Русское Движение

“0'КЕЙ!” ИЛИ “СПАСИБО, ХРЕНОВО...”?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Но если не иго, то что же? Как учит нас литература и кино, как подсказывает жизненный опыт, многие личные и семейные драмы происходят из-за недоразумений, от взаимного непонимания или недопонимания. Тем более естественно недопонимание в общении представителей разных народов и культур. Американец спрашивает у знакомого “Как дела?” совсем не потому, что интересуется его делами, и отвечает “0'кей!” не оттого, что все у него отлично. И наше традиционное “Спасибо, хреново...” вряд ли будет американцем правильно понято. Русский москвич или сибиряк прекрасно поймет одесского еврея, когда тот на вопрос: “Как жизнь?” ответит вопросом: “Разве это жизнь?”.

Ордынский хан посылает дары союзному князю и его жене. В числе даров княгине в знак особой симпатии кумыс. В традициях степной цивилизации это священный напиток. Русская княгиня в восторге от китайских шелков и индийского жемчуга, но что это за кожаный мешок с белой пахучей пенящейся жидкостью? Кобылье молоко, говорят знатоки. “Кобылье? На псарню собакам!”. Хан, в свою очередь, получает от князя ответные дары для себя и многочисленных жен. Мир - дружба! Но вот хан узнает от “доброжелателей”, что русские выливают кумыс собакам. Как? Священный напиток из молока лучшей кобылицы, которую хан доит своими руками? Да как они смеют?! И поход, набег, “наезд”, разорение, вражда, пока случайно не выяснится, что дело-то все в незнании и непонимании друг друга.

Так стоит ли удивляться тому, что ханский ярлык, вручаемый князю, был не знаком подчинения, но предложением мира, дружбы и союзничества. На определенных условиях, естественно. Батый рассылал ярлыки и русским князьям, и литовским, и королям Венгрии, Чехии, Польши. Если правитель не был заинтересован в мире и дружбе с ханом, он ярлык игнорировал. Если же ярлык принимался и хан получал ответные знаки мира и дружбы (дары), завязывались отношения. Хан просил пропустить его войско через владения, помочь ему провиантом и фуражом, за что обещал при необходимости военную помощь. Если таковая была местному правителю заведомо нужна, хан обязывался ее предоставлять, но при условии материальной поддержки его войска. Это и был “ордынский выход” - не дань, а налог на содержание войска. Союзного, и какого! (Если эти вещи расценивать как дань и иго, то в годы войны так называемый второй фронт в виде свиной тушенки, яичного порошка и студебеккеров - тоже дань, и Штаты, выходит, были под “советским игом”? Но Америка никогда никому дани не платит - она лишь скупо оплачивает чьи-то услуги в виде трудов и жизней...) Те же князья, которые не хотели союза с Ордой, принимали сторону крепнувшей в то время Литвы и даже входили в ее состав. Иные же попеременно союзничали то с Ордой, то с Литвой. Даниил Галицкий после конфликта с ханом предпочел покровительство Ватикана.

Такая трактовка принадлежит академику Л.И. Гумилеву - историку, географу, этнографу и поэту. Когда читаешь его работы “Поиски вымышленного царства”, “Древняя Русь и Великая Степь”, “Этногенез и биосфера Земли”, “От Руси к России” и другие, поражает обилие использованной литературы. Его ссылочный аппарат представляет самостоятельный интерес. Исследования ученого охватывают огромный диапазон пространства и времени, и тема “Русь и Орда” - лишь их небольшая часть. Но эта часть позволяет совместить казавшееся несовместимым, понять недопонятое и ощутить гармоничность непротиворечивой версии.

Согласно Л.Н. Гумилеву, игом (с определенными оговорками) можно считать лишь то состояние, когда некоторые русские княжества должны были пополнять ордынские войска своими людьми. Но ордынские “военкоматы” столкнулись с упорным саботажем населения и “отмазками” князей, а в 1269 году вообще получили “отлуп”, и больше по этому вопросу дискуссий не было. Другое дело, что баскаки долго еще занимались вербовкой наемников, и небезуспешно. Городским и сельским “добрым молодцам”, не знающим, куда девать “силушку богатырскую”, непросто было сделать военную карьеру на Руси - княжеские дружины были элитными, а ополчение собиралось только на срок военных действий. А тут появляется веселый татарин-зазывала, скликает удальцов - “уланов” (отсюда - уланы как род войск), расписывает красоты военных похождений, сулит свободу грабежа в захваченных городах и обещает к тому же, что против своих посылать не будут. Наиболее успешно вербовка шла в местах проживания явных и скрытых язычников. Это были, кроме русских, тюрки и угрофинны (половцы, булгары-сувазы, мордва). В то же время среди татар было немало христиан. В период исламизации Орды ордынцы-христиане в массовом порядке переходили под знамена русских князей.

Такой обменный процесс привел к значительному перемешиванию племен и народов как в Орде, как и на Руси. Вносит Л.Н. Гумилев ясность и в вопрос об этнической принадлежности ордынцев. Монголы и татары были в древности совершенно разными даже в расовом отношении народами, кочевавшими на территории от Гоби до Байкала и Приамурья. Древние “классические монголы” (мэн-гу) были европеоидного типа - высокорослыми, светловолосыми и бородатыми, с голубыми и зелеными глазами. Татары (“дада”) были приземисты, широколицы, смуглы и черноволосы, с незначительной растительностью на лице. К XII веку еще сохранялось формальное разделение на монгол и татар, но, вследствие смешанных браков, внешне уже почти не различались. Аристократы предпочитали называться монголами, а татарами звали, кроме прежних “дада”, всех жителей сибирских степей, добровольно или принудительно примкнувших к татаро-монгольской массе. После завоевания Поволжья татарами стали называться все волжские мусульмане - потомки булгар, половцев, хазар и бывших язычников, в том числе и русских. Можно понять, почему этноним “татары” распространился на все население улуса Джучиева. Улус Джучи был огромным государственным образованием, в которое входили Белая Орда (в Прииртышье), Синяя Орда (от Тюмени до Аральского моря), Золотая Орда - от Поволжья до Приазовья. К Золотой Орде примыкала и Московская Русь, отношения между ними строились на основе конфедерации.

Эта конфедерация фактически способствовала последующему продвижению Руси, а потом и России на Восток. За Уралом и в Сибири местные народы обоснованно принимали русских как преемников Орды. Российская империя включила в себя многие прежние владения Чингизидов. При всей драматичности отношений Руси и Орды важным итогом этого союза стала - на долгие времена! - независимость Руси от Запада, Ватикана, рыцарских орденов, инквизиции.

Трудный выбор между Ордой и орденом сделал Александр Невский. Орден и Орда (чувствуете сродство слов? Орден - орднунг, ордер - порядок, система, организация - Орда) стояли по сторонам Руси, предлагая союз в борьбе одних с другими. Две жесткие и жестокие системы. Но между ними были серьезные различия. Немцы требовали перехода в католичество, считая всех не католиков язычниками. Монголы были веротерпимы. Немцы, заключив договор, спокойно его нарушали, считая славян и других народами низшего сорта (“унтерменш” - недочеловек). Монголы слово держали твердо. По их законам предательство и обман доверившегося считались тягчайшими, позорными преступлениями.

Александр знал тех и других. Он выбрал союз с той стороной, с которой можно было договориться, с теми людьми, которые не считали других недочеловеками. Потомки причислили его клику святых не столько за подвиги на Неве и Чудском озере, сколько за этот выбор, правильность которого подтвердила история. А результаты выбора “западного” варианта видны на примере Даниила Галицкого, принявшего в конце концов сторону папского престола и в награду - королевский титул. Интересно, что вопреки правилам папа Римский не короновал Даниила, а просто прислал ему корону и грамоту с послом. Примкнув к европейской “цивилизации”, целый регион Руси (Прикарпатье, Волынь, часть Подолья) утратил сначала самостоятельность, а затем и государственность. В разное время это были владения Польши, Турции, Австро-Венгрии.

Авторы некоторых исторических работ и художественных произведений, исходя из концепции ига, подчеркивают какую-то особую жестокость татаро-монголов, масштабы разрушения и разграбления русских городов. Например, историки приводят цифру - четырнадцать разрушенных городов только во Владимирском княжестве. Да, четырнадцать, подтверждает Л.Н. Гумилев, но при этом уточняет: из трехсот. И в свою очередь приводит несомненный исторический факт: когда в 1242 году Александр Невский отстоял Новгород и Псков от рыцарей ордена и прибалтийских наемников, его вооруженные силы состояли в основном из низовых полков, приведенных именно из Владимирского княжества. Естественный вопрос: откуда такие силы у “выжженной и вырезанной” страны? Очевиден и ответ: из тех самых 286 уцелевших владимирских городов. Конечно, при этом надо учитывать, что городом на Руси назывался и многотысячный Владимир (Киев, Новгород), и городок в несколько десятков домов - главное, чтобы он был огорожен стеной, приспособленной для обороны.

А жестокость... Что значит жестокость в бою, когда вопрос стоит так: или ты, или тебя? “Швед, русский колет, рубит, режет...” - кто более жесток? Батыры, джигиты, янычары, мушкетеры, витязи, крестоносцы, стрельцы, казаки, самураи, делибаши, морпехи, рейнджеры, спецназовцы - как не называть вооруженных, специально обученных людей в доспехах или мундирах, все они - воины, это их профессия. Слово “жестокость” правомерно применять, когда речь идет об отношении военных к пленным или мирному населению. Но тут в соревновании Запад - Восток присудить первенство какой-нибудь одной стороне очень непросто. Батый разорил Рязань и Киев, Тохтамыш дотла сжег Москву. Но Юрьев в 1224 году сожгли немцы, Москву в 1612 - поляки, в 1812 - “цивилизованные” французы (точнее, представители почти всей Европы). Дрезден (и заодно 150 тысяч мирных жителей) во вторую мировую войну уничтожила англо-американская авиация. В наше “демократическое” время почему-то считается бестактным вспоминать, что за годы войны немецкими войсками в СССР было убито 18 миллионов мирных жителей, а в 1945 году бомбы, мгновенно превратившие в ничто 250 тысяч людей, сбросили не свирепые самураи, но улыбчивые американцы.

А жестокость... Что значит жестокость в бою, когда вопрос стоит так: или ты, или тебя? “Швед, русский колет, рубит, режет...” - кто более жесток? Батыры, джигиты, янычары, мушкетеры, витязи, крестоносцы, стрельцы, казаки, самураи, делибаши, морпехи, рейнджеры, спецназовцы - как не называть вооруженных, специально обученных людей в доспехах или мундирах, все они - воины, это их профессия. Слово “жестокость” правомерно применять, когда речь идет об отношении военных к пленным или мирному населению. Но тут в соревновании Запад - Восток присудить первенство какой-нибудь одной стороне очень непросто. Батый разорил Рязань и Киев, Тохтамыш дотла сжег Москву. Но Юрьев в 1224 году сожгли немцы, Москву в 1612 - поляки, в 1812 - “цивилизованные” французы (точнее, представители почти всей Европы). Дрезден (и заодно 150 тысяч мирных жителей) во вторую мировую войну уничтожила англо-американская авиация. В наше “демократическое” время почему-то считается бестактным вспоминать, что за годы войны немецкими войсками в СССР было убито 18 миллионов мирных жителей, а в 1945 году бомбы, мгновенно превратившие в ничто 250 тысяч людей, сбросили не свирепые самураи, но улыбчивые американцы.