Украинизированная Русь - это духовно-психологический китч. Сама «нэзалэжнисть» Украины напоминает некачественное барахло китайского производства, которым торгуют на дешёвых базарах под прикрытием известных западных брендов. «Независимость» Украины легко «продаётся», потому что дёшево стоит. Украинские граждане её «покупают» только потому, что за всё подлинное и настоящее надо платить высокую цену, во всех смыслах этого слова, а платить высокую цену они не желают. Их полностью устраивает некачественная, но дешёвая подделка и имитация, именно поэтому их интерес к Украине ещё полностью не пропал. В ней они видят своим практическим, предметным, крестьянским умом «разумное» соотношение цены и качества. Они не любят государство, в котором живут, мечтая о бегстве в далёкие края, и они презирают своих правителей и всё то, что они делают. Но они терпят и то, и другое, потому что считают, что украинское квазигосударство и его псевдоэлита очень дёшево им стоят. Они не вникают в суть происходящего, а поэтому не догадываются о той страшной цене, которую на самом деле платят.
Украина - это отсутствие вкуса, стиля и чувства меры. Её китчевая природа соединяет несоединимое, сочетает несочетаемое и объединяет противоположности. В итоге всё, что она рождает, отличается уродливостью, хлипкостью, крайней болезненностью и нежизнеспособностью. Именно поэтому в культурной, социальной, экономической и политической сферах у Украины непрерывной чередой идут «выкидыши». От этого возникает ощущение, что какой-то сумасшедший «акушер» решил, что определённое количество мёртвых «зародышей» может заменить одного здорового «младенца». Недавно очередную жертву аборта по-украински граждане смогли лицезреть в виде утверждённого Кабинетом министров проекта большого государственного герба Украины. В нём ярко и выпукло проявился интеллектуальный и эстетический китч «свидомых».
Первое визуальное впечатление – перед нами графический логотип какой-то коммерческой компании из украинской глубинки, заимствовавшей эмблему немецкого пивного производителя «Lowenbrau» и изображение валета из колоды стилизованных под украинский лубок игральных карт.
Пиво и карты! Ну что ещё необходимо гражданам Украины в свободной и демократической стране, устремлённой к европейским ценностям? Лёгкая, хмельная жизнь, полная азартных развлечений. Прекрасный государственный символизм, идущий навстречу народным пожеланиям. Тем более, что продажи пива на Украине интенсивно растут, а азартные игры обретают вкус запретного плода.
Впрочем, для украинской действительности это нормально, когда рисуется государственный герб, а в итоге получается графический логотип торговой марки. Да и не вытягивает Украина на уровень государства. Она скорее напоминает огромную коммерческую структуру, оказавшуюся на грани полного банкротства. Поэтому естественно, что её герб напоминает торговый логотип.
Хотя, смех вызывает даже не визуальное восприятие утверждённого правительством проекта, а его символический смысл. То, что для государственного герба выбраны именно эти символы и именно в такой компоновке, может рассказать очень многое о сущности страны и психологии людей её населяющих, ну и, наверное, о судьбе Украины, прячущейся за непониманием «украинцами» очень важных вещей.
Первое, что бросается в глаза - это эклектичность изображения. Символическая и смысловая несовместимость деталей. В него просто впихнули всё, что кто-то посчитал сугубо украинским. В итоге большой государственный герб Украины оказался выполнен в «геральдическом» стиле африканских государств, недавно получивших независимость. У них своя, совершенно неевропейская, «геральдическая» логика, абсолютно идентичная украинскому «геральдическому» мышлению.
Так, например, трудно найти на гербах европейских стран странное сочетание мифологических существ или животных с людьми и вещами их повседневной жизни. Лишь на государственных гербах африканских стран поджарые негры смешались с львами, крокодилами, пантерами, антилопами, копьями, кирками, тамтамами, тесаками, мотыгами и автоматами «Калашникова».
Всё это не случайно. Европейская геральдика напрямую связана с рыцарским дворянством и ограничена чёткими символическими и смысловыми правилами, когда каждая деталь несёт свой чёткий смысл и находится на своём определённом месте. У стран, которые лишены дворянского, аристократического прошлого, нет потребности в геральдике и её правилах. Они просто размещают на своих гербах основополагающие для себя символы повседневной жизни своего народа. Тут совершенно иная, неевропейская логика. Посему государственная символика стран, у которых не было аристократии, похожа на сувенирный лоток для иностранных туристов.
Именно поэтому и проект большого государственного герба Украины сугубо «народный», похожий на сувенирный лоток с лубочными безделушками, на котором не достает, в общем ряду с казаком, колосьями пшеницы и гроздью калины, Тараса Шевченко и упитанного поросёнка. В принципе можно было бы обнажённые фигуры Шевченко и Грушевского (как символы духовной «боротьбы за украйинську нацию») разместить в виде парящих над щитом ангелов, а среди пшеницы и калины поместить здоровенного хряка и бутылку самогона (в качестве символов украинского «добробуту»). Тогда бы символический ряд украинства был бы завершённым и абсолютно понятным для простых граждан. Хотя… Самое забавное, что действительный смысл некоторых важных символов украинской «геральдики» вообще никто не знает.
Возьмём, к примеру, центральный элемент большого государственного герба – украинский «трызуб». Это вроде как символ Украины, но что этот символ означает и откуда он появился, никто не знает. И уже никогда не узнает. У каждого украинского патриота и «знавця старовыны» своя правильная версия, которую он отстаивает с пеной у рта, основываясь на высосанных из своих и чужих пальцев фантазиях.
Нормально ли это, когда символом страны является знак, смысл которого никому не известен?
Точно известно только то, что якобы в качестве государственного герба трезубец стал использоваться во времена правления князя Владимира Святославовича, потому что именно на его монетах начал чеканиться данный знак.
Но вот что интересно, трезубец Владимира, каким мы можем его видеть на монетах, был символом исключительно Владимира. Именно его вариант трезубца другие князья Руси не использовали. У каждого из них был свой «трызуб» (и даже «двузуб»), обладающий отличительными особенностями. В связи с этим возникает вопрос, а что же это был за такой нестабильный государственный герб, динамично меняющий свою конфигурацию, а потом вообще сгинувший вместе с Рюриковичами? Зачем князья постоянно его видоизменяли «под себя», не сохраняя ранее заданную Владимиром форму?
В связи с этим забавно наблюдать за потомками княжеских конюхов, которые сакрализировали клеймо своего хозяина, овеяли его романтическими легендами, вычитали в нём слово «воля», а потом стали с благоговением поклоняться ему как древнему символу украинской нации, и её государственности. Ирония судьбы. То, что ставили на филейную часть княжеских свиней, теперь является малым государственным гербом потомков княжеских свинопасов. Хотя с другой стороны это вполне закономерно.
Что касается происхождения украинского «трызуба», то наиболее убедительной является его византийская версия. Это, в общем-то, очевидно, так как в культуре, а значит и всей совокупности официальных символов средневековой Руси, тотально господствовали византийские заимствования. Скорее всего, как когда-то писал и граф Уваров, княжеский трезубец представляет собой стилистическую вариацию навершия скипетра императоров Византии. Чтобы в этом убедиться, необходимо просто всмотреться в золотую императорскую печать (Золотая булла, Хрисовул) где император изображен восседающим на троне, и держащим в правой руке скипетр, увенчанный неким подобием трезубца. А наличие христианского креста, как на императорском скипетре, так и на трезубце князя Ярослава, даёт дополнительные доказательства византийского происхождении украинского «трызуба».
Золотая булла, Хрисовул. Печать, скреплявшая декреты византийских монархов
Царь Фёдор Алексеевич
Контур навершия скипетров византийских императоров. Контур навершия русских монархов. Контур трезубца Ярослава Мудрого
Даже в случае с национальными символами, судя по всему, судьба сыграла со «свидомыми» украинцами злую, но закономерную для единого русского народа шутку, дав им в качестве их собственного политического и государственного символа стилизованный вариант ненавидимого ими имперского орла. Таким образом, единство двух ветвей русского народа проявилось даже на символическом уровне. (В связи с этим возникает закономерный вопрос, а далеко ли уйдут с такой символикой украинские «нерусские» от своих русских корней?)
Начиная с ранних, христианских времён, трезубец часто упоминается в христианской литературе, как один из символов духовной власти князя тьмы. В христианской иконографии Сатана нередко изображается с трезубцем в руке.
Именно поэтому надо отдать должное смелости и обострённому чувству реализма «свидомых» творцов государственной украинской символики. Точнее показать на символическом уровне отношения между Западной и Восточной Украиной было бы трудно. Что может быть более единым, чем сцепившиеся в смертельной схватке силы, рождённые для взаимного уничтожения? На гербе мы видим дикого зверя и человека с ружьём, смотрящих в упор друг на друга. Сейчас их разделяет лишь щит со странным символом, которым они друг от друга прикрываются как шаткой преградой, но когда лев прыгнет на стрелка, а стрелок начнёт стрелять в дикую «кошку», эта преграда неизбежно упадёт. Ведь очевидно, что антагонисты не могут быть гарантами невозможного между ними единства. Дикий зверь и вооружённый человек обречены на схватку, а удерживаемый ими щит с «трызубом» - на падение. И в этом как раз проявляется смелый символический реализм «свидомых» творцов большого украинского герба. Ни один находящийся в здравом уме геральдист никогда не разместит на государственном гербе два символа силы, противостоящих друг другу по своей природе. Но этого требует правда жизни. Именно поэтому украинское «сафари» вдруг оказалось на большом государственном гербе Украины.
Не сложно заметить, что пальма первенства в данном геральдическом «креативе» принадлежит львовским «знавцям» и «дослидныкам». У того, кто знает, как выглядит герб Львова, при виде проекта большого государственного герба Украины неизбежно возникнет психологический эффект «déjà vu». Всё один к одному. Только меченосца поменяли на казака, а местечковую символику на «типа» общегосударственную. Создатели государственного герба творчески не «парились», а просто сделали для всей страны геральдический клон львовской городской атрибутики, которую придумывали галицийские колхозники, когда-то благополучно перебравшиеся из «убитых» прикарпатских сёл в покинутый поляками и евреями Львов.
Большой герб Львова
Герб Галицко-Волынского княжества
Эмблема 14-й гренадерской -дивизии СС «Галичина»
Герб Галиции в составе Австро-Венгрии XIX век
Кстати, что касается символа Восточной Украины. По странной мысли «свидомых» патриотов, изображение казака с самопалом символизирует «схидну державотворчисть». Идиотизм данного утверждения просто феноменальный. Можно ли, находясь в здравом уме и твердой памяти, считать казачество государствообразующим фактором? Это при том-то, что казачество всегда несло в себе неуправляемую, анархическую стихию, отрицающую всякую государственность! Надо быть либо наглым лгуном, либо слабоумным человеком, чтобы рассматривать казацкую Сечь в качестве государствообразующего центра. Всю свою вольную историю запорожское казачество яростно боролось с любыми проявлениями государственной власти и порядка, служа ей эпизодически либо за хорошие гонорары, либо под страхом смерти. Объявить лихие разбойничьи шайки, промышлявшие грабежом в степях Дикого Поля одним из столпов украинской государственности можно лишь с повреждённым мозгом.
Не худший вариант (в смысле слабоумия) и тот, когда государствообразующим фактором рассматривается т.н. реестровое казачество, состоявшее на службе либо Его королевского, либо Его царского величества. Возможно реестровое казачество и государствообразующий фактор, но тогда давайте уточним какого именно государства. Польского? А может русского? Ну, уж точно не украинского.
«Козак з мушкетом» в качестве казацкого герба появился вроде как в 1576 году, после того как польский король Стефан Баторий соизволили его даровать своему запорожскому гетману на гетманской печати.
Ну, дал польский король гетманам «рыцаря с самопалом и перекривленным колпаком» в качестве эмблемы особого рода войск Речи Посполитой. Ну, использовался он потом казацкими полками Российской империи. Ну и что? Ну, были казачки одним из военных оплотов сперва польской, а затем русской государственности. А Украина здесь причём? Тем более её «дэржавнисть».
Вот, к примеру, на службе королей Великобритании состояли приватиры (каперы, корсары) – «морские партизаны», аналог сухопутных казаков. Ну и что? Не видно что-то на большом гербе этой страны очаровательной улыбки «весёлого Роджера». Хотя и немало было сделано королевскими корсарами на благо британской империи. Врагов английской короны грабили и истребляли с размахом, совмещая свой личный бизнес с национальными интересами. Но не подходят каперы Её королевского величества в качестве государствообразующего символа, так как суть их природы была совершенно иной. Зато в украинизированном сознании любой атаман, лихо экспроприировавший бусурманские обозы и нагло совавший «дули» под нос польской шляхте уже чуть ли не украинский Вашингтон. От скудности всё это.
Очень перспективно выглядит на большом государственном гербе Украины и её предложенные символикой просторы. Не может не радовать география украинской «дэржавности». Если верить «свидомым» творцам, то на западе Украина имеет территориальные претензии к Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Молдове. Ведь земли этих государств когда-то входили в состав Галицко-Волынского княжества. Получается своеобразная геральдическая евроинтеграция, вхождение Украины в ЕС по самую Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию. Но будут ли этому рады поляки, словаки, венгры и румыны? Данный вопрос остаётся открытым.
Галицко-Волынское княжество
Удручает ещё и то, что щитодержатели попрали ногами главные символы украинского народа. Если, к примеру, на гербе Великобритании лев и единорог топчут традиционный английский газон (что вполне естественно), то на украинском гербе, лев и мужик втаптывают в грунт пшеницу и калину – щедрость и богатство украинских земель. Вряд ли это можно считать хорошим тоном и позитивным символом. Впрочем, учитывая то, что сейчас происходит на Украине, подобный цинизм не выглядит чем-то из ряда вон выходящим.
Как утверждают эзотерические учения, символический мир человека и его реальный мир очень тесно переплетены и крепко связаны, вытекая друг из друга. Действительная реальность воспринимается человеческим сознанием, а затем в нём трансформируется в символы. Эти символы, в свою очередь, объективируясь в действительной реальности, неким надприродным образом воздействуют на эту действительную реальность.
Символизм украинства настолько же китчёво нелеп, как и его действительная реальность. И по очевидной и, в общем-то, однозначной символике украинства несложно увидеть его ближайшее будущее. Возможно, это просто коллективная судьба, которой невозможно избежать ни всем «свидомым» вместе, ни каждому из них в отдельности. Об этом как раз ярко свидетельствует их большой государственный герб, отражающий действительную природу и вероятные перспективы их государства.
Андрей Ваджра