Президентская инициатива и одновременно поручение правительству повысить пенсии с 1 мая, возобновить выплаты вкладчикам Сбербанка СССР и задействовать льготное ипотечное кредитование для малообеспеченных граждан вынесло в публичную повестку дня актуальный вопрос: за счет чего это намерены добиться, и какие механизмы пополнения бюджета могут быть задействованы?
Социальную справедливость - на предвыборный щит
Первый заместитель главы Администрации президента и секретарь Комитета экономических реформ Ирина Акимова недавно поведала о планируемых статьях дополнительных доходов. По подсчетам Минфина, львиную долю - 10-11млрд. - дадут ожидаемые повышенные поступления от налога на прибыль и НДС. Весомый бюджетный куш обещает либерализация рынка добычи полезных ископаемых - планируется увеличить стоимость лицензий на разработку недр. Наконец, существенную прибавку - от 500 до 800 млн.грн. - намерен дать в госказну налог на богатство. Тот самый, о котором сообщал еще на стадии его разработки осенью минувшего года вице-премьер Сергей Тигипко.
Тогда предлагалось обложить дополнительным налогом владельцев самолетно-вертолетной техники, фешенебельных яхт, респектабельных автомобилей и мотоциклов, дорогостоящих предметов искусства, антиквариата, эксклюзивной одежды. Но дальше разговоров на «дорогостоящую тему» не дошло, хотя и в памяти большинства осталось. И вот теперь, ввиду президентской инициативы, вспомнили о «нетрадиционных источниках» бюджетного пополнения. Заодно премьер Азаров заговорил и о недопустимом социальном расслоении - непомерно высоких зарплатах топ-менеджеров разных сфер деятельности. Для них, по его признанию, стало бы оправданным введение 30-40-процентного подоходного налога.
Намерение Кабмина переложить тяготы реформирования на плечи богатых сограждан выглядит справедливым. По большому счету, социальная справедливость из разряда предвыборных лозунгов партий и кандидатов в депутаты призвана стать практическим направлением социально-экономической политики в стране.
Три источника, три составные части новой фискальной политики
В бюджете-2012 курс правительства на повышение реальных доходов населения прописан красной строкой. Социальные выплаты по итогам года должны значительно вырасти и в 1,5-1,8 раза превысить показатель инфляции. У бюджетных категорий - более чем в два раза (на 18% при запланированной годовой инфляции 7,9%). Прожиточный минимум будет изменяться четыре раза и вырастет с 1 января до 1 декабря с 1017 грн. до 1095 грн., минимальная зарплата за этот же период - с 1073грн. до 1134 грн., а минимальная пенсия - с 822 грн. до 884 грн.
Не шибко много, конечно. Но все познается в сравнении: в 2009-ом среднегодовые доходы граждан были только «уравновешены» инфляцией. В 2010-ом они выросли реально на 10,2%, в 2011-ом - на 8,7%. На фоне других стран, уменьшающих социальные пособия и бюджетные выплаты из-за кризиса, Украина демонстрирует умеренный финансовый оптимизм.
Увеличить доходную часть бюджета для выполнения соцпрограмм будет непросто. Особенно учитывая послабление налогового законодательства: налог на прибыль в этом году снижается с 23% до 21%, а по НДС - с 20% до 19%. А ведь эти налоги - два из четырех основных «фискальных китов» бюджетной сферы. Это послабление должны перекрыть другие источники поступления в бюджет. Увеличенный в законе о госбюджете акцизный сбор (на 8,9%) на табак, алкоголь и нефтепродукты вместе с повышением рентной платы за недропользование (на 11,3%) дадут весомую прибавку госказне. Но она может оказаться недостаточной из-за возможного роста стоимости газа (продолжается рост мировых котировок на нефть) и отсутствия нового договора на голубое топливо с Россией. В этих условиях у правительства не остается иного бюджетно-финансового маневра как заставить раскошеливаться топ-менеджеров и представителей крупного капитала.
Пятиступенчатая шкала - в повестке дня?
Но как впрячь в одну телегу непокорного бизнес-коня и трепетную социальную лань?
Для начала выясним, как разнятся доходы социально неимущих и социально преуспевающих. По данным аудиторской компании «Эрнст энд Янг», руководители высшего звена, в зависимости от сферы деятельности, получают немыслимые для среднестатистического украинца зарплаты. (Средняя в стране на сегодняшний день составляет около 2700 гривен). Так вот, в тяжелой промышленности топ-управленцы получают от 150 тыс. грн. до 800 тыс. грн. в месяц. В банковской сфере - до 500тыс., в нефтегазовой - до 450 тыс., в фармацевтической - от 120 тыс. грн. и выше. И эта категория людей платит 17% подоходного налога - всего на 2% больше, чем другие граждане!
Предложение премьера Азарова увеличить ставку подоходного налога для высокооплачиваемых топ-менеджеров до 30-40%, очевидно, означает, что в первоначальный законопроект намерены внести изменения. Ранее планировалось, что ставка налогообложения будет увеличена до 20% на доходы физических лиц, превышающие 15 минимальных зарплат в месяц. С первого января сего года это 16 тыс. 95 грн. Сейчас, как уже было сказано, с такого дохода платят 17%. Если 20-процентная норма сохранится в новом варианте, то мы получим прогрессивную, четырехступенчатую шкалу налогообложения. А если предложение Азарова увеличить налог до 30-40% получит одобрение депутатского корпуса, то мы вернемся к существовавшей в первое десятилетие независимости пятиуровневому взиманию налогов на доходы физлиц.
Однако не только этими мерами исчерпывается намерение правительства выполнить социальную программу президента.
Пассивные доходы - под активное налогообложение
«Фактически речь идет о налоге на роскошь. Это ... и дивиденды, роялти», - коротко прокомментировал недавно суть законотворческой инициативы премьера его пресс-секретарь Виталий Лукьяненко.
Эта новация - в контексте европейских подходов. В прошлом году в Евросоюзе введен налог на пассивные доходы - дивиденды, проценты, роялти. Ставка - 35%. У нас пока только продолжаются дискуссии на эту тему. Не исключено, что новый закон заставит поделиться этими доходами и наших состоятельных граждан. Ведь сподобились ввести налог на недвижимость, превышающей 120 кв. м (для квартир) и 240 кв. м (для домов). Напомним, он вступает в силу летом этого года. Ставка налогообложения - «плавающая»: от 1% минимальной зарплаты за каждый превышающий метр площади до 2,7% (когда квартира превышает 240 кв. м, а дом - 500 кв. м).
Однако украинский налог на роскошь по сравнению с другими странами - сущий пустяк. К примеру, владелец особняка в 600 «квадратов» в престижном районе Австрии платит 10-12 тыс. евро в год. Для украинского собственника аналогичного по площади «маетка» в столице этот налог не дотягивает и до 10 тыс. грн. в год, то есть меньше 1 тыс. евро. О какой-либо серьезной прибавке в местные доходы речь практически не идет. В то время как в США 71% доходов местной казны формируется за счет налога на недвижимость, во Франции - 51%.
Наверное, по этой причине зарубежный опыт «вдохновил» отечественных новаторов на новую фискальную нагрузку - в подготовленном Кабмином новом «роскошном» законопроекте предлагается взимать повышенный налог с собственников недвижимости: квартир, если их площадь превышает 200 кв.м. и домов - более 400 «квадратов».
Оффшоры как лазейка для ухода от налогов
Госбюджет сильно урезают пресловутые оффшоры - государства или территории с минимизированной фискальной нагрузкой. Они давно уже тревожат госуправленцев и экономистов индустриально развитых стран. И прежде всего потому, что нивелируют принципы налогообложения предметов роскоши и оставляют неуязвимыми для налогов самих супербогачей. Последние, имея зарегистрированные предприятия, к примеру, на Кипре и иных территориях с благодатным налоговым климатом, а также прикрываясь подписанными межправительственными соглашениями об устранении двойного налогообложения, получают астрономическую зарплату за кордоном и живут припеваючи.
Все дело в корпоративных карточках фирм, зарегистрированных богачами, в том числе и украинскими, в оффшорах. Нынче таким же образом будут уходить от планируемых налогов богатые отечественные бизнесмены. Трижды в парламенте ставился на голосование законопроект о денонсации договора с Кипром, но все оказалось безуспешным.
Есть и другая сторона медали - пресловутый вывоз капитала. В США, Евросоюзе, России активно обсуждают эту проблему, ломая голову над введением ограничений для крупных компаний при экспорте капитала и усилением налогового бремени при вынесении производства за рубеж. Повод более чем весомый - в той же России в оффшорных зонах зарегистрировано уже более 70% российских активов. А за минувший год из страны было вывезено более 60 млрд. долл.
В связи с этим, предложения экспертов финансовой сферы сегодня сходятся к таким основным постулатам: ввести 10-20-процентный налог на вывоз капитала из страны; лишить оффшорные фирмы государственных налоговых льгот и госзаказов; платить хотя бы частично налоги не по месту регистрации предприятия, а по месту производства товаров или оказания услуг.
Интересно, как в Кабмине, Администрации президента и в депутатском корпусе отреагировали бы на эти предложения?
Кто угрожает «владельцам заводов, газет, пароходов»?
Пока же, по большому счету, мы практически и психологически далеки от зарубежной практики. Осенью минувшего года 49 немецких миллиардеров обратились к канцлеру Ангеле Меркель с призывом: повысить налоги богатым для выполнения социальных программ. Еще раньше подобную инициативу высказали 38 американских толстосумов, поддержавших предложение Гейтса и Баффета - отдать не менее половины своих активов на благотворительность. Ключевое направление новой фискальной реформы в США - увеличение налогов для тех, кто получает миллион и более долларов в год.
Многие страны сегодня в активной фазе поисков механизмов налогообложения. Президент Франции Саркози недавно объявил о введении налога на банковские операции в размере 0,1%.
В таких подходах - понимание того, что богатые тоже плачут, когда недостаточно платят за свое социальное и материальное благоденствие. Ведь углубляющееся расслоение граждан по доходам - путь к социальным встряскам и революциям. А революции - это обязательно экспроприация экспорприаторов.
У нас с подобными благотворительными инициативами не сложилось. Это говорит о том, что, с одной стороны, в Украине эпоха первичного накопления капитала еще не завершилась. С другой, указывает на непонимание, а, возможно, и игнорирование богатым сословием украинских реалий. По опросам социологов Центра им. Разумкова, в Украине 16% граждан считают себя нищими, а 41% - бедными. А такая масса людей - угроза любой политстабильности, правящей верхушке и «владельцам заводов, газет, пароходов».
... Конечно, обвинять людей с высоким уровнем доходов в существовании бедных и нищих - значит, или дать волю завистливой «жабе», или призывать вернуться к социалистической модели - обеспечить абсолютному большинству равенство в бедности! Но без дополнительной налоговой нагрузки не обойтись. Более того, принятие дифференцированной ставки налога с максимальной планкой для успешных и богатых сегодня уже необходимость. Социальная. Политическая. Личная...
Однако мало это знать. Это надо принять...
Николай Закревский, Полемикa