На протяжении всей недолгой истории независимой Украины важнейшим вопросом внутриполитической жизни был вопрос о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. В ходе президентских выборов этот вопрос перерос в требование многих жителей востока и юга страны преобразовать государство в федеративное. Между тем, создания территориальной автономии добиваются не только на востоке Украины, но и на её крайнем западе – в Закарпатской области.
Закарпатье было частью Древнерусского государства, его жители в конце Х века приняли православие. Однако уже в XI веке этот небольшой кусок земли за Карпатскими горами был завоёван Венгрией, и вплоть до 1918 года судьба Закарпатья была неразрывно связана со страной мадьяр, ставшей со временем частью многонациональной Австрийской империи. На протяжении этого времени многие восточнославянские жители этих мест перешли на венгерский язык и приняли католичество.
Среди тех, кто остался православным или перешёл в лоно греко-католической церкви, закрепилось самоназвание «русины». Таким образом, они подчёркивали свою историческую связь с Русью и противопоставляли себя венгерскому, румынскому и западнославянскому (словацкому) населению. Помня о своих корнях, руководители местного национального движения искали связей с украинцами, прежде всего, соседней Галиции. С учётом близости языка к украинскому и общей принадлежности к православной или греко-католической церкви на Украине всё чаще стали восприниматься как часть украинского народа (отчасти это касается и русин – ред). В то же время русины помнили не только о своей близости к украинцам, но и об общности с русским народом и Россией.
После того, как в 1918 году распалась Австро-Венгрия, большая часть земли русин вошла в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь, где эта территория формально получила автономию. Однако пражские власти перед лицом немецкой и венгерской угрозы игнорировали требование реальной автономии, к тому же деятели словацкого национального движения настаивали на присоединении Закарпатья к Словакии. Часть русинских земель оказалась в составе формально автономной Словакии, и здесь началась их словакизация. В 1938 году, воспользовавшись «Мюнхенским сговором», русины объявили независимость, однако уже в марте 1939 года Закарпатье оккупировала союзная нацистам Венгрия.
В 1945 году вновь встали вопрос о том, частью какой страны должно быть Закарпатье. И на референдуме её население высказалось за присоединение к Украинской ССР. Как сказал «Правде.Ру» заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов, «русины осознавали, что украинцы являются самым близким им народом, но всё же они не считали себя украинцами, поэтому хотели стать автономной республикой в составе УССР. Однако советское руководство пошло на поводу у националистически настроенной части украинской партийной верхушки, и, вопреки воле народа, земля русин стала не Закарпатской АССР, а Закарпатской областью УССР».
1 декабря 1991 года одновременно с референдумом по вопросу о независимости Украины в Закарпатье прошёл местный плебесцит, на котором 78% жителей региона высказалось за предоставление ему автономии. Областной совет Закарпатья в начале 1992 года обратился в Верховную Раду с просьбой признать регион автономной республикой, однако Киев проигнорировал его итоги и на протяжении 14 лет хранит молчание. Со своей стороны украинские националисты постоянно говорили о недопустимости раскола единой украинской нации. «Организация украинских националистов требует от новой украинской власти дать необходимую оценку проявлениям сепаратизма на Закарпатье и привлечь к ответственности всех, кто посягает на территориальную целостность государства», - говорится в последнем заявлении по этому вопросу Организации украинских националистов (ОУН).
В определённом смысле такие слова аукнулись поддержанному националистами Виктору Ющенко тем, что на президентских выборах 2004 года в Закарпатье он получил во втором туре 55% голосов, что намного меньше, чем в других областях центра и запада страны. По мнению Кирилла Фролова, такой результат был прогнозируем. «Большинство жителей Закарпатья поддержали Ющенко потому, что хотели быть ближе к своим собратьям в новых странах-членах ЕС. Однако многим не понравилось то, что за спиной Ющенко стояли и националисты. С последними у русин расхождения не только по национальному, но и по религиозному вопросу. Жители Закарпатья в большинстве своём принадлежат к Украинской православной церкви Московского патриархата, который бандеровцы считают главными религиозным врагом Украины. В принципе, та политическая сила, которая первой признает право русин на автономию, обеспечит себе победу в Закарпатье», - отмечает эксперт.
Последним аргументом львовских националистов долгое время оставался язык. Они, ссылаясь на отсутствие русинского литературного языка, называли его всего лишь диалектом украинского. Русины же со своей стороны всегда считали, что их язык является четвёртым языком в восточнославянской группе, и недавно совместными усилиями украинских, словацких, канадских и американских русинских языковедов был кодифицирован русинский язык и составлен его словарь. Оказалось, что он в большей степени, нежели русский, украинский и белорусский, близок к церковнославянскому. «Его отличия как от украинского языка, так и от западнославянского словацкого очевидны. Тем не менее в Киеве и Львове этого предпочитают не замечать», - подчеркнул Фролов.
Решимости русин и дальше бороться за признание себя нацией на Украине придаёт тот факт, что в отличие от бывшего СССР в странах Европы и Северной Америки их давно уже считают отдельной нацией. Согласно переписям населения, по нескольку десятков тысяч русин проживают в Венгрии, Чехии, Австрии, Румынии, Сербии, Хорватии, Канаде, США и ряде других стран. В них русины часто именуют себя «карпатороссами», изучают свой недавно кодифицированный язык и имеют собственные, карпаторосские, церковные приходы.
Особенно ярко это видно на примере Словакии, где численность русин, по разным оценкам, насчитывается от 50 до 400 тысяч человек – в зависимости от того, какой критерий брать за основу. Корреспонденту «Правды.Ру» довелось побывать в Восточной Словакии и побеседовать с местными жителями. Выяснилось, что многие из них называют себя русинами, ходят в православную или греко-католическую церковь, но уже считают родным языком словацкий. Соответственно, словацкая статистика считает их этническими словаками. Те же, кто продолжают говорить по-русински, жалуются на словакизацию и ссылаются на то, что никакой территориальной автономии у словацких русин нет. Но в то же время они отмечали, что им живётся намного лучше, чем на Украине. Так, в Словакии русины имеют возможность учиться на своём языке, издавать книги, газеты и журналы, а в крупнейшем городе северо-восточной Словакии Прешове даже существует Русинский университет.
«Для меня большая загадка, почему российское руководство ничего не делает, а российские СМИ почти ничего не пишут об откровенном попрании более чем миллионного национального меньшинства на Украине. Вопросы прав человека не являются внутренним делом какого-то государства. Россия должна чётко и ясно сказать украинскому руководству, что недопустимо издевательство и над русскоязычным населением страны, и над русинами. Украинское руководство необходимо заставить обеспечить русинам хотя бы такие права, какие имеют их соплеменники в Словакии. Русины – дружественный и близкий нам народ, и мы не можем оставлять его один на один с его бедами», - заключил Кирилл Фролов.
Вадим Трухачев, Олег Артюков