Русское Движение

ГДЕ КРАЙ ПОЛЯ ПОЛОВЕЦКОГО?

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Половцы, кумане, кипчаки... Еще один загадочный народ, соседствовавший с Русью более двух веков. И летописи, и “Слово о полку Игореве” рассказывают о непростых взаимоотношениях половцев и славян Руси. Даже о внешности половецкой нет единого мнения. Постановщики оперы “Князь Игорь” изображают их черноволосыми, скуластыми, узкоглазыми, ориентируясь на современного казаха или киргиза. В то же время Л.Н.Гумилев и его последователи видят половца светловолосым европеоидом с цветом глаз от голубого до зеленого. Также и по описанию некоторых средневековых авторов, в том числе китайских, половцы внешне практически не отличаются от русских. Видимо, истина где-то посередине. Скорее всего половец был больше похож на современного пензенского или ульяновского татарина, чем на казаха. Судя по трудам Л.Н.Гумилева и О.О.Сулейменова, общение русских и половцев было очень тесным. Войны же были не столько между русскими и половцами, сколько между разными русско-половецкими союзами. Среди половцев было немало христиан с русскими именами. Оба народа знали языки друг друга. Смешанные браки тоже делали свое дело. Многие русские князья имели половецких родичей по материнской линии, равно как и половецкие ханы. Даже конфликт Игоря Новгород-Северского с Кончаком очень похож на семейную ссору (правда, с привлечением войска, но это для средних веков явление типичное). Возможно, прямыми потомками половцев являются кумыки и кумандинцы, вообще же в родстве с ними многие современные народы - от башкир и мадьяр до потомков запорожских казаков на Украине. Язык же половецкий оставил следы в большинстве тюркских языков России и Средней Азии.

БУЛГАРЫ, ХАЗАРЫ, ПЕЧЕНЕГИ...

Все мы хорошо знаем, что болгары живут в Болгарии, на Балканах. Но на карте XI века болгары, или булгары, занимали целую область в месте слияния Волги и Камы. Что же, две Болгарии? Да нет, не две... Три! И все в разных местах. Кочевали куда-то в Приазовье тюркские племена, для которых есть общее название - “протоболгары”. По ряду причин, одна из которых - постоянная угроза агрессии со стороны Хазарии, протоболгары разделились на три группы. Одни откочевали на Балканы, где смешались с местным населением (потомками фракийцев и македонянами), а также соседями-славянами, а затем, приняв христианство, образовали Болгарское царство. Другие обосновались на Северном Кавказе, где и сейчас живут их потомки - балкарцы и карачаевцы. А третьи ушли в междуречье Волги и Камы, где и образовалась Волжско-Камская Булгария.

Местное население угро-финны и потомки гуннов подмешало своей крови в булгарские жилы, а Волго-Каспийский водный путь способствовал общению с персами и арабами. Когда Булгария, государство с мусульманским населением, подверглась ордынскому нашествию, завоеватели со временем переняли у булгар ислам, а взамен оставили им свой этноним “татары”. Но татарами стали называться только булгарские мусульмане. Булгарское же племя суваз” или “сувар”, в то время языческое, позже приняло православие и, живя несколько обособленно от татар, называется чувашами.

Ну а печенеги? Лихие конники, южные соседи Киевской Руси, воевавшие с ней и при Святославе, и при Ярославе Мудром? Где они? Известно, что вытеснили их на запад половцы, что немало их ушло в Венгрию и Болгарию. Но есть их непосредственные потомки и в обозримых пределах. Это гагаузы, которые проживают сейчас на юге Молдавии. Реликтовый этнос весьма почтенного возраста.

А что же хазары, те самые “неразумные”, которым собирался отметить вещий Олег? Хазария, или Хазарский каганат, была разноплеменным государством, расположенным в пределах, очерченных Волгой, Доном и Тереком. Местное население составляли земледельцы и рыбаки, люди кавказского типа, давшие название стране - хазары. Вооруженные силы каганата формировались из восточных соседей - кочевников-тюркютов, а руководство страны, знать и купечество были представлены в основном иудеями из иранских евреев. Иудаизм в отличие от других религии не распространяется миссионерами, так как считается религией “богоизбранного” народа. Поэтому в Хазарии иудаизм исповедовался только евреями, к которым относились и дети хазар и тюркютов от еврейских женщин (брак с ними был престижным и выгодным).

Среди же самих хазар и тюркютов были язычники, мусульмане и христиане. В 965 году Святослав Игоревич нанес каганату сокрушительный удар, после которого Хазария так и не смогла оправиться и в XI веке окончательно распалась. На ее руинах возникло несколько этносов, разделявшихся преимущественно по религиозному признаку. Мусульманские наследники Хазарии - это астраханские татары, а также, по мнению некоторых авторов, чеченцы и ингуши. Потомки иудео-хазар - караимы и горские евреи Дагестана. А вот потомки хазарских христиан и окрестившихся язычников - это...

ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ

Многоточие было бы очень длинным, если бы его не прервал Л.Н.Гумилев, доказавший, что потомки хазарских христиан образовали “вольницу” - своеобразную военную демократию в междуречье Волги и Дона. К ним начали сходиться неусидчивые пассионарии Руси и окрестностей, а позже - беглые холопы и вообще люди, не поладившие с законом. Языком общения стал русский, а единой религией - православие. В годы ордынского нашествия этот народ назывался “бродниками”, а позже закрепилось самоназвание “казаки”. Это имя - от слова “хазар” или тюркского “казах” - “вольный” (неслучайно постоянный эпитет казака - “вольный”). Донские, терские казаки долго не относили себя к великороссам. Это и посейчас весьма самобытный народ - хорошие скотоводы и земледельцы, прирожденные воины, активная “заводная” публика. От них пошли и весе другие казаки - уральские, сибирские, семиреченские, забайкальские, амурские, уссурийские. Кроме кубанских! Те частично потомки запорожцев, о которых говорилось выше. Частично, потому что среди кубанцев немало людей с явными признаками “лиц кавказской национальности”. Они, согласно версии ряда ученых, обязаны своим происхождением многочисленным славянокавказским бракам. И слово “казак”, по мнению этих авторов, не что иное, как русифицированное “касог” - черкес.

ЧУДЬ НАЧУДИЛА ДА МЕРЯ ИЗМЕРИЛА...

Строки из стихотворения Блока приходят на память, когда читаешь об этих загадочных народах. Чудь, меря, весь, мурома, мещера. Память о них - в географических названиях, фамилиях, легендах. Если та чудь, что дала название Чудскому озеру, и сейчас благополучно живет в Прибалтике, называясь эстонцами, то о другой чуди - заволочской - остались предания: “Чудь под землю ушла...” Какая-то часть этой чуди осталась в коми-зырянах, но предания об “ушедшей в землю” чуди известны и на Алтае... Этому способствовали находки русскими жителями Алтая древних захоронений в подземных бревенчатых “избах”. Эти находки дали начало раскопкам знаменитых Пазырыкских курганов.

Есть гипотеза, что новгородцы, купцы и ушкуйники, первыми проникшие в северные и восточные края, называли чудью (по аналогии с эстами) всех, кто говорил на похожем (угро-финском) языке. А сейчас на подобных языках говорят ханты, манси, коми, удмурты, марийцы, мордва (мокша и эрзя). В какой-то мере в этих народах растворилась, видимо, загадочная чудь и не менее загадочная меря и мурома, от которых остались названия городов - мерянского Ростова и муромского Мурома. Да еще народ мещера, тоже оставивший географические названия на Рязанщине.

По каким законам происходит это самое “растворение”, или, по науке, “ассимиляция”? Кто в ком растворяется - зависит от многих факторов “этнохимии”: соотношение масс “растворителя” и “растворимого”, соотношения их возрастов, культур, уровней пассионарности.