Какое огромное количество слов сказано за годы независимости по поводу конкурентоспособности Украины. Если бы всё сказанное воплотить в реальность, то вполне получилась бы не модель конкурентоспособности, а невообразимое по своим размерам словосочетание „КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ УКРАИНА”. Не больше по своей практической значимости, потому что за всем сказанным стоят только лишь слова ради слов, сказанные без содержания и смысла, т.е. впустую. Если собрать в кучу (по другому и не скажешь) весь смысл всех высказываний по поводу национальной конкурентоспособности, то его (смысл) можно свести к следующему: „Господа инвесторы, вкладывайте, пожалуйста, в нашу экономику деньги, потому что у нас можно очень быстро окупить капиталовложения на условиях взаимовыгодного сотрудничества”.
Но на деле всё вырисовывается абсолютно неблагоприятная для нашей страны тенденция. Да, иностранные инвестиции растут, но не портфельные, а прямые. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что первые не дают возможности инвестору права управления предприятием, а прямые предоставляют право инвестору не только на вложение денежных средств с целью получения дохода от его деятельности, но и дают возможность прямого его участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги. А это значит, что из года в год всё больше отечественных предприятий переходит под непосредственный контроль иностранного капитала. Так, за период с 2006 по 2012 гг. объём прямых иностранных инвестиций увеличился в 2,9 раза с 16890,0 млн. дол. до 49362,3 млн. дол. Кстати, темпами роста инвестиций в экономику Украины всегда очень любила гордиться украинская власть, выдавая это за растущую инвестиционную привлекательность нашей экономики. На деле всё обстоит гораздо хуже. Наша страна медленно, но верно теряет свою экономическую, а вместе с ней и политическую независимость.
Такое положение вещей обнаруживает главный недостаток понимания сущности и главных движущих сил национальной конкурентоспособности – упование на внешние факторы и полное игнорирование возможностей использования экономического потенциала страны. Главная угроза национальной конкурентоспособности состоит в неэффективности системы государственного регулирования экономики и несовершенстве реформаторского подхода к реализации государственного влияния на экономику. Реформирование экономики превратилось в своеобразное „латание дыр”, которое является абсолютно неэффективным в условиях всё возрастающей неопределённости на фоне постоянного увеличения частоты и глубины экономических кризисов. Положение усугубляется отсутствием системности в реформировании.
Президент Украины в недавнем своём выступлении вынужден был признать, что реформы в нашей стране буксуют и очень серьёзно. Как результат этого признания – ряд кадровых перестановок в правительстве, которые по всей вероятности будут иметь продолжение. Однако вряд ли эта кадровая игра на упреждение будет иметь успех. Ведь причина здесь не столько в чиновниках, реализующих реформаторские установки власти (хотя, ради справедливости следует признать, что это одна из главных проблем развития нашей экономики), сколько в самом реформаторском подходе к решению социально-экономических проблем. Поэтому сегодня крайне актуальным является переход от реформирования экономики к обеспечению стабильного и динамичного общественного развития на основе государственного стимулирующего регулирования, направленного на создание системы стимулов во всех сферах жизнедеятельности. Стимулирование предполагает формирование у людей адекватного восприятия инновационных нововведений и направлено на активизацию инновационной активности в экономике, которая является залогом социально-экономического успеха страны в условиях динамично меняющихся ситуационных переменных.
Такое положение привело к возникновению ряда серьёзных проблем, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики, которые до сих пор остаются нерешёнными. К таким проблемам следует отнести следующие:
• непрекращающийся кризис рыночной экономики, в основе которой лежит стимулирование избыточного потребления;
• несовершенство модели управления национальной экономикой, которая определяет её конкурентоспособность;
• доминирование политики над экономикой в процессе принятия жизненно важных для общества решений, что приводит к приоритету частных интересов отдельных лиц над интересами всего общества;
• излишне пассивная роль государства в экономике в результате влияния либеральной идеологии, что приводит к деформации государственного механизма рыночным и ущемлению социальных интересов населения;
• игнорирование роли экономической идеологии, влияние которой позволяет формировать границы государственного вмешательства в экономику посредством гармонизации общественных и государственных интересов;
• несовершенство модели стратегического управления национальной экономикой, что не позволяет своевременно выявлять риски во внешнем окружении и оперативно устранять их;
• недостаточный уровень самоорганизации общества, что не позволяет ему адекватно реагировать на динамичные изменения экономической действительности и добиваться экономического успеха;
• неразработанность и непродуманность модели развития национальной экономики, реализация которой позволяет обеспечивать стабильный экономический рост посредством активизации экономического потенциала страны.
В предыдущей статье мы уже обращали внимание на необходимость перехода от рыночной экономики, стимулирующей избыточное потребление, к экономической системе, основанной на инновациях. Отвечая на вопросы скептиков, следует заметить, что рыночная экономика была всегда. Исключение составляет период господства натурального хозяйства, когда отношения обмена отсутствовали по причине того, что всё произведённое в рамках натурального хозяйства, потреблялось членами семьи. Экономические отношения между домохозяйствами в тот период отсутствовали, поэтому о рыночной экономике не могло быть и речи. Рыночная экономика появилась тогда, когда натуральное производство начало трансформироваться в товарное. Необходимость реализации излишков, появлявшихся в результате совершенствования производительных сил и связанного с этим роста производительности труда, привела к необходимости реализации излишков и появлению обмена, формированию рыночных отношений и становлению соответствующей экономической системы. Попытки подменить рынок прямым государственным администрированием, как мы знаем из истории, также не имели успеха по причине того, что только рынок может адекватно реагировать на изменение динамично меняющихся потребностей общества. Вместе с тем, не стоит преувеличивать роль рынка, но это уже тема отдельного разговора.
С тех пор рыночная система прочно вошла в жизнь человеческой цивилизации и стала оказывать решающее значение на жизнедеятельность человеческого сообщества. Менялись только цивилизационные признаки (обладание земельной собственностью, ведение торговли, промышленное производство и наукоёмкое производство, как главный цивилизационный признак инновационной экономики), т.е. главные факторы, благодаря которым человечество имело возможность выживать и развиваться в тот или иной период общественного развития.
Но вернёмся к сегодняшней действительности и попробуем разобраться в том, что же необходимо предпринять, чтобы сделать экономику Украины конкурентоспособной и выполнить задачу, связанную с вхождением Украины в число наиболее развитых стран мира, поставленную Президентом Украины.
Логически обоснованным шагом в этом направлении было бы осознание и понимание сути главной идеи, которая является фундаментом конкурентоспособности. Вначале необходимо сформулировать концепцию, а уже после этого можно воплотить её в соответствующей модели.
Конкурентоспособность страны – это способность государства и общества совместными усилиями осуществлять экономическую деятельность в условиях рыночных отношений и обеспечивать экономический рост, достаточный для стабильного и динамичного развития общества. Это требует определённых действий со стороны государства, направленных на достижение поставленной заранее, но корректируемой цели, т.е. управления. Для того чтобы быть лучше других стран-конкурентов, необходимо уметь искусно управлять экономическим потенциалом страны и эффективно использовать индивидуальные, присущие только нашей экономике специфические потенциальные возможности. Именно поэтому в основу концепции конкурентоспособности положена идея управления, направленного на реализацию экономического потенциала страны.
Управление является особо значимой функцией государства. Исторические успехи страны большей частью определяются не обладанием большим количеством природных ресурсов и технологий, а эффективностью управления национальной экономикой, что позволяет по-хозяйски, с максимальной выгодой для себя, использовать тот внутренний потенциал, которым на данный момент располагает страна. Поэтому одни страны прогрессируют, а другие нет. Однако, как свидетельствует мировой опыт, подобный подход может быть реализован лишь при благоприятных внутренних и внешних условиях. Это в первую очередь опора на объективные экономические законы, опробованные принципы рыночного хозяйствования, мировая практика успешного ведения бизнеса, здравый смысл, результативность системы государственного регулирования экономики.
Продолжающееся в нашей стране управление экономикой в ручном и зачастую „пожарном” режиме и политическая нестабильность вряд ли будут способствовать выработке стратегии конкурентного выживания и процветания в условиях глобальных тенденций. В итоге Украины может утратить потенциальные факторы конкурентоспособности и остаться на задворках Европы. Даже членство в ЕС не может подменить конкурентоспособности.
С учетом сказанного особую актуальность и значимость приобретает задача формирования системы управления национальной экономикой, функционирование которой направлено на обеспечение конкурентоспособности Украины.
Основными компонентами данной системы являются управление как совокупность соответствующих принципов, организация управления (функции) и стратегия управления (методы) (рис. 1). Управление национальной экономикой базируется на принципах воспроизводства системы жизнеобеспечения, правовой регламентации управления, социальной ориентации, инновационной ориентации, сохранения собственных сырьевых ресурсов, единства теории и практики управления, конкурентоспособности.
Управление национальной экономикой, прежде всего, должно обеспечивать сохранность экосистемы, ресурсосберегающее воспроизводство всех её компонентов. В данном случае с точки зрения государства среда жизнедеятельности становится объектом экономико-правового регулирования.
Экономико-правовое регулирование процессов управления, соблюдение международных и государственных нормативных актов, регламентирующих различные процессы во всех сферах экономики, снижение субъективизма в управлении должны обеспечивать законность управления национальной экономикой.
Одной из основных целей управления национальной экономикой должно быть гармоничное развитие общества, раскрытие и реализация его потенциальных возможностей, повышение благосостояния населения и качества жизни населения.
Структурными источниками управления экономикой страны является развитие на основе факторов производства, инвестиций, инновационной деятельности. Для повышения конкурентоспособности страны управление её экономикой должно быть сориентировано на обеспечение инвестирования инноваций преимущественно в новые технологии и менеджмент.
Реализация инновационной ориентации управления национальной экономикой в современных условиях требует его соответствующей организации. Регламентация организации управления должна учитывать особенности функций и задач, для выполнения и осуществления которых она должна быть приспособлена. Организации управления национальной экономикой включает в себя ряд функций: законотворчество, реализация законов, защита прав и свобод, контроль над исполнением законов.
Взаимодействие указанных функций обеспечивает инновационную направленность управления национальной экономикой и реализацию стратегии ресурсосбережения страны, которая должна быть нацелена на сохранение региональных сырьевых ресурсов, рациональное их использование, импорт и экспорт новых технологий.
Ресурсосбережение, в свою очередь, является основой стратегии управления национальной экономикой, которая включает в себя ряд последовательных этапов: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.
Реализация вышеназванных этапов стратегии управления обеспечивает реализацию потенциала экономики страны. Успешная реализация данного потенциала находится в прямой зависимости от единства теории и практики управления. В соответствии с этим принципом любое управленческое решение в области функционирования и развития общества должно отвечать логике, принципам и методам управления и решать одну из практических задач, направленной на реализацию экономического потенциала страны.
Экономический потенциал включает в себя человеческий, ресурсный, научно-технический, институциональный и производственный потенциалы. Для того чтобы реализовать потенциальные возможности экономики страны по максимуму, воплотить в жизнь все государственные планы и программы общественного развития, необходимо правильно расставить акценты, найти область, в которой имеющийся экономический потенциал раскроется на все 100%, определить сильные и слабые стороны. Учитывая тот факт, что каждая страна имеет свои неповторимые особенности (географические, природные, демографические, социально-экономические и т.д.), задача обеспечения сбалансированного развития усложняется. Это значит, что данная задача может быть решена только посредством регулирующего влияния государства на экономику страны.
Государственное регулирование экономики – это главное средство реализации экономической политики, реализация которой создаёт необходимые предпосылки для повышения конкурентоспособности страны. Данный принцип является одним из ключевых для управления национальной экономикой, так как в нём концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности отдельных предприятий, отраслей, регионов, национальной экономики в целом. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, противостоящих соперничающим аналогам, как на внутреннем, так и внешнем рынках.
Таким образом, реализация предложенной модели, основанной на управлении национальной экономикой, может реально повлиять на конкурентоспособность страны и поднять её на тот уровень, который позволит Украины войти в число мировых лидеров по национальному развитию. Никакие призывы к инвесторам не помогут нашей стране. Принцип „конкурентоспособная страна – это не та страна, которая обладает огромным потенциалом, а та, которая умело, по-хозяйски им распоряжается” реально действует. И страна, взявшая его на вооружение, обречена на социально-экономический успех. Другого пути просто нет.
Подгорный Владимир Васильевич, кандидат наук по государственному управлению, доцент, г. Донецк