Как это ни странно звучит, но современное государство является больше проблемой для общества, нежели той его частью, которой делегированы ряд общественных полномочий по управлению социально-экономической трансформацией с целью эффективной их реализации в интересах всего общества. Результаты функционирования подавляющего большинства предприятий государственного сектора в нашей стране наглядно демонстрируют неспособность государства осуществлять результативное регулирование экономики на уровне субъектов хозяйствования, находящихся в его непосредственном подчинении.
Многие государственные учреждения являются надёжным оплотом бюрократии и волокиты в нашей стране, которые успешно тормозят трансформационные процессы в обществе и скрыто саботируют реализацию законов, принятых Верховной Радой. Органы государственной власти зачастую создают видимость участия общества в решении проблем национального и местного уровней, лишая людей возможности реально влиять на положение дел в стране. Именно поэтому сегодня государство в большей степени напоминает кантовскую „вещь в себе”, которая существует независимо от общественного сознания и обслуживает в основном собственные интересы, нежели социальный институт, функционирующий на благо всего общества.
Такая забота государства о себе любимом привела к тому, что сегодня народный депутат Украины получает в 4,6 раза больше официально установленного среднего уровня заработной платы по Украине, который составляет 3054 грн. Депутатская зарплата в 10 раз больше зарплаты врача. То есть за один месяц депутат получает годовую зарплату медицинского работника. Коллеги наших депутатов живут в этом отношении несколько скромнее. Так, заработная плата британского парламентария выше среднестатистической по стране в 3 раза, в США – в 4 раза. Но отдача от их работы, которая выражается в уровне социального благополучия этих стран, явно несопоставима с отдачей отечественных избранников народа.
На фоне сложившихся тенденций подобного рода весьма забавно и парадоксально звучит возмущение высших должностных лиц о низком уровне средней заработной платы в стране. И ещё более интересным оказывается следующий за этим призыв к бизнесменам повышать заработную плату своим работникам, который выражает страстное желание бросившего этот клич поднять планку социального благополучия в стране. Каких глупостей не скажешь в порыве сострадания к собственному народу!
Ведь если власть создаёт условия для ведения экономической деятельности в стране, то почему нужно призывать бизнесменов к повышению зарплат? Если благоприятные для развития экономики условия созданы государством, то предприниматель будет сам заинтересован в повышении заработной платы своим работникам. Его не нужно будет уговаривать, конкуренция сделает своё дело. А желание у него возникнет только тогда, когда на его предприятии будет иметь место рост производительности труда, который, в свою очередь, в современных условиях ведения хозяйственной деятельности возможен при условии инновационной активности экономического субъекта. А вот создание атмосферы постоянного роста инновационной активности с помощью стимулирующих факторов – это и есть главная задача государства, с которой оно сегодня хронически не справляется.
В этой связи следует сказать, что ещё со времён президентства Кравчука в отечественном политикуме сложилась довольно странная тенденция. Действующие президенты или премьер-министры в запале неистового популизма начинают подвергать критике низкий уровень социальной защищённости в стране, у руля экономики которой они поставлены. Слушая высказывания подобного рода, невольно задаёшься вопросом, а, собственно, что делают эти чиновники высшего уровня в этой стране? Ведь, по сути, такая риторика свойственна оппозиционным силам, противостоящим действующей власти, или же лицам, проживающим за пределами страны, о которой они так нелестно отзываются в силу тех или иных причин. А ведь именно деятельность высших должностных лиц, прямая обязанность которых состоит в максимально полном учёте интересов общества и согласовании их с государственными, и определяет социальные результаты функционирования экономики страны.
В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация: государство довлеет над обществом, которое его же и сформировало. Всё это только подчёркивает инфантилизм государства, отражающий незрелость в развитии, сохранении в его экономическом поведении черт, присущих предшествующим этапам общественного развития. Прошедшие 20 лет не только не способствовали опережающему развитию института государства, но и привели к критическим задержкам в его развитии. Такое положение является, прежде всего, следствием влияния марксистских представлений о происхождении государства, доминирующих в сознании нашего общества до сего времени. Согласно марксистской концепции государство является результатом социально-экономических отношений, способа производства, итогом возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения общества, поддержания господства одного класса над другими. Данная концепция недооценивает национальные, духовные, психологические, военно-политические и другие причины, которые определяют процесс происхождения государственности. По этой причине в самой сути украинского государства уже изначально заложено противопоставление обществу, которому оно обязано своим существованием. Отсюда и недоверие населения к чиновничьему аппарату на всех уровнях власти, генерирующее скрытый и явный антагонизм во взаимоотношениях государства и общества.
Положение осложняется низкой профессиональной подготовкой государственных служащих на всех уровнях, большая часть которых получила образование в советское время. Сегодня государственный служащий должен обладать не просто большим, а огромным массивом самых современных знаний об особенностях осуществления своей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. И получать, а точнее обновлять эти знания необходимо постоянно в течение всей своей профессиональной деятельности. Недостаток компетентности всегда порождает внутренний дискомфорт, попытки преодолеть который приводят к различного рода негативным последствиям, начиная от чудачеств непрофессионализма при принятии решений до коррупционных действий. К примеру, появление в структуре областной государственной администрации управления регионального развития нельзя назвать иначе как проявлением элементарной экономической безграмотности чиновников, принимавших решение о создании этого структурного подразделения.
Посудите сами. Региональное развитие – это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни, которая обеспечена устойчивым и сбалансированным воспроизводством экономического (человеческого, ресурсного, научно-технического, институционального и производственного) потенциала. Обеспечение всестороннего регионального развития является главной задачей, на реализацию которой направлена деятельность областной государственной администрации в совокупности всех её структурных подразделений. Если в составе администрации создаётся управление регионального развития, то возникает естественный вопрос: „А чем же тогда занимаются все остальные структурные подразделения?” И это не единственный пример подобного рода.
По той же причине, связанной с низкой профессиональной компетенцией государственных служащих, на практике применяются методы, которые относительно эффективно работали в условиях административно-командной экономики, но которые стали абсолютно неадекватными в современных условиях. Попытка реализации административно-командного подхода к управлению социально-экономической трансформацией либеральными методами (что само по себе достаточно абсурдно) привела к не менее абсурдным результатам. В результате такого симбиоза в нашей стране создана полукриминальная монетарно-либеральная экономика советского типа, в которой открыто насилуется бизнес через налоговую систему административно-командного типа при либеральном, на грани полной безответственности, отношении государства к социально-экономическим процессам. Государство во многих случаях занимает позицию стороннего наблюдателя, констатируя свершившиеся факты хозяйственной деятельности в стране за календарный период, вместо своевременного выявления возникающих рассогласований и принятия адекватных оперативных мер, позволяющих добиваться желаемого социально значимого результата, а не плыть по течению, довольствуясь тем, что получается в результате действия рыночного механизма.
Сложившееся положение, осложнённое коренными изменениями в экономической системе, заставляют искать ответы на основные вопросы, касающиеся института государства: какой должна быть его роль; чем должно и чем не должно оно заниматься; какой должна быть оптимальная модель его поведения в том или ином случае? Экономически обоснованное вмешательство государства в ход социально-экономических преобразований общества жизненно необходимо для оказания административных и правовых услуг, а также для создания правил и институтов, которые, в свою очередь, позволяют рынкам процветать, а людям – вести более здоровую и счастливую жизнь.
На сегодняшний день существует множество мнений по поводу того, кем должно быть государство – сторонним наблюдателем или активным участником социально-экономических преобразований. Есть множество различных путей к эффективной деятельности государства. Однако, несмотря на многообразие сопутствующих условий и ситуаций, в ходе анализа можно найти некоторые характерные особенности и общие, присущие только этому процессу черты:
1. Каким образом государство устанавливает „правила игры”, обеспечивающие развитие гражданского общества.
2. Насколько государство само действует в соответствии с „правилами игры”, функционируя надёжно, прогнозируемо, прозрачно.
Такой подход позволил структурировать экономическую деятельность государства, что позволило понять сущность такой деятельности и сформировать на этой основе соответствующую модель, которая включает в себя три основных элемента – политическое лидерство, процесс принятия решений и корректировку деятельности общества (рис. 1).
Функционирование системы экономической деятельности государства напрямую зависит от принципиальной основы, характеризующей сущность политического лидерства. Проведённые автором исследования показали, что политическое лидерство основано на принципах информационности, разноплановости, многофункциональности, компетентности, целесообразности, ответственности и эффективности. При этом компетентность является стержневым принципом, на основе которого реализуется политическое лидерство.
Энергия развития в современной экономике в значительной мере базируется на информации, которую властные структуры используют в своих действиях, то есть на управленческих знаниях. Знания – информационный феномен, связанный с подсознанием и отражающий характер и качество деятельности административно-государственных структур, то есть их компетентность. Поэтому в современных условиях основой экономического роста являются знания или информация и человеческий капитал, где государство выступает активным элементом такой системы.
Если суммировать многочисленные исследования последних лет по проблемам экономического роста, то можно сделать вывод о том, что все исследователи в качестве наиболее значимого фактора экономического роста называют образование. Этот фактор оттеснил такие важные переменные, как сбережения, инвестиции, рост населения, инфляция, правительственные расходы, фискальная и монетарная политика, политическая нестабильность.
Поэтому концепция экономической деятельности государства не может исходить из традиционных зависимостей жёсткой организации, пригодной для симметричных явлений в инвариантных системах. Все три основных компонента структурной организации системы экономической деятельности государства – политическое лидерство, процесс принятия решений и корректировка деятельности общества – неразрывно связаны с информацией и возможностями её использования с целью адаптации к новым условиям, возникающим в процессе управления экономическими процессами.
Рис. 1 Роль государства в социально-экономической трансформации общества
Именно обладание необходимой для принятия оптимальных решений информацией позволяет государству осуществлять разноплановую (сложную по своему характеру и внутреннему содержанию) деятельность. Такая деятельность требует неформального (творческого) подхода к выбору направлений реформирования экономики, отличающихся друг от друга составом функций. Это обеспечивает государству умение всегда видеть взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность социально-экономических явлений и процессов, что придаёт деятельности государства свойство многофункциональности. Именно такое свойство и заставляет государство стремиться к приобретению новых специфических знаний. Это обеспечивает ему компетентность, которая абсолютно необходима для решения сложных управленческих задач.
Компетентность – это актив, созданный общественным развитием и способный к изменениям. Компетентность – это не просто квалифицированное выполнение работы; она охватывает рутинную практику общественного развития, которая даёт возможность государству использовать знания по самому высокому стандарту и непрерывно улучшать способность работать на общество.
В условиях кардинальных перемен, в том числе в технике и технологии, на первое место в области государственного регулирования выдвигаются вопросы повышения уровня компетентности государства. В Украине за последние 15 лет в ходе трансформационных преобразований экономики дело так и не дошло до коренных изменений в управлении общественным развитием, которое требует весьма разносторонней подготовки управленческих кадров. Между тем одной из главных причин пробуксовки реформ является недостаточная компетенция государства, что не позволяет последнему стать настоящим лидером в процессе социально-экономических преобразований общества. Тогда как реальное лидерство предполагает учёт долговременных аспектов, в частности, в области самообразования. Уже сегодня самообразование стало приоритетным ресурсом, обеспечивающим компетентность государства и повышение эффективности его экономической деятельности.
На практике реализация принципа компетентности требует последовательного выполнения определённых действий с необходимой степенью интенсивности и связанности на каждом этапе, к которым следует отнести процесс принятия решений (ППР), корректировку деятельности общества и внедрение экономической политики. Следствием применения такого подхода является создание комфортной для государства и общества (внутренне не напряженной) ситуации „мыслящего участника”. Тем самым государство может расставить конкретные „знаки” в технологии принятия своих решений и пропустить через себя объём знаний, необходимых для оптимизации принимаемых решений.
В условиях быстро меняющейся внешней среды государство не в состоянии рационально оценивать текущие ситуации, и компетентность становится тем компасом, который направляет ППР. Этот процесс носит сугубо индивидуальный характер и характеризуется присущей только ему уровнем соотношения функциональных составляющих власти (координация, децентрализация, централизация, самоуправление), лежащих в основе функциональных подпроцессов интегрированного ППР (постановка проблемы, формирование решения, выбор решения проблемы, решение проблемы).
ППР в таком виде отображает логику экономической деятельности государства, а не её сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Это значительно увеличивает шансы государства на достижение успешного результата в условиях быстро меняющихся ситуационных переменных. Причём, чем более компетентны органы государственной власти, тем более соответствует поставленной цели их деятельность. Именно компетентность делает государство настоящим лидером в ходе проведения социально-экономических преобразований общества.
Компетентность обязательно дополняется целесообразностью, которая отражает стремление государства к совпадению его идеологии и политической практики в развертывании политического процесса в стране, соблюдение представителями власти законности. Ответственность предполагает совпадение обещаний политиков с их реальной деятельностью. В этой связи принятие решений вызывает необходимость корректировки деятельности общества, направленной на достижение долгосрочных и текущих целей экономического развития. Корректировка включает в себя последовательное выполнение 5 этапов:
1. Анализ результатов общественного развития.
2. Постановка целей экономической политики.
3. Выбор приоритетов целей.
4. Выбор приоритетных направлений экономической политики.
5. Реализация целей.
Корректировка целей экономической политики позволяет обеспечить реализацию стратегических и тактических задач в процессе внедрения экономической политики. Внедрение экономической политики позволяет направить деятельность общества в нужном направлении, что даёт возможность максимизировать удовлетворение общественных потребностей и повысить жизненный уровень населения. Кроме того, результаты реализации экономической политики позволяют выявить недостатки государственного управления и вовремя устранить их, сводя тем самым к минимуму возможные негативные последствия ранее принятых решений. Чтобы таких недостатков было меньше, корректировку целей экономической политики необходимо осуществлять на всех этапах процесса исполнения решения. Это может вызвать повторное рассмотрение процедур, что показано на рис. 1 в виде линии обратной связи.
Описанные процедуры указывают на инновационный характер государственного вмешательства в экономику, что является неотъемлемой чертой настоящего лидера. В данном случае государство выступает в качестве так называемого „промоутера” (покровителя), который является одновременно партнёром, арбитром, катализатором и помощником в организации жизнедеятельности, активно и интенсивно стимулирующим инновационный процесс. В связи с этим выкристаллизовываются властные, профессиональные и процессные способности государства к устранению специфических барьеров и препятствий. Государство обосновывает свои ролевые функции наличием определённых источников властной силы, составляющими которых являются компетенции, миссия, особенности структурной организации и возможности. Преимущества „промоутерской” модели в том, что она, будучи по сути универсальной, может объединять все важные компоненты, включая совокупность компетенций, особые возможности, мотивационные структуры и специфический образ регулирующего влияния государства.
Таким образом, при реализации функций „промоутера”, а именно при создании новых хозяйственных связей, внедрении новых технологий, продвижении на рынок инноваций, а также технологического трансферта и организации сетей промышленного производства возникает необходимость в государственном управлении, профессиональное осуществление которого способствует повышению эффективности экономической деятельности государства и общественному развитию в целом. Именно на это указывает второй контур связи с экономической политикой на рис. 1.
Реализация предложенного подхода позволит современному государству стать эффективным лидером социально-экономических преобразований, глубоко продуманные и экономически обоснованные действия которого будут генерировать доверие со стороны общества к государственным институтам, формировать общенациональную консолидацию и в полной мере способствовать социально-экономическому успеху страны.
Подгорный Владимир Васильевич, кандидат наук по государственному управлению, доцент