На встрече с новоизбранным российским президентом Владимиром Путиным в понедельник 19 марта украинский президент Виктор Янукович не добился сколько-нибудь ощутимых результатов. В СМИ лишь просочилась информация о неясных перспективах урегулирования «сырного кризиса», а также о том, что Украина не войдет в рыхлую структуру ЕврАзЭС и, получается, в более определенную, крепкую структуру Таможенного союза. Евразийский союз - как некая глобальная основа для интеграции на постсоветском пространстве - остался вообще за скобками переговоров.
Тем временем, украинский премьер-министр Николай Азаров поблагодарил польского президента Бронислава Комаровского за «помощь в евроинтеграции» и согласовании текста Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза. Таким образом, украинская сторона продолжила политику игнорирования предложенных Россией форматов интеграции в обмен на неясные перспективы сближения с ЕС.
В целом, ситуация была ясна еще в декабре 2011 года, когда Украина готовилась подписать это Соглашение, не учитывая мнение России и полагаясь на некую финансовую и дипломатическую помощь Европы в «газовом вопросе». Европа, разумеется, документ не подписала, гарантий помощи не дала, а лишь ужесточила нажим на украинскую власть в рамках критики тюремного заключения Юлии Тимошенко. Более того, Соглашение до сих пор используется европейцами как «морковка» для отвлечения внимания Украины от восточного вектора своей политики.
Украинцы, в конце концов, поняли безрезультатность переговоров по немедленному подписанию Соглашения, что выразилось в статье министра иностранных дел Константина Грищенко (кстати, ярого «еврофила»). В статье министр четко обозначил, что страна не ждет интеграции в Европу в ближайшее время, но готова сама отстраивать европейские условия жизни у себя дома. Проще говоря, Украина соглашается на отсрочку евроинтеграции с условием предоставления гарантий таковой для себя. Фактически украинская элита отказалась от одной иллюзии в обмен на другую - ожидания еврочленства в будущем.
Другая часть киевской бюрократии во главе с премьером Азаровым не согласилась с такой постановкой вопроса и продолжила упорные попытки подписать-таки Соглашение до октябрьских выборов в Раду. Получив некие смутные гарантии от Варшавы (которые не подкреплены мнением основных европейских игроков - Франции и Германии), Киев решил выбрать более жесткую линию поведения на переговорах в Москве. Это напоминает позицию большевистского наркома иностранных дел Льва Троцкого на переговорах с «центральными державами» - «ни мира, ни войны». То есть не интегрируемся, но не объявляем полномасштабную торговую, политическую, дипломатическую и идеологическую войну.
А война торговая уже фактически в одностороннем порядке уже идет. Российская сторона явственно показывает, что готова применить к Киеву суровые санкции в соответствии с тем, что Украина уже не является союзником Москвы. И на ее границах закономерно вырастут «пограничные столбы» нового Таможенного союза. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Пока это отразилось только на бойкоте украинских сыров одновременно Россией и Белоруссией. Однако в скором времени могут подвергнуться ревизии многочисленные совместные проекты в области военно-промышленного комплекса (наметившиеся контракты на покупку украинских верфей, модернизацию военных судов, развитие авиастроительной кооперации и запуск в серию самолета Ан-70). ТО же касается ядерной энергетики (достройка блоков Хмельницкой АЭС), некоторых кооперативных проектов в агропромышленном и других индустриальных секторах.
Кроме того, будут подниматься пошлины на все виды украинского экспорта в Россию (благо, продукцию агропрома можно заменить экспортом из Белоруссии и других стран). Для украинской же экономики и власти В.Януковича, которая стоит перед угрозой дефолта, этот удар может стать роковым.
Киев расценивает эту политику РФ как попытку давления. В споре значительную роль играют личные неприязненные отношения между Виктором Януковичем и Владимиром Путиным. Здесь каждый не хочет терять лицо и «прогибаться» под другого. В итоге ситуация ведет к полномасштабному кризису.
Российская сторона, почувствовав эффективность своей политики по отношению к Белоруссии, не хочет менять подходов, тем более, что пространные обещания Киева ее уже не устраивают. Здесь думают так - либо союзники и торговые партнеры, либо государства по разные стороны таможенного занавеса. Украина уже провалила в 2004-2005 годах попытку создать Единое экономическое пространство. Второго шанса провалить проект Таможенного союза Путин ей не даст.
Отдельным грузом висят «газовые» переговоры. Новых контрактов на поставку и транзит газа нет. Старые не устраивают Киев из-за высоких цен. Киев вынужден увеличивать тарифную нагрузку на свой бизнес и население, что приводит к ослаблению властных позиций Януковича перед выборами. Однако Киев готов стоять до конца - на днях Верховная Рада Украины приняла закон, по которому украинский топливный монополист «Нафтогаз» будет разделен на несколько компаний согласно договоренностям с Европой, которые заключила еще Юлия Тимошенко в 2009 году после очередного газового кризиса.
Однако закон опять же запрещает приватизировать газотранспортную систему (ГТС) страны. Это означает, что Киев сделал ставку на модернизацию своего «национального богатства» силами лишь европейских и американских компаний. Как и ранее, Киев живет мифом о том, что «заграница нам поможет».
Вызывает большие сомнения, что украинцы таки смогут привлечь европейцев к модернизации ГТС. Во-первых, Киев старательно пытается завысить цену ее модернизации, постоянно поднимая эту стоимость на несколько миллиардов долларов (сейчас речь идет примерно о 20 млрд.). Европейские, да и американские компании в преддверии второй волны кризиса не захотят сильно тратиться на дряхлую ГТС. Более того, они не захотят из-за этого портить отношения со своим партнером - «Газпромом». Сторонам все-таки предстоит снова вернуться к многосторонней формуле создания международного газотранспортного консорциума.
Есть еще один - военно-политический - аспект итогов внешней политики Януковича за последние 2 года. С учетом нагнетания напряженности в отношениях с Россией стоит ожидать ответного наращивания диалога с НАТО. Москва прошлым летом дала однозначно понять, что ей не нравятся подковерные игры Януковича с натовцами. Однако Киев и не думал извиняться или сворачивать диалог. Напротив, вопрос НАТО, его привлечения к сотрудничеству с Вооруженными силами Украины и ее правоохранительными органами во время Евро-2012 будет разменной монетой на переговорах, ответом Януковича на российский газ и эмбарго на импорт сыра.
Однако такая политика взаимных претензий и давления не имеет позитивного варианта развития. С одной стороны, Москва ничего не выиграет, если сделает из Киева второй Тбилиси. С другой стороны, Киев ничего не выиграет, если поссорится с крупнейшим торговым и политическим партнером.
И если раньше ключевую роль в диалоге Москва-Киев играла первая, то теперь Киев должен перехватить инициативу и предложить свой вариант интеграции. Причем, разумно вновь вернуться к успешным примерам диалога - продвижению конкретных интеграционных проектов «по отраслям» в военной, энергетической, атомной, агропромышленной и других сферах.
С Путиным можно договориться как с бизнесменом. Но его не нужно пытаться держать за дурачка - получить российские деньги (на ту же модернизацию ГТС, оставив Россию без возможности управления своими новыми активами). Ведь фактически и переговоры с ТС, и переговоры с Евросоюзом - это попытка продать часть украинских активов и передать часть суверенитета. Это распространенная мировая практика. В современном мире подлинным суверенитетом обладают лишь несколько десятков стран. Суверенитет остальных размыт. И если Россия предлагает более выгодные и реальные условия, то почему бы на них не согласиться, тем более что Киев всегда может выторговать себе особые гарантии личной и бизнесовой безопасности.
Конечно, киевская элита еще долго будет болеть (как и при Ющенко) евроинтеграционными иллюзиями. Европа теперь больше сосредоточена на своих проблемах. Пора бы украинским дипломатам прекратить питаться иллюзиями и перейти к более жесткой политике. К примеру, изменить формат диалога с ЕС. Если сейчас Киев выслушивает Брюссель и пытается, как проштрафившийся школьник, исправить свои помарки, то возможно следовало бы сосредоточиться на предъявлении конкретных требований по срокам, этапам евроинтеграции, защите украинских национальных интересов в рамках сближения с европейской экономикой. Сейчас же усилия дипломатов тратятся в основном на оправдание итогов процесса над Тимошенко и т.п.
В таком формате Украина рискует оказаться в «серой зоне», зажатая между Таможенным и Европейским союзами.
Олег Горбунов, эксперт Центра моделирования стратегического развития (Москва), Полемикa