Окончательной победы в войне двух Украин быть не может
...Знаете, в чем основная проблема украинских государственников (или «дэржавныкив», как они себя любят называть), которую они разрешить не в силах, что бы они ни придумывали? В том, что им надо постоянно придумывать прямо противоположные объяснения для собственного народа по поводу природы и сущности этого самого народа. Вспомните, чем занимались эти самые «дэржавныкы» в конце 80-х – начале 90-х. Они долго и нудно объясняли населению Украины, в чем и почему оно, это население, коренным образом отличается от живущих рядом россиян.
Я вспоминаю, как на одной из первых лекций «Просвит» в Донецке году эдак в 89-м какой-то интеллигент со свежевыращенными «вусами» объяснял ошеломленной публике разницу между русским и украинским языками. Главным «аргументом», прямо-таки сбивающим с ног своей новизной и откровенностью, было следующее утверждение: «Вы посмотрите, как это звучит по-русски: «он-она-оно».
И вдумайтесь, как это звучит по-украински: «вин-вона-воно». Вы же видите, какая разница!!!». И все просвитяне вокруг зашумели, загалдели: «А ведь действительно! А ведь это ж надо! А ведь разница-то колоссальная!».
Тем же дончанам постоянно рассказывали, насколько они отличаются от живущих рядом ростовчан, потому что там же живет некий народ «моксель», некие потомки Орды, мордвы или еще чего-то, к нам, украинцам, не имеющий ну никакого отношения! И вы знаете, на кого-то подействовало! Да, сказали некоторые жители Украины, вы посмотрите, насколько мы разные! У них ведь, к примеру, «гэкают», а у нас «хэкают». Мы, к примеру, «шо» говорим, а они «чокают»! Да нет, ну, само собой – разные народы, и баста!
Проблемы тянут вниз…
Казалось бы, должен «дэржавнык» радоваться, потирать руки – своего, мол, достиг. Ан нет, только он убедил дончан в том, что они с ростовчанами разные народы, и тут же возникает для украинотворца новая проблема, гораздо более серьезная, чем первая. Посмотрел дончанин на такого отличного от него ростовчанина, убедился в своей разности с ним и тут же взглянул на запад. И что же увидел там? А оказалось, что с проживающим в одном с ним государстве галичанином у него гораздо больше разности, чем с таким отличным от него ростовчанином или белгородцем!
И действительно ведь! Если мы проедем от Одессы до Донецка, а потом до Ростова, потом до Урала и так, не останавливаясь, до Владивостока доберемся, то обнаружим, что при массе региональных различий, при массе отличий между нашими говорами (вроде «чо» и «шо») мы все равно ходим в одни и те же церкви, говорим на одном и том же языке, отмечаем одинаковым способом одни и те же праздники, чтим одних и тех же героев, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы и сериалы…
А проедем гораздо меньшее расстояние от Львова до того же Донецка – и выясняем, что мы, оказывается, ходим в разные церкви, говорим на разных языках, отмечаем разные праздники, чтим совершенно разных героев… и далее по списку.
В Галичине он не считается героем…
И, хочешь – не хочешь, возникает закономерный вопрос: если мы, дончане, настолько отличаемся от ростовчан, что должны жить с ними в разных государствах, то почему мы, еще более отличающиеся от галичан, должны жить с ними в одном государстве?
И вот эта задача – объяснить одновременно, почему украинцы должны жить в отдельном от россиян государстве, но при этом жить друг с другом вместе – неразрешима для украинского «дэржавныка», как бы он ни бился! Эта дилемма, эта проблема, этот внутренний дуализм разрывают и будут разрывать украинское государство изнутри, какие бы модели взаимоотношений внутри этого государства ни придумывали.
Борьба двух (как минимум, двух) Украин ведется с момента появления политического термина «Украина» – не путать с географическим! Эта борьба то затихает, то переходит в горячую фазу, то ведется исключительно в теоретической плоскости на страницах газет, то выливается в противостояние на «майданах» или на выборах, но она никогда не останавливается. Бывают моменты, когда кажется, что одна Украина навсегда задавила другую. Ну, кто в здравом уме мог подумать в 70-е годы, что та Украина, которая давно была загнана в «схроны», преобразовалась в канадские «дияспоры» и давно забыта и проклята на этой земле, не просто возродится, но и начнет рулить на этой территории!
Патриот – существо специфическое…
Однако в 2004 году та Украина победила иную и решила воспользоваться моментом, чтобы загнать ее, другую Украину, в такие же «схроны». Они думали, что победили навечно, и решили поскорее воспользоваться моментом, давя нас по идеологическому, по культурному направлениям. Но не тут-то было!
Опыт последних лет в очередной раз убедительно доказал: полной и окончательной победы одной из двух Украин над другой быть не может! Противоречия, заложенные в саму природу нынешней Украины, сотканной из лоскутов различных империй с различной историей, культурой, ментальностью, языком и религией, все равно будут разрывать это государство. И при каждом очередном витке истории, при каждом очередном «майдане» эти противоречия будут нарастать. Попытка одной Украины задавить другую может привести к окончательному развалу, причем очень болезненному.
Выхода только два: либо расходиться, поняв, насколько мы разные, либо же попробовать соединить эти противоречия в одном федеративном (а еще лучше – в конфедеративном) государстве, которое объединяло бы исторические земли, сложившиеся на этой территории, – Донбасс, Галичину, Крым, Новороссию, Слобожанщину, Волынь, Закарпатье и, само собой, Малороссию. Конечно же, федерализм – это не панацея, это не гарантия того, что Украина после его внедрения не развалится. Но я знаю наверняка: федерализм – это либо способ (причем единственный способ!) сохранить эту территорию в рамках единого административного образования, либо же единственный механизм для более цивилизованного развода, чем это может произойти при сохранении унитарной модели.
Это вполне может стать актуальным и реальным…
Меня, конечно, могут обвинить после таких слов в сепаратизме. Но заметьте, в отличие от наших «дэржавныкив» я хотя бы ищу способы решения проблем, разрывающих Украину. Они же своим упрямым желанием унифицировать страну только усиливают сепаратистские тенденции и ведут дело к развалу. Специально для них хочу напомнить слова одного из предтеч политического украинства писателя Павла Грабовского: «Самой большой бессмыслицей является та, будто Украина была когда-либо единым неделимым телом с точки зрения национальных интересов и борьбы, как хотят заверить нас наши псевдопатриоты, – такой Украины никогда не существовало и не существует».
Ничего не изменилось в этом смысле. И смею вас заверить, не изменится…
Тем же дончанам постоянно рассказывали, насколько они отличаются от живущих рядом ростовчан, потому что там же живет некий народ «моксель», некие потомки Орды, мордвы или еще чего-то, к нам, украинцам, не имеющий ну никакого отношения! И вы знаете, на кого-то подействовало! Да, сказали некоторые жители Украины, вы посмотрите, насколько мы разные! У них ведь, к примеру, «гэкают», а у нас «хэкают». Мы, к примеру, «шо» говорим, а они «чокают»! Да нет, ну, само собой – разные народы, и баста!
Проблемы тянут вниз…
Казалось бы, должен «дэржавнык» радоваться, потирать руки – своего, мол, достиг. Ан нет, только он убедил дончан в том, что они с ростовчанами разные народы, и тут же возникает для украинотворца новая проблема, гораздо более серьезная, чем первая. Посмотрел дончанин на такого отличного от него ростовчанина, убедился в своей разности с ним и тут же взглянул на запад. И что же увидел там? А оказалось, что с проживающим в одном с ним государстве галичанином у него гораздо больше разности, чем с таким отличным от него ростовчанином или белгородцем!
И действительно ведь! Если мы проедем от Одессы до Донецка, а потом до Ростова, потом до Урала и так, не останавливаясь, до Владивостока доберемся, то обнаружим, что при массе региональных различий, при массе отличий между нашими говорами (вроде «чо» и «шо») мы все равно ходим в одни и те же церкви, говорим на одном и том же языке, отмечаем одинаковым способом одни и те же праздники, чтим одних и тех же героев, читаем одни и те же книги, смотрим одни и те же фильмы и сериалы…
А проедем гораздо меньшее расстояние от Львова до того же Донецка – и выясняем, что мы, оказывается, ходим в разные церкви, говорим на разных языках, отмечаем разные праздники, чтим совершенно разных героев… и далее по списку.
В Галичине он не считается героем…
И, хочешь – не хочешь, возникает закономерный вопрос: если мы, дончане, настолько отличаемся от ростовчан, что должны жить с ними в разных государствах, то почему мы, еще более отличающиеся от галичан, должны жить с ними в одном государстве?
И вот эта задача – объяснить одновременно, почему украинцы должны жить в отдельном от россиян государстве, но при этом жить друг с другом вместе – неразрешима для украинского «дэржавныка», как бы он ни бился! Эта дилемма, эта проблема, этот внутренний дуализм разрывают и будут разрывать украинское государство изнутри, какие бы модели взаимоотношений внутри этого государства ни придумывали.
Борьба двух (как минимум, двух) Украин ведется с момента появления политического термина «Украина» – не путать с географическим! Эта борьба то затихает, то переходит в горячую фазу, то ведется исключительно в теоретической плоскости на страницах газет, то выливается в противостояние на «майданах» или на выборах, но она никогда не останавливается. Бывают моменты, когда кажется, что одна Украина навсегда задавила другую. Ну, кто в здравом уме мог подумать в 70-е годы, что та Украина, которая давно была загнана в «схроны», преобразовалась в канадские «дияспоры» и давно забыта и проклята на этой земле, не просто возродится, но и начнет рулить на этой территории!
Патриот – существо специфическое…
Однако в 2004 году та Украина победила иную и решила воспользоваться моментом, чтобы загнать ее, другую Украину, в такие же «схроны». Они думали, что победили навечно, и решили поскорее воспользоваться моментом, давя нас по идеологическому, по культурному направлениям. Но не тут-то было!
Опыт последних лет в очередной раз убедительно доказал: полной и окончательной победы одной из двух Украин над другой быть не может! Противоречия, заложенные в саму природу нынешней Украины, сотканной из лоскутов различных империй с различной историей, культурой, ментальностью, языком и религией, все равно будут разрывать это государство. И при каждом очередном витке истории, при каждом очередном «майдане» эти противоречия будут нарастать. Попытка одной Украины задавить другую может привести к окончательному развалу, причем очень болезненному.
Выхода только два: либо расходиться, поняв, насколько мы разные, либо же попробовать соединить эти противоречия в одном федеративном (а еще лучше – в конфедеративном) государстве, которое объединяло бы исторические земли, сложившиеся на этой территории, – Донбасс, Галичину, Крым, Новороссию, Слобожанщину, Волынь, Закарпатье и, само собой, Малороссию. Конечно же, федерализм – это не панацея, это не гарантия того, что Украина после его внедрения не развалится. Но я знаю наверняка: федерализм – это либо способ (причем единственный способ!) сохранить эту территорию в рамках единого административного образования, либо же единственный механизм для более цивилизованного развода, чем это может произойти при сохранении унитарной модели.
Это вполне может стать актуальным и реальным…
Меня, конечно, могут обвинить после таких слов в сепаратизме. Но заметьте, в отличие от наших «дэржавныкив» я хотя бы ищу способы решения проблем, разрывающих Украину. Они же своим упрямым желанием унифицировать страну только усиливают сепаратистские тенденции и ведут дело к развалу. Специально для них хочу напомнить слова одного из предтеч политического украинства писателя Павла Грабовского: «Самой большой бессмыслицей является та, будто Украина была когда-либо единым неделимым телом с точки зрения национальных интересов и борьбы, как хотят заверить нас наши псевдопатриоты, – такой Украины никогда не существовало и не существует».
Ничего не изменилось в этом смысле. И смею вас заверить, не изменится…
Владимир КОРНИЛОВ, директор Украинского филиала Института стран СНГ.