кароля Хоецкого, Густава Зелиньского, Адольфа Янушкевича и др.
Но забывают добавить причину их ссылки. Как правило, их ссылали за участие в восстаниях. Для Варшавы эти восстания – героический поступок. Такую точку зрения прививают и полякам СНГ.
А как быть с белорусами и украинцами – главными жертвами этих восстаний? Самый знаменитый польский повстанец Тадеуш Костюшко мечтал о возрождении Великой Польши от Риги до Одессы. Белорусское и украинское крестьянство симпатий к польским панам, их угнетавшим, не питало, и потому помогало царским войскам ловить повстанцев по лесам и деревням.
Поляки проводили жестокую политику окатоличивания белорусских и малороссийских земель, унижали тех, кто был верен Православию, силой заставляли тех, кто слабее, переходить в католичество. Польские повстанцы – герои для Польши, но не для Белоруссии, Украины или России.
Польша сама решает, каких героев ей почитать. Но громкоголосо и однозначно заявлять, что польские повстанцы – это однозначно положительные герои всех времён и народов, которые смотрятся на фоне коварных русских и их союзников из числа белорусских и украинских крестьян благородными рыцарями – это чересчур.
Например, упомянутый Густав Зелиньский – потомок повстанца армии Костюшко. Отец Зелиньского, сражаясь в армии Костюшко, жаждал Великой Польши от Риги до Одессы. Сам же Зелиньский участвовал в восстании 1830 г. Его идеологи возжелали вернуть Польше Белоруссию и Малороссию, а также злорадно желали победы Турции в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.
Их, как славян, нимало не печалила судьба сербов и болгар, варварски уничтожаемых турецкими башибузуками, и спасшихся благодаря вмешательству России. Когда русская армия совершила ряд удачных походов на Балканы, где была поддержана болгарами и сербами, турки запросили мира. В то время множество болгарских и сербских детишек были вывезены в Россию, так как остались практически без родни. Вся их родня была вырезана турками у них на глазах. Но польские повстанцы, даром что славяне, желали победы туркам.
Ничего не говорится о Кароле Хоецком, который тоже был участник восстаний. Ещё он любил видеть только то, что хотел видеть. То есть, писал исключительно «об унижении русскими народов России». Ему было невдомёк, что русским, будь они сплошные угнетатели, не под силу было бы в одиночку выстроить такой огромный геополитический организм, каковым была Российская империя, без помощи других народов. Записки Хоецкого больше походили на эпистолярно-пропагандистские лозунги, чем на плод трезвой мысли.
Кстати, в записках министра внутренних дел Российской империи Дурново можно прочесть о поведении польских чиновников в Сибири и Средней Азии, которые намеренно притесняли и оскорбляли местное население, стараясь вызвать озлобление против России. Все польские чиновники говорили по-русски, и местным жителям было не до выяснений, кто перед ними – поляк или русский. Но Ян Зинкевич предпочитает рассыпаться в уверениях в давней польско-казахской дружбе, опуская нежелательные факты.
Как печалуется Ян Зинкевич, говоря о высылке 1936 года, когда в Казахстан было депортировано почти 90 000 поляков из различных областей Украины, Белоруссии и других местностей: “Все поляки были подвергнуты особому режиму содержания под надзором спецкомендатур НКВД – МВД и продуманной идеологической обработке…Вся линия поведения властей по отношению к “полякам-спецпоселенцам” свидетельствует, что ведущим мотивом было желание иметь в стране “внутреннего врага. На роль “внутреннего врага” идеально подходили поляки, поскольку в течение многих поколений в Российской империи создавался отрицательный образ поляка и Польского государства”.
Почему же г-н Зинкевич не объяснит, кем было немалое количество высланных? А были они «осадниками» - так назывались поселенцы из числа военных и жандармов, которых правительство Пилсудского расселило на белорусских и украинских землях для полонизации этих территорий.
Только в одной Белоруссии «осадников» было более 300 000. С 1919 по 1927 гг. 77 000 «осдаников» получили 600 000 га земли! Вот этих-то господ и этапировали в Сибирь. И были они, как правило, пилсудчиками и участниками советско-польской войны 1920 гг. Иными словами, закоренелыми русофобами и горделивыми панами, приехавшими «цивилизовать» белорусское и украинское «быдло». Или нужно было бывших пилсудчиков любить и лелеять, раздавать им льготы и привилегии?
Между прочим, Гитлер так уважал Пилсудского, что, захватив Краков, выставил у его гробницы почётный караул. Польские историки об этом не любят вспоминать.
Поэтому не надо утверждать, что высланные в 1930-х – 1940-х гг. поляки сплошь были невинными овечками. А тезисы про искусственно нагнетаемую антипольскую истерию в сталинские времена – это старая политическая песня, откуда, по польской исторической привычке «тут помню, тут не помню», выкинуты слова про банды Булака-Булаховича, наводившего ужас на белорусских крестьян, про планы Пилсудского захватить Украину чуть ли не до Донбасса и про многое другое.
Например, про то, что в тяжёлый для страны 1943 г. советским правительством было издано постановление «Об улучшении материальной помощи полякам, эвакуированным из западных областей Украины и Белоруссии в тыловые районы СССР». И в 11 городах Средней Азии была учреждена должность Уполномоченного Управления особой торговли Народного Комиссариата Торговли СССР по снабжению эвакуированных поляков. Организацией помощи также занимался созданный в марте 1943 года прокоммунистический Союз Польских Патриотов во главе с Вандой Василевской.
Поляки думают, что, если бы не вероломная Москва, сияла бы Польская корона от «моря до моря». Поиск внешних причин для оправдания своих неудач – испытанный метод. Ведь плохому танцору всегда что-то мешает.
Пётр Семёнов