История Великой Отечественной войны хранит множество тайн, одной из которых сегодня продолжает оставаться уничтожение белорусской деревни Хатынь. Современная молодежь не интересуется прошлым собственной страны, не знает большинство граждан и о кровавых преступлениях немецких захватчиков. Нет сегодня в образовательной программе уроков, посвященных позорному предательству и пособничеству оккупантам.
На благодатной почве невежества разрастается пропаганда, стремящаяся опорочить страну-победительницу и поставить ее в один ряд с фашистами. Эти взгляды постепенно перерастают в русофобию, чему способствуют некоторые политики, признающие достоверные военные факты сфабрикованными. В Европе все более процветает националистическое движение. То, что несколько десятилетий назад казалось невозможным, сегодня происходит едва ли не ежегодно. Парады советских ветеранов заменены торжественным шествием преступников, приверженцев и пособников фашизма.
Белоруссия в период оккупации превратилась в единую партизанскую страну, небольшие отряды наносили пусть точечные, но весьма болезненные удары в тылу врага. Фашисты не только жестоко наказывали местное население в ответ, но и совершали устрашающие казни беззащитных селян. Официальная советская история считает, что нечто подобное произошло и в Хатыни в 1943 году. Однако вокруг этого трагического события сегодня все более разгораются споры. Появились даже мнения о том, что кровавую акцию осуществляли сотрудники НКВД. Советские архивы хранят под грифом «секретно» множество документов свидетельствующих об ужасных расправах и прочих преступлениях партийного руководства, однако многое сегодня и фальсифицируется. На чем основываются подобные слухи, попробуем выяснить в настоящей публикации.
Трагедии в небольшой белорусской деревеньке из двадцати шести домов посвящены документальные фильмы, разоблачающие не только немецких преступников, но и их украинских пособников. Частично злодеи были осуждены международным уголовным трибуналом и советским судом 1973 года, а жертвам установлен памятник на месте сгоревшего населенного пункта. В народе светлая память невинно сожженным и расстрелянным белорусам выражена в песнях, стихах и книгах. Однако в 1995 году вышла книга, почтившая память и их палачей. Творение, оскорбившее память не только ветеранов Великой Отечественной, но и ее жертв, было написано одним из лидеров украинского националистического движения.
Со страниц учебников мы знаем, что деревню и почти всех ее жителей уничтожили фашисты. Однако есть в этой трагедии и белые пятна, мало исследованные в советское время. Бульварные историки считают, что убийцами 147 человек были работники НКВД, забрасываемые с воздуха на территорию Белоруссии. Версия абсурдна, хотя и весьма выгодна современной Восточной Европе. Если внимательно изучить документы, хранящиеся в Минском архиве, становится понятно, что сожгли Хатынь все же фашистские войска, в состав которых входили нацисты с западных областей Украины. Как ни прискорбно, но сегодня на Западной Украине действует ряд националистических организаций, чествующих кровавых убийц как героев. Им даже возведен памятник в Черновцах, а очевидные факты зверств попросту не принимаются во внимание или признаются фальсификатом. Скульптура в память о «героях» Буковинского куреня, будто в насмешку над миллионами жертв, украшена крыльями германского орла. Стараниями деятелей антисоветских взглядов и создаются легенды о коварных планах НКВД, провоцирующих «благородных» захватчиков.
Несколько человек, чудом оставшихся в живых, среди которых Виктор Желобкович и Антон Боровковский, свидетельствуют о том, что деревню истребили украинские полицаи в латышской форме и немцы. Ни один из свидетелей даже не упоминает о каких-либо сотрудниках НКВД, поэтому легенды и слухи, активно распускаемые в рассадниках неонацизма несостоятельны.
Немцев среди печально известного отряда 118, было около ста человек, в остальные 200 солдат вермахта оказались полицаями, привлеченными из Западной Украины. Сами фашисты именовали этот отряд Буковинским куренем, так как формировался он из убежденных националистов в городе Черновцы. Бывшие солдаты и офицеры РККА надеялись на то, что немецкие союзники обеспечат Украине независимость. Отличало полицаев ношение латышской формы и ломаный немецкий язык. Сегодня Украина отрицает данный факт, однако все те же архивные документы, а также материалы следствия свидетельствуют о том, что убивали белорусское население украинские предатели. Одним из карателей считается гражданин Канады Катрюк, который до сих пор не понес наказания за свои зверства. Его пытаются оправдать ярые националисты, заявляя, что все обвинения сфабрикованы. Тем не менее, Катрюка обличают показания его сообщников, осужденных уголовным судом 1973 года.
Не понес наказания до 1986 года и командир карателей Васюра, длительный период после войны занимавший должность заместителя директора в одном из киевских колхозов. Его и в мирное время отличали жестокие методы, но веских доказательств о причастности к массовым убийствам в Белоруссии следствию найти не удалось. Лишь почти полвека спустя справедливость восторжествовала, и Васюра был подвергнут суду. Его показания отличаются цинизмом, он с презрением отзывается о своих сообщниках, называя их мерзавцами. Васюра так и не покаялся в своем преступлении искренне.
Все из тех же материалов допроса преступников известно, что 22 марта 1943 года 118-й отряд вторгся на территорию деревни. Акция носила карательных характер за действия партизан, совершивших утром того же дня в 6 часов утра нападение на немецкий отряд. В результате нападения партизан был убит Ганс Вельке, ставший первым олимпийским чемпионом Германии. Ценность личности Вельке для Третьего Рейха заключалась в том, что он являлся подтверждением теории о превосходстве белой расы над чернокожими и азиатами. Смерть легкоатлета вызвала бешенство со стороны партийного руководства, а также рядовых немцев.
Вина советских партизан заключалась в непродуманности последствий нападения. Карательная операция стала ответом на убийство столь именитого немца. В ярости 118 отряд во главе с бывшим красноармейским офицером Г. Васюрой арестовал и убил часть группы лесорубов, а оставшихся в живых этапировал по следам партизан в близлежащую Хатынь. По приказу Кернера людей вместе с малолетними детьми, которых среди 147 жителей было 75, согнали в деревянный сарай, обложили сухой соломой, облили топливом и подожгли. Люди задыхались в дыму, на них загоралась одежда и волосы, началась паника. Стены ветхого колхозного здания, подточенные огнем, не выдержали и рухнули. Несчастные попытались бежать, но их накрыла автоматная очередь. Из жителей спаслись единицы, а деревня была стерта с лица земли. Самому младшему жителю, погибшему в огне, было всего семь недель. Массовое убийство проводилось в рамках антипартизанской спецоперации под красивым немецким названием «Winterzauber», означавшим в переводе «Зимнее волшебство». Подобные акции оказались типичными для Вермахта, хотя они в корне нарушали все международные акты и обычаи ведения цивилизованной войны.
В отличие от украинских членов Буковинского куреня, многие из бывших воинов вермахта раскаялись в своих злодеяниях, некоторые стыдятся только принадлежности к военным силам Третьего Рейха. Хатынь сегодня является посещаемым местом, сюда приезжали и бывшие служащие 118 отряда. В доказательство своего раскаяния и скорби они прошли пешком путь до деревни длиною в шесть километров. Может ли сие действие загладить их вину? Конечно, нет. Однако бывшие фашисты публично признают и осознают всю мерзость и бесчеловечность данного эпизода войны, они не стремятся оправдать свои преступления. Националисты же Западной Украины вопреки всем нормам морали проповедуют возмутительные идеи, а власти потворствуют оскорбительной пропаганде.
Итак, погибнуть от рук советских партизан, либо сотрудников НКВД несчастные хатынцы не могли, уж слишком много доказательств свидетельствует об обратном. Остается выяснить, почему советское руководство постаралась скрыть сведения о преступлениях 118 отряда. Ответ довольно прост: большинство полицаев, безжалостно убивших полторы сотни мирных жителей, были бывшими красноармейцами. Пленным советским воинам часто предлагалось встать на сторону захватчиков, немногие приняли это предложение. Буковинский курень был составлен преимущественно из предателей, истреблявших братский народ, трусливо спасая таким способом свою жизнь. Открыть информацию о каждом из преступников означало признать факт массового предательства, в том числе и по идеологическим мотивам в среде доблестной советской армии. По-видимому, правительство на это так и не решилось.
Белоруссия в период оккупации превратилась в единую партизанскую страну, небольшие отряды наносили пусть точечные, но весьма болезненные удары в тылу врага. Фашисты не только жестоко наказывали местное население в ответ, но и совершали устрашающие казни беззащитных селян. Официальная советская история считает, что нечто подобное произошло и в Хатыни в 1943 году. Однако вокруг этого трагического события сегодня все более разгораются споры. Появились даже мнения о том, что кровавую акцию осуществляли сотрудники НКВД. Советские архивы хранят под грифом «секретно» множество документов свидетельствующих об ужасных расправах и прочих преступлениях партийного руководства, однако многое сегодня и фальсифицируется. На чем основываются подобные слухи, попробуем выяснить в настоящей публикации.
Трагедии в небольшой белорусской деревеньке из двадцати шести домов посвящены документальные фильмы, разоблачающие не только немецких преступников, но и их украинских пособников. Частично злодеи были осуждены международным уголовным трибуналом и советским судом 1973 года, а жертвам установлен памятник на месте сгоревшего населенного пункта. В народе светлая память невинно сожженным и расстрелянным белорусам выражена в песнях, стихах и книгах. Однако в 1995 году вышла книга, почтившая память и их палачей. Творение, оскорбившее память не только ветеранов Великой Отечественной, но и ее жертв, было написано одним из лидеров украинского националистического движения.
Со страниц учебников мы знаем, что деревню и почти всех ее жителей уничтожили фашисты. Однако есть в этой трагедии и белые пятна, мало исследованные в советское время. Бульварные историки считают, что убийцами 147 человек были работники НКВД, забрасываемые с воздуха на территорию Белоруссии. Версия абсурдна, хотя и весьма выгодна современной Восточной Европе. Если внимательно изучить документы, хранящиеся в Минском архиве, становится понятно, что сожгли Хатынь все же фашистские войска, в состав которых входили нацисты с западных областей Украины. Как ни прискорбно, но сегодня на Западной Украине действует ряд националистических организаций, чествующих кровавых убийц как героев. Им даже возведен памятник в Черновцах, а очевидные факты зверств попросту не принимаются во внимание или признаются фальсификатом. Скульптура в память о «героях» Буковинского куреня, будто в насмешку над миллионами жертв, украшена крыльями германского орла. Стараниями деятелей антисоветских взглядов и создаются легенды о коварных планах НКВД, провоцирующих «благородных» захватчиков.
Несколько человек, чудом оставшихся в живых, среди которых Виктор Желобкович и Антон Боровковский, свидетельствуют о том, что деревню истребили украинские полицаи в латышской форме и немцы. Ни один из свидетелей даже не упоминает о каких-либо сотрудниках НКВД, поэтому легенды и слухи, активно распускаемые в рассадниках неонацизма несостоятельны.
Немцев среди печально известного отряда 118, было около ста человек, в остальные 200 солдат вермахта оказались полицаями, привлеченными из Западной Украины. Сами фашисты именовали этот отряд Буковинским куренем, так как формировался он из убежденных националистов в городе Черновцы. Бывшие солдаты и офицеры РККА надеялись на то, что немецкие союзники обеспечат Украине независимость. Отличало полицаев ношение латышской формы и ломаный немецкий язык. Сегодня Украина отрицает данный факт, однако все те же архивные документы, а также материалы следствия свидетельствуют о том, что убивали белорусское население украинские предатели. Одним из карателей считается гражданин Канады Катрюк, который до сих пор не понес наказания за свои зверства. Его пытаются оправдать ярые националисты, заявляя, что все обвинения сфабрикованы. Тем не менее, Катрюка обличают показания его сообщников, осужденных уголовным судом 1973 года.
Не понес наказания до 1986 года и командир карателей Васюра, длительный период после войны занимавший должность заместителя директора в одном из киевских колхозов. Его и в мирное время отличали жестокие методы, но веских доказательств о причастности к массовым убийствам в Белоруссии следствию найти не удалось. Лишь почти полвека спустя справедливость восторжествовала, и Васюра был подвергнут суду. Его показания отличаются цинизмом, он с презрением отзывается о своих сообщниках, называя их мерзавцами. Васюра так и не покаялся в своем преступлении искренне.
Все из тех же материалов допроса преступников известно, что 22 марта 1943 года 118-й отряд вторгся на территорию деревни. Акция носила карательных характер за действия партизан, совершивших утром того же дня в 6 часов утра нападение на немецкий отряд. В результате нападения партизан был убит Ганс Вельке, ставший первым олимпийским чемпионом Германии. Ценность личности Вельке для Третьего Рейха заключалась в том, что он являлся подтверждением теории о превосходстве белой расы над чернокожими и азиатами. Смерть легкоатлета вызвала бешенство со стороны партийного руководства, а также рядовых немцев.
Вина советских партизан заключалась в непродуманности последствий нападения. Карательная операция стала ответом на убийство столь именитого немца. В ярости 118 отряд во главе с бывшим красноармейским офицером Г. Васюрой арестовал и убил часть группы лесорубов, а оставшихся в живых этапировал по следам партизан в близлежащую Хатынь. По приказу Кернера людей вместе с малолетними детьми, которых среди 147 жителей было 75, согнали в деревянный сарай, обложили сухой соломой, облили топливом и подожгли. Люди задыхались в дыму, на них загоралась одежда и волосы, началась паника. Стены ветхого колхозного здания, подточенные огнем, не выдержали и рухнули. Несчастные попытались бежать, но их накрыла автоматная очередь. Из жителей спаслись единицы, а деревня была стерта с лица земли. Самому младшему жителю, погибшему в огне, было всего семь недель. Массовое убийство проводилось в рамках антипартизанской спецоперации под красивым немецким названием «Winterzauber», означавшим в переводе «Зимнее волшебство». Подобные акции оказались типичными для Вермахта, хотя они в корне нарушали все международные акты и обычаи ведения цивилизованной войны.
В отличие от украинских членов Буковинского куреня, многие из бывших воинов вермахта раскаялись в своих злодеяниях, некоторые стыдятся только принадлежности к военным силам Третьего Рейха. Хатынь сегодня является посещаемым местом, сюда приезжали и бывшие служащие 118 отряда. В доказательство своего раскаяния и скорби они прошли пешком путь до деревни длиною в шесть километров. Может ли сие действие загладить их вину? Конечно, нет. Однако бывшие фашисты публично признают и осознают всю мерзость и бесчеловечность данного эпизода войны, они не стремятся оправдать свои преступления. Националисты же Западной Украины вопреки всем нормам морали проповедуют возмутительные идеи, а власти потворствуют оскорбительной пропаганде.
Итак, погибнуть от рук советских партизан, либо сотрудников НКВД несчастные хатынцы не могли, уж слишком много доказательств свидетельствует об обратном. Остается выяснить, почему советское руководство постаралась скрыть сведения о преступлениях 118 отряда. Ответ довольно прост: большинство полицаев, безжалостно убивших полторы сотни мирных жителей, были бывшими красноармейцами. Пленным советским воинам часто предлагалось встать на сторону захватчиков, немногие приняли это предложение. Буковинский курень был составлен преимущественно из предателей, истреблявших братский народ, трусливо спасая таким способом свою жизнь. Открыть информацию о каждом из преступников означало признать факт массового предательства, в том числе и по идеологическим мотивам в среде доблестной советской армии. По-видимому, правительство на это так и не решилось.
Елена Гордеева
topwar.ru
topwar.ru