Правящие государственные структуры в разное время и в разных странах пытались и пытаются заставить граждан или подданных не просто подчиняться власти, но и вбить им в «серое мозговое вещество» если не любовь, то хотя бы лояльность. Если правящий режим более или менее близок к народу, то особых проблем нет, пусть говорят на родном языке и говорят что думают…
Правящие государственные структуры в разное время и в разных странах пытались и пытаются заставить граждан или подданных не просто подчиняться власти, но и вбить им в «серое мозговое вещество» если не любовь, то хотя бы лояльность. Если правящий режим более или менее близок к народу, то особых проблем нет, пусть говорят на родном языке и говорят что думают. При более или менее диктаторских режимах (к ним я отношу и правящие власти на Украине, к чему я вернусь ниже) правительства вводят ограничения на передачу всякой информации разными способами: власти берут под контроль все СМИ, или же запретом пользования тем или иным языком…
Начнем с первого:
-большевики раньше всех поняли важность информационного воздействия и монополизировали всё: кино, печать, радиовещание (путем уменьшения до максимально возможного минимума радиоаппаратуры у населения, даже изъятия радиоприемников у частных лиц в период Вов), введением проводного радиовещания. Система действовала почти безупречно, не зря о сталинском проводном вещании так высоко отзывался его оппонент («Застольные беседы Гитлера»), но с развитием техники дала сбой и исчезла с исторической сцены…
-другим путем пошел нацистский диктатор Германии, он, как бы заботясь о «простом немце», дал ему Наро?дный радиоприёмник (нем. Volksempfänger, «Фолькс-Эмпфенгер», VE) — появившиеся в продаже после прихода к власти в Германии национал-социалистов несложные регенеративные радиоприёмники прямого усиления с одним контуром на входе, предназначенные для приема местных вещательных радиостанций на длинных и средних волнах.
Первоначальную разработку первого «народного радиоприёмника» модели VE 301 выполнила берлинская фирма «Зайбт» (нем.Seibt) в рамках программы «Гемайншафтс-Эрцойгнис» (нем. Gemeinschaftserzeugnis) 1933—1945 гг., заключавшейся в массовом совместном производстве дешевых радиоприёмников. Ничего случайного не было, даже названия моделей "Народных приемников" - VE 301. Цифры "301" здесь напоминали о 30 января 1933 года, когда Адольф Гитлер был назначен на пост рейхсканцлера Германии, т.е. о фактической дате прихода нацистов к власти. А полностью аббревиатура VE 301 расшифровывалась как "Volksempfänger der Nationalsozialistischen Revolution am 30.1.1933" (Народный приемник национал-социалистической революции, произошедшей 30 января 1933 г.). Основными достоинствами «Народных приёмников» были «…простота устройства, прочность, изящное оформление». Радиоприёмники выпускались «…в деревянных ящиках, изготовляемых из особой породы дуба, который, „по желанию самого Гитлера“, привозится из Тюрингии и Эрцгебирге».
С этими названиями связана уникальная, не имеющая мировых аналогов программа массового производства дешевых радиовещательных приемников для населения, развернутая в Германии в 1933 году, об изготовлении разными фирмами совершенно одинаковых радиоприемников на основании единой конструкторской документации и с использованием одних и тех же деталей и узлов.
Ключевым словом во всем, что касается усилий по развертыванию производства "Народных приемников", является Gemeinschaft (Гемайншафт), которое переводится как "сообщество", "объединение", а будучи использовано в комбинации с другими существительными означает "нечто совместное". Например, Gemeinschaftsarbeit означает "совместная работа". "Народные приемники" в немецких источниках часто называют Gemeinschaftserzeugnis (Гемайншафтс-Эрцойгнис), т.е. изделия совместного производства, или Gemeinschaftsempfänger, а радиолампы для "Народных приемников" - Gemeinschaftsröhren (Гемайншафтс-Рёрэн).
Инициатором Программы выступило в 1933 году Министерство пропаганды Третьего Рейха, действовавшее совместно с Объединением производителей радиовещательного оборудования. Курировал Программу лично рейхсминистр пропаганды Йозеф-Пауль Геббельс. Интересовался, как обстоят дела с выпуском и продажей "Народных приемников", и сам Адольф Гитлер.
Собственно, ничего принципиально нового изобретено не было, просто в гражданскую радиопромышленность были внедрены те идеи кооперации, которые давно применялись в промышленности военных средств связи.
"Народные приемники" VE 301, появившиеся в продаже в 1933 году, были достаточно дешевы, основным условием было, чтобы они не стоили более половины месячной зарплаты немецкого рабочего. В 1933 году в Германии квалифицированный рабочий в среднем получал 150 марок. Так, модели VE 301 W с питанием от сетей переменного тока и VE 301 G с питанием от сетей постоянного тока стоили всего 76 RM, а батарейный вариант VE 301 B стоил 65 RM.
Развертывая Программу совместного производства "Народных приемников", национал-социалистическое правительство Германии преследовало экономические цели - создать дополнительные рабочие места, что в условиях ужасающей безработицы начала 1930-х было очень важно. И речь шла не только о радиозаводах. Так, большие по объему заказы на дубовые корпуса для первых "Народных приемников" VE 301 G и VE 301 B стали хорошим подспорьем для деревообрабатывающей промышленности юго-восточной части Германии. Одним из условий Программы было государственное регулирование цен на "Народные приемники". Причем цены эти были установлены на очень низком уровне по сравнению с ценами на уже выпускавшиеся бытовые радиовещательные приемники, производство которых в Германии никогда не прекращалось, несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны. Поначалу выпуск "Народных приемников" казался многим производителям заведомо убыточным мероприятием. Однако спустя короткое время, когда объемы продаж VE 301 стали исчисляться сотнями тысяч, участие в Программе СПР стало экономически привлекательным. За первые пять лет после начала Программы совместного производства радиоприемников т.е. с 1933 по 1937 годы, в Германии было продано около 2,6 млн. "Народных приемников" VE 301. С 1939 по 1943 годы, в Германии было произведено еще около 2,2 млн. "Народных приемников". Это 35% от общего числа всех выпущенных за эти годы бытовых радиоприемников, всего же за эти годы(1939 – 1943гг.) было выпущено более 6 млн. приемников всех марок.
Но гораздо более важными были политические аспекты Программы. Насыщая страну дешевыми "Народными приемниками", национал - социалисты получали мощное пропагандистское оружие, которое позволило им сплотить население Германии под своими знаменами накануне Второй Мировой войны. Чем эта пропаганда кончилась, мы все знаем…
Но что было технически возможным делать более или менее долго в начале или середине XX столетия, в конце его оказалось безуспешным…
Инициаторы и прихлебатели раскола Единой России, понимая это, прибегнули к попытке добиться своего, введя на завоеванной ими (я думаю временно) территории
- второй способ, т.е. запрет на пользование родным языком. Хотя это и выглядит архаичным в XXI веке, упрямо и тупо опробуется с населением Юго – Западной Руси.
Приход к власти в УССР украинских националистов в 1991 году привел к современной государственной политике Украины по вытеснению из СМИ русского языка. В ответ на этноцид правящей власти у русскоговорящего населения все большим спросом пользуются альтернативные средства противодействующие этому.
Если до 1990 года на Украине печаталось приблизительно 46% украиноязычной литературы, (правда она почти сразу уходила в макулатуру или на «нагрузку» при покупке русских книг), то сейчас рыночная экономика не позволяет довольно нищему украинскому тоталитарному государству удержать этот уровень и на книжном рынке, литература на русском достигла 90 – 95 % в зависимости от региона, причем эти 5-10% чаще всего различные справочные материалы или учебники, которые обязательны к пользованию на «мове».Здесь «щирые и свидомые» проиграли полностью…достаточно прийти на любой книжный рынок...
Вытеснение русского языка из государственного радиовещания на диапазонах ДВ, CВ и УКВ (66-74 МГц) привело к тому, что слушатели перешли на FM (диапазон 100-108 МГц), где украиноязычных радиостанций раньше не было, хотя хозяев последних сейчас заставили все меньше часов вещать на русском и требуют, чтобы она передавала на «мове» не менее 50% от времени вещания.
Результат прост как колумбово яйцо: все мало-мальски грамотные и «продвинутые» перешли в Интернет, где доля запросов на русском превышает 70%, т.е. Украина и здесь потеряла новостное информационное пространство.
Информационное поле для русского языка на Украине практически неограниченно. Если Россия освоит цифровое радиовещание на КВ в формате DRM (Digital Radio Mondiale), то при снижении стоимости радиоприемников для этого формата (а я думаю, китайцы постараются) появится возможность приема на КВ российских программ по качеству звучания близких к монофоническому на современных УКВ и FM диапазонах. Это даст возможность как для подачи информации для украинского радиослушателя, так и для рекламы продукции, поскольку реклама на «дер. мове» чаще всего русскоговорящими воспринимается резко негативно.
Поскольку украинское телевидение (даже местное, крымское) перешло на «дер. мову», то у спутникового телевидения становится все больше и больше поклонников. Установка посредственного спутникового TV – приемника обходится примерно в 100 у. е. с установкой. Недостаток установки при нацеливании на один спутник в том, что количество русских каналов мало. Продавцы предложили устанавливать одну антенну с тремя конверторами (в просторечии «головками») для приема трех спутников, например: Hot Bird (13 E), Sirius (5 E), Amos – 2 (4 E), при этом количество каналов возрастает. Для расширения количества потребителей российских программ в приграничных с запада государствах СНГ и Балтии в последнее время стали предлагать спутники Intelsat(85 E), ABS1(75 E), «Ямал» (90 Е), которыe обеспечивают популярные каналы: НТВ, Вести, РенТВ, ДТВ, СТС и другие, я уже не говорю о платных пакетах НТВ+, Триколор, Радуга и пакеты форматов «улучшенного качества» или «высокой четкости» «Платформа». Спутники дали возможность украинскому (и крымскому) зрителю пользоваться русскоязычными каналами, получать информацию без националистической цензуры «щирых свидомитов» с исторической Родины. Реклама по этим каналам обеспечивает потребление российской продукции, т.к. спутниковые приемники ставят люди достаточно обеспеченные и уже имеющие возможности в выборе товаров и продукции, это средний класс – наиболее многочисленная часть населения любой страны.
Рекламодатели крупных международных фирм со временем поймут, что глупо вкладывать деньги в украиноязычный сектор рекламы для Востока и Юга Украины, где поголовно все пользуются только родным русским языком, выгоднее больше платить операторам российских спутниковых телеканалов. Пока рекламодателей удерживает только одно – их малая информированность, что население, узнав о возможности установки за небольшие деньги русскоговорящих спутниковых телеканалов типа: ОРТ, РТР, НТВ и т.п. с бесплатным приемом массово воспользовалось этим.
Процесс идет непрерывно и массово, посмотрите на дома в Симферополе, Севастополе и просто проезжая по дорогам, улицам сел и городков, чем более престижнее жилое здание, тем больше на его крыше и стенах спутниковых «тарелок». Некоторые многоэтажки покрыты ими как пенек опятами.
Наличие в домах спутникового приемника стало вопросом не только престижа, но и житейской необходимости, это такая же потребность для современной семьи как магнитофон, радиоприемник, MP-3 и CD – проигрыватели, видеопроигрыватели, мобилки. В последнее время в продаже появились китайские приемники с возможностью воспроизведения музыки с «флешек», потребители стали проигрывать скачанные с интернета русские песни не пользуясь украинскими радиостанциями, дабы не слушать дер.мову даже как рекламу или новости.
Попов Е И