Русское Движение

Власть нарушает Конституцию

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Какие именно положения Основного Закона нарушает власть, я, по правде сказать, не знаю. Но, уверен, сама власть в курсе своих нарушений. Кому-то, очевидно, мои слова покажутся странными и даже парадоксальными — обвиняет в нарушении Конституции, не ведая, какие конституционные нормы преступила власть. Но никаких парадоксов. Есть все основания для вынесенного в заголовок утверждения.

Фото «2000»


13 апреля Верховная Рада поддержала закон «О внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» (относительно реформирования нефтегазового комплекса), исполнив таким образом требования «третьего энергопакета» ЕС в соответствии с обязательствами Украины как члена Европейского энергетического сообщества.

Сразу после положительного голосования в парламенте первый вице-премьер-министр Валерий Хорошковский обратил внимание профильных министерств на необходимость выполнения энергетических директив ЕС в рамках обязательств Украины как члена ЕЭС. Об этом говорилось в сообщении пресс-службы первого вице-премьера от 13 апреля.

В ходе совещания, посвященного выполнению указанных выше обязательств, г-н Хорошковский подчеркнул необходимость соблюдения сроков их выполнения, а также отметил результаты проведенной за год работы в части имплементации положений законодательства ЕС в сфере энергетики в национальное законодательство. Первый вице-премьер посетовал, что министерства и ведомства недостаточно активно выполняют энергетические директивы Евросоюза.

Обратил внимание на низкую исполнительскую дисциплину профильных министерств и ведомств, отвечающих за выполнение Украиной обязательств в рамках договора об учреждении Европейского энергетического сообщества. Напомнил также, что присутствующие на совещании чиновники несут персональную ответственность за выполнение Украиной этих обязательств. И т.д. и т.п.

Это тот самый Хорошковский, который не так давно, доказывая свою «непророссийскость», указывал на недопустимость вступления Украины в ЕЭП и Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном, поскольку в этом случае, мол, придется передавать ряд суверенных полномочий наднациональным органам, а национальный суверенитет-де — высшая ценность (см. «Просто бизнес», «2000», 30.03.—5.04.2012).

Но почему-то та же логика не работает, когда речь идет о передаче части украинского суверенитета европейским наднациональным органам, каковым является упомянутое Энергетическое сообщество, по чьим директивам ныне живет Украина (в том, что касается такой сферы, как энергетика).

Из Европы указывают, какие законы должна принимать столь дорожащая — при иных обстоятельствах — своим суверенитетом и независимостью украинская власть. Скажем, 22 марта пресс-секретарь комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера напомнила, что Украина является членом ЕЭС и «должна изменить некоторые законы и ввести их». Должна? Исполнено! Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О трубопроводном транспорте» (относительно реформирования нефтегазового комплекс) — как раз из ряда продиктованных Европой документов.

Европа же время от времени указывает Киеву, что он не волен принимать самостоятельные решения, выстраивая энергетические отношения с Москвой. И в своих действиях должен оглядываться на Брюссель. Например, 27 февраля еврокомиссар по вопросам расширения и европолитики соседства Штефан Фюле в рамках политического диалога «Украина — ЕС: путь вперед» подчеркнул: необходимо, чтобы «любое газовое соглашение с Россией также гарантировало полное уважение обязательств, взятых Украиной перед Энергетическим сообществом».

А как же Конституция? А суверенитет Украины?

Вот сам президент 18 марта в интервью телеканалу «Россия-24» пояснял, почему Украина не может вступить в Таможенный союз: мол, создание наднациональных органов лишит Украину какой-то части суверенитета. «И это запрещено Конституцией. Чтобы этот вопрос практически решать, есть различные способы. Это изменение Конституции в парламенте, возможно, проведение референдума всеукраинского и т.д.», — подчеркивал Виктор Янукович.

О том же он вел речь 26 августа 2011-го в Донецке, комментируя журналистам, почему Украина может «вступить» в Таможенный союз не иначе как по формуле «3+1»: все та же Конституция и суверенитет. «Конституция Украины, ее законы говорят о том, что Украина не делегирует наднациональным органам полномочия, которые относятся к полномочиям государства».

Или еще раньше, 24 декабря 2010-го, в интервью ряду общенациональных украинских телеканалов: «Если принимать такое решение (о вступлении в ТС. — С. Л.), значит, перед ратификацией такого соглашения — если оно даже будет и подписано, например — мы должны внести изменения в Конституцию. Естественно, должно набираться 300 голосов в парламенте». «Шансов — ноль сделать эти изменения в Конституцию, то есть мы 300 голосов никогда не найдем», — уверял Янукович.

Т.е. фактически Виктор Янукович еще полтора года назад под конституционным предлогом (как по мне — совершенно надуманным) ставил полный крест на ТС.

Ссылки на Конституцию и необходимость собрать 300 голосов в парламенте — известный прием, используемый «регионалами» для ухода от выполнения обязательств перед избирателями. Точно так же они поясняют, почему русский язык до сих пор не стал и не станет в обозримом будущем государственным.

А вот когда стоит вопрос о передаче части (и значительной!) украинского суверенитета европейским наднациональным органам — украинская власть о Конституции не вспоминает, референдумы не объявляет и 300 голосов в парламенте не собирает.

Так какую же норму Основного Закона нарушает власть, передавая суверенные полномочия Украины Европе и категорически не желая нарушить ее же, эту загадочную и таинственную норму Конституции в случае с Таможенным союзом? Власть об этом упорно молчит.

Ранее уже приходилось отмечать, что Россия, Белоруссия и Казахстан также имеют конституции, дорожат суверенитетом уж никак не меньше, чем прогибающийся перед всеми Киев (особенно если эти все — с Запада).

Я решил заглянуть в конституции Украины, России, Белоруссии и Казахстана. Дабы сравнить, чем же так отличаются основные законы этих четырех государств, трем из которых конституции позволяют делегировать часть государственных полномочий в наднациональные органы ТС, а Украине — нет.

«Суверенитет» в тех или иных вариациях встречается в Конституции Украины 11 раз. В преамбуле сказано, что Основной Закон принимается в качестве выражения суверенной воли народа. В ст. 1 — что Украина среди прочего суверенное государство. В ст. 2 — о том, что суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Часть 1 ст. 5 гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ».

В ст.17 можем прочесть, что защита суверенитета является важнейшей функцией государства и делом всего народа. В ст. 37 содержится запрет на создание политических партий и общественных организаций, чьи программы посягают на суверенитет Украины. В ст.79 и 104 — тексты депутатской и президентской присяг с клятвами отстаивать государственный суверенитет. В ст.102 сказано, что президент является гарантом суверенитета Украины. Наконец, в ст.116 Кабинету Министров предписывается обеспечивать государственный суверенитет. Все.

В Конституции Российской Федерации суверенитет также упомянут в преамбуле, где идет речь о возрождении суверенной государственности России. В ст. 3: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (по сути полная аналогия с содержанием ст. 5 Конституции Украины). В ст. 4 (как и в ст. 2 украинской Конституции) сказано о том, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. А ст. 67 дополнена указанием о распространении суверенных прав РФ на ее континентальный шельф и исключительную экономическую зону. В ст. 80 говорится, что президент России «принимает меры по охране суверенитета Федерации». Ст. 82 содержит текст президентской присяги, в которой глава государства клянется «защищать суверенитет и независимость» РФ.

Как видим, нет никаких принципиальных отличий между основными законами Украины и России в части, относящейся к государственному суверенитету.

То же самое можно сказать, сравнивая конституции Украины и Белоруссии.

В ст. 3 основного закона РБ сказано, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (те же записи, как мы могли убедиться выше, есть в конституциях Украины и России). Ст. 9 гласит, что территория РБ является основой ее суверенитета (вариация ст. 2 украинской и ст. 4 российской конституций). Ст. 16 запрещает функционирование религиозных организаций, чья деятельность направлена против суверенитета РБ. Ст. 19 определяет гимн, флаг и герб символами РБ как суверенного государства. В ст. 79 президент РБ определен как хранитель государственного суверенитета (что перекликается со ст. 102 украинской и ст. 80 российской конституций).

Особняком стоит разве что основной закон Казахстана, в котором о суверенитете упомянуто в преамбуле и в ст. 2, где сказано о распространении суверенитета РК на всю ее территорию.

Таким образом конституции государств — членов Таможенного союза по сути идентичны украинскому Основному Закону в тех положениях, которые касаются защиты государственного суверенитета. При этом конституционные нормы, аналогичные украинским, не являются препятствием для участия России, Белоруссии и Казахстана в ТС с его наднациональными органами.

Были времена, когда и представителям нынешней власти Конституция не мешала интегрироваться с Россией, Белоруссией и Казахстаном на условиях создания наднациональных органов.

Так, 20 апреля 2004-го (Виктор Янукович был премьер-министром) Верховная Рада ратифицировала Соглашение о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г. Ст. 4 данного соглашения предусматривала: «Стороны учреждают единый регулирующий орган ЕЭП, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий». На тот момент действовала та же Конституция Украины 1996 года, что и теперь.

Сергей ЛОЗУНЬКО, 2000