В современном информационном обществе важна не истинная суть явления или события, а его образ в массовом сознании. Репутация и имидж политиков и стран создаются благодаря длительным и дорогостоящим усилиям, подчас превышающим по затратности целые отрасли народного хозяйства. Полемика проанализировала, каким образом позиционируются на международной арене главные политические игроки страны: Партия Регионов и БЮТ.
Кто больший европеец, или «я не верблюд»
Еще во время предвыборной кампании, а особенно с момента победы на выборах Президента Украины Виктора Януковича команда Партии Регионов приложила максимум усилий, чтобы преодолеть прочно закрепившийся за ней после 2004 года имидж антидемократической и слепо ориентированной на Россию политической силы. Свой первый зарубежный визит новоизбранный Президент Украины совершил именно в Брюссель, где был тепло принят руководством ЕС. Свидетельством успеха тактики ПР на западном направлении стало и почти единодушное признание США и странами ЕС, к большому негодованию БЮТ, результатов президентских выборов 2010 года.
Дальше - больше. С мертвой точки сдвинулись несколько лет буксующие на месте переговоры о заключении Договоров об ассоциации с ЕС и создании Зоны свободной торговли. Сторонники евроинтеграции с уверенностью, а противники - с ужасом ждали парафирования на Саммите Украина-ЕС 19 декабря 2011 г. обоих соглашений.
Что же стало причиной срыва запланированного властью плана «дранг нах вест»?
Как ни парадоксально, излишняя проевропейская риторика «регионалов». Как известно, для матери всегда прав ее ребенок, а не его одноклассник, даже если родное чадушко без всяких причин выбило этому однокласснику зуб. Политические силы, организовавшие переворот 2004 года, являются теми самыми родными детьми Запада, который много лет их растил и финансировал для получения полного контроля над Украиной и обеспечения себе геополитических гарантий необратимости отрыва Украины от России и стран СНГ.
«Оранжевые» на протяжении многих лет связаны с западным истеблишментом множеством кулуарных финансовых, политических и частных договоренностей. Исходя из этого, любой деятель БЮТ или НУНС, особенно, такой тяжеловес, как Юлия Тимошенко, всегда будет охотнее услышан европейскими партнерами, чем «региональский» новичок в европейском клубе. Потому действующая украинская власть, вынужденная играть на чужом поле, всегда будет оставаться ведомой и вынужденной подчиняться чужой повестке дня.
Свидетельство тому - заявление заместителя председателя Комитета ВР по иностранным делам, бывшего министра иностранных дел теневого правительства Виктора Януковича, Леонида Кожары: «Что касается людей Тимошенко, то я вам могу с уверенностью сказать, поскольку сам это видел - они нас блокировали всюду: и в Европарламенте, и в Еврокомиссии».
Тогда как теневой министр иностранных дел БЮТ Григорий Немыря срывает аплодисменты во всех европейских структурах, встречается с руководством Европарламента, ПАСЕ, руководителями и высокопоставленными дипломатами европейских государств, по сути, ведя параллельную внешнюю политику, настоящий Министр иностранных дел Константин Грищенко безуспешно пытается смягчить резолюции ПАСЕ по Украине, а на встречу с заместителем Генерального Прокурора Украины Ренатом Кузьминым приходит всего пятеро членов Европарламента.
Поэтому неудивительно, что вначале риторика ПР превратилась в соревнование с БЮТ по поводу того, кто больший европеец, а впоследствии - в череду оправданий партии власти перед Европой за якобы допущенные нарушения демократических процедур и прав оппозиции.
За примерами далеко ходить не нужно. 11 мая 2011 года в Верховной Раде Украины состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития экономических отношений с ЕС (зона свободной торговли) и Таможенным Союзом». Большинство представителей Кабинета Министров и фракции Партии Регионов объединились с оппозицией в проевропейской риторике не только во время выступлений на слушаниях, но и в голосовании за поддерживающие интеграцию в ЕС рекомендации, которые были приняты конституционным большинством.
Постепенно ситуация дошла до логического завершения. После потока гневных резолюций Европарламента и ПАСЕ утратившая инициативу властная команда успевает только оправдываться и умолять не связывать освобождение Тимошенко с вопросом подписания соглашений с ЕС. Чего стоят только заверения Константина Грищенко на последней сессии ПАСЕ о том, что Тимошенко содержится в прекрасных условиях, когда Европа требует ее освобождения, невзирая ни на украинское законодательство, ни на принцип верховенства права, ни на суверенитет страны.
Или унизительный комментарий директора департамента ЕС МИДа Василия Филипчука, который решил дипломатично не заметить шантажистский тон резолюции Европарламента, подчеркнув лишь, что в документе есть отдельная статья, в которой оговаривается возможность подачи Украиной заявки на вступление в ЕС. Что, в общем-то, никогда и никакими документами ЕС не запрещалось. "Для нас это ключевой позитивный сигнал со стороны Европарламента", - отметил он. Воистину, что ни скажет Европа, для украинского МИДа это - божья роса.
Не увенчались успехом и попытки власти освоить европейское информационное пространство. В августе 2011 года в газете Wall Street Journal была опубликована статья Виктора Януковича «Моя цель - превратить Украину в гордого члена ЕС», возможный эффект которой тут же был нивелирован публикацией в том же издании совместной статьи Юлии Тимошенко и Григория Немыри с призывом к Европе не верить обещаниям Президента Виктора Януковича.
Практически не вызывает сомнения, что неправдоподобная история с избиением Юлии Тимошенко в Качановской колонии забьет последний гвоздь в крышку гроба информационной работы ПР в Европе.
Две шаги налево, две шаги направо...
Одним из важнейших качеств и в политике, и в бизнесе является предсказуемость партнера. Если сравнить позиционирование БЮТ и ПР по этому параметру, то и здесь выигрывают «бело-сердечные».
Блок Юлии Тимошенко всегда декларировал себя проевропейски ориентированной политической силой, четко ставящей перед собой задачу обеспечить вступление Украины в Евросоюз, НАТО и ВТО.
Достаточно вспомнить вызвавшее скандал «письмо трех» с просьбой о присоединении Украины к ПДЧ НАТО, подписанное на тот момент Премьер-министром Украины Юлией Тимошенко, или проект Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики Украины», внесенный многолетним соратником Тимошенко Олегом Белорусом.
Проект Закона «исправляет» положение Конституции о том, что Украина не имеет права передавать часть своего суверенитета наднациональным структурам. Белорус считает, что Конституцию можно не принимать в расчёт, если речь идет о вступлении Украины в ЕС. Характерно также и то, что БЮТ в «поисках справедливости» апеллирует к зарубежным структурам ЕС и США, а не к собственному населению.
Подобная однозначная позиция позволяет международным партнерам Украины во всем мире точно осознавать, какую политику будет проводить эта политическая сила, окажись она у власти, интересы каких союзников и стратегических партнеров отстаивать, из каких соображений исходить в реализации внешней политики Украины. Международным игрокам это критически важно для определения возможных пределов двусторонних договоренностей, прогнозирования позиции Украины в международных организациях и т.д.
В данном случае мы не рассматриваем правильность или неправильность внешнеполитической стратегии БЮТ, а исключительно ее предсказуемость, позволяющую партнерам позиционироваться по отношению к Украине.
Совершенно иным образом обстоят дела в ПР. Внешнеполитическая стратегия партии власти не отличается четкой расстановкой приоритетов и стабильностью. Позиционируясь в 2004 году в качестве ориентированной на Россию политической силы, уже в 2010 году во время президентской кампании к пророссийскому вектору добавилась европейская составляющая, а также тезис о необходимости ввести Украину в двадцатку самых развитых стран мира. Сказать, что эти цели противоречат друг другу - ничего не сказать. Полноценное участие в интеграционных процессах в рамках СНГ исключает евроинтеграцию и наоборот, а экономический прорыв совершенно исключен в условиях балансирования между двумя геополитическими блоками. Победив на выборах в 2010 году благодаря обещаниям улучшить отношения с Россией, Партия Регионов в 2011 году сделала резкий крен в сторону ЕС.
Но и европейцам повезло не больше. Риторика украинской власти настолько изменчива и противоречива, что привыкшим к порядку брюссельским бюрократам сложно понять: то ли Украина требует членства в ЕС и разделяет европейские ценности, то ли обвиняет Европу в двойных стандартах и ведет дипломатическую войну.
25 августа 2011 г. депутат Верховной Рады от фракции Партии регионов, заместитель председателя Комитета по иностранным делам Леонид Кожара заявил: «Я помню, как Президент (Виктор Ющенко) ...хвалился тем, что "я уволил не только Кожару, я еще 20 тысяч уволил государственных чиновников. Я тоже репрессированный... В Европейском Союзе ни один человек не заступился за 20 тысяч незаконно уволенных людей, никто слова не сказал, о том, что сидели люди - Кушнарев, сидел Колесников... Есть двойные стандарты».
В то же время, Виктор Янукович в упомянутой статье для Wall Street Journal пишет, что партнерство Украины с Западом «включает в себя общую культуру ценностей и приверженность демократии, правам человека и миру на международной арене». В чем же состоят эти ценности, в двойных стандартах? И каким образом можно обвинить посла ЕС во вмешательстве во внутренние дела Украины и потребовать его высылки, чтобы на следующий день обратиться с очередной просьбой разблокировать подписание Договора об ассоциации?
Безусловно, и двойные стандарты, и неприкрытый шантаж Украины со стороны ЕС, и вмешательство во внутренние дела нашего государства присутствуют в изобилии, но во всем должна быть логика. Либо нас устраивает такое положение вещей, и мы хотим стать членами этого клуба, либо не устраивает, и нужно ставить крест на интеграции с объединением, которое применяет шантаж и двойные стандарты!
Нет единства и внутри самой властной команды. В Кабинете Министров Украины существует два совершенно равнозначных правительственных уполномоченных: Валерий Пятницкий - по вопросам европейской интеграции и Валерий Мунтиян - по вопросам сотрудничества со странами СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями. Во время упомянутых парламентских слушаний по вопросам ЗСТ ЕС и Таможенного союза они от имени одного правительства выразили диаметрально противоположные точки зрения о предпочтительном для Украины направлении экономической интеграции: если Пятницкий выступал в поддержку свободной торговли с ЕС, то Мунтиян рассказал присутствующим о предпочтительности для Украины Таможенного союза. Плюрализм в одном правительстве имеет то же название, что и плюрализм в одной голове.
Разделились мнения и представителей фракции Партии Регионов. Если Анатолий Кинах и Леонид Кожара выступили в качестве сторонников европейской интеграции, то Тариэл Васадзе и Валерий Коновалюк - Таможенного союза.
Через тернии к изоляции
Непоследовательность политики, а также разброд и шатания во властной команде привели к тому, что изоляцию нашей страны и потерю Украиной ключевых союзников, несмотря на все старания МИДа объявлять поражения победами, уже невозможно скрыть.
Украина потеряла не только Европу, которая никогда и не могла стать настоящим союзником ПР, но и пришла к очередной стагнации отношений с Россией. Это и не мудрено, поскольку однозначно антироссийская политика БЮТ все же более предсказуема и прогнозируема, чем резкие переходы «регионалов» от «порывов и объятий» к застарелой кучмовской многовекторности.
Начавшись с настоящего прорыва после победы Виктора Януковича на президентских выборах, отношения с Россией на данном этапе сложно назвать даже прагматическими. И главной причиной скатывания от Харьковских соглашений до отсутствия официального приглашения Президенту Украины на инаугурацию Владимира Путина является мыслевирус евроинтеграции.
Это не преувеличение, поскольку именно из-за этой вредоносной идеи, прочно засевшей в мозгу отечественной «элиты» еще с начала 90-х годов, внешняя политика Украины терпит поражение за поражением.
Из страха навредить процессу европейской интеграции Украина вынуждена отказываться от важнейших договоренностей, отвечающих ее стратегическим интересам. И речь идет не только о России и СНГ, хотя только на этом направлении Украина проигнорировала и вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии, и предложения РФ о расширении военно-технического сотрудничества и вступление в Таможенный Союз. Достаточно было полунамека со стороны европейских «партнеров», чтобы договор о зоне свободной торговли с СНГ до сих пор не был ратифицирован ВР, хотя законодательство ВТО не имеет никаких ограничений по этому вопросу.
В январе 2011 года наметился новый этап в отношениях между Украиной и Турцией, когда во время визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стороны договорились начать переговоры о создании зоны свободной торговли и отмене визового режима. А уже 26 января газета «Коммерсант-Украина» со ссылкой на источник в правительстве сообщила о том, что введение безвизового режима для граждан Украины при поездках в Турцию может произойти не ранее чем с Евросоюзом. «Подписание договора об отмене виз с Турцией вызовет вопросы в рамках безвизового диалога Украины с Евросоюзом. Поэтому до тех пор, пока мы не выполним план действий безвизового режима с ЕС, введение безвизового режима с Турцией вряд ли возможно», - заявил собеседник издания.
В сентябре 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений государственный визит Президента Украины в Китай, который был оценен китайской стороной как «начало новой эпохи в отношениях». Был достигнут ряд важных договоренностей и подписано контрактов на общую сумму 4 млрд.долл. Китайская сторона выразила заинтересованность в разработке шельфа Черного моря, модернизации украинской ГТС, строительстве железной дороги в Борисполь, отмене визового режима и т.д. Воз и ныне там, поскольку Украина в угоду ЕС и США выразила поддержку награждению Нобелевской премией мира китайского диссидента Лю Сяобо. И плакали обещанные нам 4 миллиарда. Не слишком ли дорогая цена за то, чтобы в очередной раз продемонстрировать покорность Западу?
Диверсификация против евроинтеграции
Как ни парадоксально звучит после всего сказанного, но на самом деле наработки по внешнеполитической стратегии у Партии Регионов есть. К сожалению, они так и не приобрели характера четкого плана действий, ранжированного по приоритетности и обязательного для исполнения. При этих условиях они могут успешно работать, если партия власти откажется от слепого следования навязанным извне и заведомо проигрышным геополитическим сценариям.
В 2001 году автору этой статьи довелось слушать выступление тогда Первого Вице-премьер-министра Украины, министра финансов Николая Азарова на экономическом форуме в Швейцарии. В ответ на откровенно хамские нападки представителей бизнес-кругов «страны часов и шоколада», обвиняющих Украину в коррупции, избыточном налогообложении и т.д., Николай Янович очень четко заявил: «У Украины нет проблем с международными партнерами. На нашем рынке успешно работают Турция, Китай, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Если вы будете нас только поучать, может наступить момент, когда вы захотите прийти на Украину, но там уже для вас не будет места».
Сразу после избрания Виктора Януковича Президентом Украины, когда внешние факторы и внутренние противники не успели оказать давление на новую власть, реализация собственной внешнеполитической стратегии ПР показала ряд успехов. С первых же дней правления ПР четко проявилось потепление отношений с Россией, с которой был достигнут ряд важных договоренностей о сотрудничестве в сфере высоких технологий, подписаны Харьковские соглашения, начата демаркация границы и т.д. Приятным сюрпризом для избирателей стала и четкая диверсификация внешней политики Украины, укрепление диалога с Китаем, странами Азии, Бразилией. Предпосылки для успеха страны на международной арене были, пока правящая партия не сделала резкий маневр в сторону ЕС.
Поэтому сегодня главная задача внешней политики Украины, от которой зависит само существование государства, - вырваться из геополитического шпагата «запад-восток».
На фоне всеобщей глобализации в мире идут интенсивные процессы многоуровневой региональной интеграции, основывающейся не на принципах, предложенных Западом, а на региональных, локальных, местных. Этот «мир без Запада» не противостоит Западу. Он просто существует параллельно, втягивая в себя ресурсы открытого глобализацией мира, постепенно структурируясь, усиливаясь и расширяясь, не вступая при этом в прямое и открытое столкновение с Европой и США. Именно сейчас закладываются основы для развития новой, параллельной, международной системы с собственной нормативной базой, собственными институтами, образом действий и структурами власти.
Как пишет старший научный сотрудник исследовательского центра «New America Foundation» Параг Хана, «второй мир превращается в самодостаточный антиимпериалистический пояс, внутри которого крепнут межрегиональные связи».
Пытаясь любой ценой попасть на тонущий западный корабль, Украина упускает возможность принять участие в формировании этих новых мировых структур в качестве полноправного партнера и «матери-основательницы». Хотя именно за этими структурами будущее. Достаточно сравнить темпы экономического роста западных и развивающихся стран, а также оценить долю реального сектора в структуре экономики нынешних мировых флагманов и динамичных государств «третьего мира».
Наработанная за многие годы собственная внешнеполитическая стратегия Партии Регионов, направленная на экономический прорыв, переход к высоким технологиям и диверсификацию внешнеполитических контактов дает возможность без излишней политизации встроиться в процесс формирования «мира после нового мирового порядка». Тот факт, что на фоне глобального экономического кризиса Запад потеряет роль мирового лидера, сомнений не вызывает уже ни у кого.
Ольга Шелкова, Полемикa