Забавная история произошла как-то с поэтом Н., опубликовавшим подборку стихов о героической борьбе народа Древней Руси сначала с половцами, а потом с татаро-монголами. Враги-кочевники в этих стихах были наделены всеми худшими качествами - жестокостью, агрессивностью, коварством в противоположность нашим отважным и великодушным витязям. После выхода журнала поэту позвонил читатель М. и сделал замечание. Не стоит, мол, пропагандировать ненависть к противникам предков, давно, как и предки, ушедшим в темные глубины прошлого. Потому что автор не может точно знать, по какую сторону линии фронта сражались лично его пращуры. Может, они-то как раз и были половцами или монголами.
“Не может быть! - отвечал возмущенный автор. - Мои предки русские! По крайней мере, славяне. Отец - кубанский казак, мать - москвичка, из дворян...”
Настойчивый читатель М., представившийся доцентом-историком, уточнил фамилии ближайших предков поэта и через некоторое время доказал ему, со ссылками на документы, что никуда не денешься: папа Н. - потомок запорожского полковника, носившего половецкое родовое имя, а мама из рода ордынских аристократов, чьи родственники и сейчас проживают в городе Касимове Рязанской области...
“А я-то всю жизнь считал себя русским человеком!” - растерянно сказал при встрече поэт Н. “Вы и есть русский. Как и я, хотя есть у меня в предках и мордвины, и литвины... Просто для большинства людей история рода это “черный ящик”, а ключ к расшифровке утерян. Поэтому, бросая камни во врагов наших предков, хорошо бы сначала знать свою родословную. А то попадешь еще в своего...”
Оставим поэта переживать и осмысливать полученную информацию. Порадуемся за тех, кто имеет возможность построить свое генеалогическое древо. Позавидуем по-доброму тем бурятским и монгольским семьям, в которых по давней традиции хранятся устные предания о сорока предшествующих поколениях примерно за тысячу лет! И посетуем на то, что не каждый из нас знает имя и фамилию хотя бы прадеда и прабабки. А то какие бы открылись нам дали прошлых времен!
Но дело не только в знании своей родословной. Сколько споров и дискуссий просто не состоялось бы, сколько халтурных публикаций в прессе и эфире не засоряло бы умы наших сограждан, знай люди получше историю - мировую, отечественную, своего народа...
Целый сериал на тему истории Великой Отечественной войны прошел недавно в московском телеэфире. Главная персона - бывший советский разведчик Резун, изменник и предатель, перешедший на службу в зарубежную военную разведку. Сейчас он выступает под фамилией Суворова (в насмешку, что ли?). Его версия: в этой войне Советский Союз был агрессором, а фашистская Германия вынуждена была обороняться. Покровителями и спонсорами мало того, что книги с его примитивными построениями заполонили прилавки, что в Латвии вновь маршируют эсэсовцы, а бывших советских партизан сажают в тюрьму. Надо еще с экрана плюнуть в лицо народу-победителю накануне 55-й годовщины Победы.
А вот с телеэкрана вещает автор телевизионных расследований. С видом детектива, многозначительным тоном он сообщает нам, что, проникнув в секретные архивы, узнал страшную тайну 1917 года о проезде в пломбированном вагоне из Швейцарии через Германию в Россию вождя большевиков с товарищами по партии. Но при чем здесь секретные архивы, если об этом событии открытым текстом напечатано в первом томе “Истории гражданской войны в СССР”, вышедшем в 1936 году под редакцией, в числе прочих, Жданова, Молотова и Сталина? Куда уж “секретнее”!
Незнание порождает мифы. Это каса-ется не только древности и средних веков. Выпускники гуманитарного 11-го класса спрашивают: “Правда ли, что до 1956 года в каждой квартире должен был висеть портрет Сталина?” Мысленно пе-ребираю дома и квартиры, в которых пришлось бывать в детстве и юности. Но вспоминаются только чернильница с фарфоровым бюстом Ленина, да портреты маршалов Ворошилова и Конева. Отвечаю откровенно: “У нас дома были только портреты Божьей Матери с Младенцем и Марии Магдалины на иконах... Все!” Юные гуманитарии глядят недоверчиво. “А разве иконы не были запрещены? Ведь была антирелигиозная пропаганда!” Была, да еще какая! Но антирелигиозная пропаганда и запрещение икон вещи разные...
Если творятся подобные мифы о временах недавних, то что говорить о более отдаленных? Варшавское восстание 1863 года, после подавления которого множество поляков было сослано в Сибирь, трактуется в учебниках как национально-освободительное. Да, оно прохо-дило под такими лозунгами - антирус-скими, антиимперскими. Но почему восставшие в большинстве своем были дворянами, шляхтой? Разве только их тяготила зависимость от царской России? Русско-украинский историк Н.И. Костомаров видит причины восстания в... отмене крепостного права манифестом 1861 года. В царстве Польском крепостничество было отменено раньше, и польские помещики владели землями и закрепленными на них крестьянами на территории Украины и Белоруссии. Освобождение крестьян лишало шляхту ра-бов. Вот она и взбунтовалась. Свободы же у нее и под царем было достаточно... Но версия Костомарова в учебники не вошла. Она в “черном ящике”.
Примеров можно приводить тысячи. Создается впечатление, что на виду только малая часть истории. Остальное - в “черных ящиках”. Но как найти к ним доступ? Расшифровать то, что там записано? Это непросто, но возможно. Прежде всего надо читать не только учебники, но и научную литературу. Не только по истории, но и по смежным с ней (и даже не очень смежным) дисциплинам. Читая, сравнивать труды разных авторов. Встречающиеся нестыковки и противоречия уже говорят: здесь, похоже, “черный ящик!” Вот в несколько таких “черных ящиков” и предлагается вам заглянуть.