Русское Движение

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВАЧасть 2. Из цикла "УКРАИНА ХХI ВЕКА: ОБУСТРОЙСТВО СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ"

Все 20 лет независимости Украина страстно увлечена поиском ответов на два классических во всех смыслах этого слова вопроса „Кто виноват?” и „Что делать?”. Такое впечатление, что всё общество только тем и занимается, что поголовно читает Герцена и Чернышевского, наслаждаясь печатным словом и философскими размышлениями классиков литературы, анализируя свою жизнь и принимая на основе полученных выводов решения по её оптимизации. Если бы это было так, то вряд ли бы мы жили сегодня в той среде жизнедеятельности советско-капиталистического типа, созданной либеральными реформаторами по указкам с Запада и Востока. Вряд ли бы у большей части общества в головах была эта либерально-демократическая каша, густо замешанная на свободе слова, которая давно превратилась в словоблудие. Вряд ли бы большая часть общества в своём сознании абсолютизировала рынок или государство, забывая непреложную истину о том, что именно человек является творцом своего собственного счастья, а государство и рынок – это всего лишь инструменты, помогающие человеку самореализоваться в жизни и достичь желаемого социального статуса и достойного уровня жизни.

Следует отметить, что вопрос „Кто виноват?” более актуален для украинского общества, нежели вопрос „Что делать?”. Поиски виноватого превратились в ширму, за которой отечественный политикум постоянно пытается спрятать свою неспособность эффективно управлять социально-экономической трансформацией. Любимым занятием украинских политиков после прихода к власти стала посадка своих политических оппонентов за решётку, где, как известно, отбывают наказание социально опасные члены общества. Возможно, хобби такого рода и приведёт к моральному оздоровлению нашего общества, но с учётом того, что при смене власти чиновники из противоположных политических лагерей меняются друг с другом местами за решёткой, то ожидать нравственного подъёма в нашем обществе в ближайшее время веских оснований нет.

Но давайте попробуем сменить приоритеты и попытаемся ответить на второй вопрос „Что делать?”. Пытаясь осмыслить это в своём романе, Н.Г. Чернышевский, сфокусировал внимание читателей на личностях Веры Павловны, Лопухова, Кирсанова, Рахметова, представив их как обыкновенных порядочных людей нового поколения. Не вдаваясь в качественные характеристики каждого из персонажей, следует отметить целесообразность и обоснованность такого подхода к решению общественно значимых проблем. Ведь именно в новых людях с качественно иным менталитетом, мировоззрением и мышлением нуждается сегодня общество. Но для того чтобы эти люди стали преобладающим большинством в нашей стране, необходимо создать соответствующие условия для подобного рода трансформации общественного сознания. А для этого, прежде всего, нужно изменить образ хозяйственной деятельности, а, следовательно, и жизни людей в масштабах всего общества, т.е. изменить экономическую систему, в рамках которой осуществляется общественное воспроизводство и удовлетворяются общественные потребности. А здесь без желания самого общества и соответствующего выбора не обойтись. Именно с этого следует начинать путь к построению социально успешного общества.
Переход от одной экономической системы к другой в условиях демократического общества связан с общественным выбором. Общественный выбор определяет формирование экономической системы и функционирование общественного производства. Волеизъявление зависит от состояния демократии в стране, от силы демократических традиций и приверженности им народа и власти, им избираемой. Необходимость общественного выбора обусловлена ещё и наличием так называемых провалов государства. Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное общественное воспроизводство в рамках провозглашённой экономической свободы.

К провалам государства относят:

1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации.

Подобно тому, как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводят к значительному искажению даже имеющейся информации.

2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг (торговля голосами с целью принятия нужных решений), поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.

3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.

4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.

Реализация общественного выбора способствует обновлению власти, развитию конкуренции среди политических сил и, что особенно важно, приводит к формированию национальной экономической системы.

Мировой опыт показывает, что при выборе определенной модели экономики и её реализации нужно придерживаться определённого критерия. Критерием этого выбора являются как общие тенденции развития мировой цивилизации, так и учёт реальных ресурсов, национальных особенностей, исторических традиций, географического и геополитического положения.

Особенностью экономики Украины является то, что перед началом рыночных трансформаций она представляла собой административно-командный тип, где доминировал тотальный монополизм: собственности, централизовано директивного принятия решений и технологический монополизм. Отрицательное влияние на формирование рыночных отношений в Украине имеет и то, что её экономика является крупномасштабным проектом с незавершенным циклом производства, доставшимся в наследство от Советского Союза. Именно это сегодня является причиной технической и технологической отсталости отечественной промышленности. Это порождает огромную потребность в приобретении нефти и газа на мировом рынке, а отсюда проблемы с торговым балансом, перекосы в ценах на внутреннем рынке.

Учитывая то, что Украина имеет могущественный индустриальный и научно-технический потенциал, подготовленные кадры, нецелесообразно избирать модель экономики, в которой преобладает мелкая частная собственность и экономика регулируется исключительно рыночными законами. Этот путь не является прогрессивным, так как ведёт назад, к временам А. Смита, где всё решало свободное ценообразование.

Следует также учитывать, что экономическую систему нельзя построить, скажем, по европейскому, американскому или ещё какому-либо образцу. Необходима именно национальная модель экономической системы, адекватная географическому положению Украины, её климатическим условиям, демографической ситуации, менталитету народа. С этой точки зрения для Украины наилучшей является модель экономической системы, в рамках которой взаимодействие рынка с государственным механизмом будет направлено на обеспечение стабильного и динамичного общественного развития на основе гармонизации государственных и общественных интересов и достижению за счёт этого наиболее полного удовлетворения потребностей общества (рис. 1).

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


Консенсус в сфере государственных и общественных интересов приводит к формированию целесообразной и обоснованной с точки зрения этики взаимоотношений государства и общества границы государственного вмешательства в экономику, устраняя тем самым предпосылки к деформированию государственного и рыночного механизма, губительного для всей экономической системы. Гармония интересов не возникает сама по себе. Она поддерживается стимулированием со стороны государства инновационной активности общества, которая и приводит к формированию нового образа хозяйственной деятельности, воплощённого в инновационной экономике.

Инновационная экономика – это такая экономическая система, в которой соответствие уровня развития производительных сил и уровню производственных отношений достигается на основе чёткого следования нравственным законам общества, активного использования знаний, доброжелательного восприятия новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. При этом государство гармонично регулирует и поддерживает общественное развитие технологическими новинками и инновациями, внедряемыми с помощью развитой финансовой системы.

Отличительной особенностью экономической системы, основанной на инновациях, является её способность обеспечения восприимчивости людей к инновациям. Это имеет особенное значение, потому что восприимчивость к инновациям определяет время запаздывания, отражающее интервал, через который люди, идеи, технологии начинают влиять на макроэкономические показатели. И здесь на первый план выходит высшая школа, которая является главным игроком на инновационном поле.

Именно поэтому инновационная экономика формируется „снизу”. Но для этого университеты должны стать достаточно сильными, финансово самодостаточными и стабильными, экономически эффективными субъектами, способными выполнять значимые наукоёмкие проекты. Это значит, что университеты помимо своей традиционной образовательной работы должны вести параллельно и научные исследования, конечная цель которых состоит не только в генерировании инноваций, но и в реальном воплощении в жизнь научных разработок. И государство со своей стороны обязано всячески этому содействовать, создавая благоприятные условия для формирования рынка инноваций, который приобретает не меньшее значение, чем рынки труда, товаров, капитала.

Логика действий государства обусловлена общественным выбором, который влияет на формирование типа экономической системы, характера общественного воспроизводства, степени соответствия производительных сил уровню и характеру производственных отношений. Взаимодействие этих составляющих, в конечном счете, и определяет уровень общественного развития.

Рассмотрим структурное построение механизма влияния общественного выбора на общественное развитие (рис. 2). Экономическая система, основанная на инновациях, базируется на следующих принципах: экономическое самоопределение личности; право собственности; равенство экономических прав; экономическая свобода; свобода ценообразования; наличие рынков труда, товаров, капитала; государственное регулирование экономики.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА - ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР ВЫБОРА ОБРАЗА ЖИЗНИ УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА


Экономическое самоопределение личности является основой личной свободы человека и непременным условием раскрытия его творческого потенциала. Это – основа основ инновационно ориентированной рыночной организации общественного производства, ибо означает право на самостоятельное улучшение своей жизни, возможность самостоятельного заработка в достижимых размерах. Только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает (и воспроизводит) равные шансы на инновационную активность для всех участников инновационной экономики. Экономическое самоопределение личности – это право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую, право быть собственником имущества, включая землю. Собственность в условиях инновационной экономики – это не гарантия беззаботного существования, а бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость её постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов собственности и доходов от такого применения.

Равенство экономических прав юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности способно постоянно воспроизводить необходимое условие инновационно ориентированной рыночной организации производства – его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию.

Экономическая свобода товаропроизводителя выражается в его праве на самостоятельное определение объёма и структуры своего производства, ассортимента продукции и объёма её реализации, установление цены на неё и выбора партнёров.

Принцип экономической свободы находит своё выражение в общественном воспроизводстве. Общественное воспроизводство – это непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и производственных отношений. Общественное воспроизводство охватывает воспроизводство трёх элементов – материальных благ, т. е. средств производства и предметов потребления; рабочей силы и, следовательно, её носителей, т. е. главные производительные силы общества; производственных отношений. Для осуществления воспроизводства необходимо движение продукта через четыре его стадии – производство, распределение, обмен, потребление.

Синтез четырех воспроизводственных фаз обеспечивает воспроизводственный цикл. Воспроизводственный цикл может иметь несколько вариантов развития, однако основной из них – расширенное воспроизводство, при котором масштабы производства и потребления увеличиваются, что соответствует более основательному удовлетворению закона возвышения потребностей. Обычно расширенное воспроизводство связано с производством продукции более высокого качества и развитием ее ассортимента; для общества это наиболее характерный путь развития.
Цель воспроизводственного цикла – это, прежде всего, обеспечение устойчивого развития производительных сил и производственных отношений, согласующего постоянно растущие потребности общества.

Производительные силы – средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Люди – это основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Их развитие во многом определяется возможностью свободного ценообразования, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и т.д.).

Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (динамики затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объёма инвестиций) придаёт ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в повседневный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышения качества результатов на основе широкого внедрения инноваций. Всё это, в конечном счете, и определяет уровень развития производительных сил.

Уровень развития производительных сил характеризуется степенью совершенствования рабочей силы, средств и предметов труда, знаний, науки.
На базе производительных сил возникают производственные отношения между людьми, которые затем оказывают существенное влияние на состояние производительных сил, ускоряя их развитие на начальном этапе существования общественно-экономической формации, или тормозя на заключительном. В последнем случае возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, приводящее к замене общественно-экономической формации с устаревшими производственными отношениями на следующую, более совершенную. Этим устанавливаются более прогрессивные производственные отношения и на время снимаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Всё это находит своё выражение в основном законе, определяющем особенности развития экономической системы в марксистской политэкономии, каковым является закон соответствия характера экономических отношений уровню и характеру развития производительных сил.

Важной предпосылкой при этом является наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придаёт необходимый инновационной экономике импульс. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества, играющей основную роль в его развитии.

В качестве механизма, обеспечивающего общественное развитие, выступает государственное регулирование экономики, включающее в себя ряд механизмов:

регулирование гуманитарной сферы (духовные представления, культура и искусство, наука и техника, деятельность СМИ и образование), обеспечивающее возможность формирования общественного мировоззрения, менталитета и адекватной реакции общества на динамичные изменения условий ведения хозяйственной деятельности под воздействием внешних и внутренних факторов и стабильного роста уровня жизни населения;

регулирование рыночной сферы (ресурсопользование, отношения собственности, конкуренция, рыночная инфраструктура, структура экономики), обеспечивающее возможность установления баланса совокупного спроса и предложения в экономике;

регулирование финансовой сферы (социальная защита населения, кредитно-денежное обращение, противодействие инфляции, налогообложение, природопользование), обеспечивающее возможность оптимизации финансовых потоков в экономике;

регулирование правовой сферы (конституционное, административное, трудовое, финансовое и хозяйственное право), обеспечивающее возможность регламентации жизнедеятельности общества;

регулирование производственной сферы (землепользование, использование трудовых ресурсов, инвестиционная и инновационная деятельность, деятельность малого бизнеса), обеспечивающее возможность всестороннего развития факторов производства и максимально полного удовлетворения общественных потребностей.

Государство корректирует распределение ресурсов с целью создания прогрессивной структуры национального продукта. Оно в таких случаях берет на себя развитие передовых наукоемких отраслей, требующих больших первоначальных затрат и связанных со значительной степенью неопределенности и риска. Развивая инновационную инфраструктуру, государство создает условия для насыщения инновационной активности, обеспечивая тем самым развитие общественного воспроизводства.

Главная задача государственного регулирования – создание необходимых условий для стабильного и динамичного развития общества. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая его интересы. Развитие общества способствует построению инновационной экономики, в рамках которой каждый может быстро и беспрепятственно получать информацию о новых или известных знаниях, инновациях; производятся новые технологии; осуществляется ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей управления; доброжелательно воспринимаются новые идеи, знания и технологии; функционирует гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров в области инновационной деятельности.

Таким образом, подытоживая всё вышесказанное, следует отметить следующее. Место страны в мировом экономическом пространстве определяется общественным выбором, от которого зависит то, какая экономическая система будет формироваться обществом. Выбранная система будет определять соотношение предельных выгод и предельных издержек в хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, влияет на эффективность общественного воспроизводства, развитие производительных сил, производственных отношений и развитие общества в целом.

И этот выбор зависит от каждого из нас. Ничто так не украшает будущую жизнь человека, как дружба с собственной головой во время выборов в своей стране. Именно поэтому следует всегда выбирать из всех зол меньшее, учитывая полное отсутствие в политикуме силы, способной не только поставить, но и реально выполнить задачу построения инновационной экономики в нашей стране.

Подгорный Владимир Васильевич, кандидат наук по государственному управлению, доцент