Русское Движение

Интеллигенция: от любви – к ненависти

Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
Как сладостно – отчизну ненавидеть! 
И жадно ждать ее уничиженья!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирного денницу возрожденья
Владимир Печерин, 
1834 г.

Статья Алексея Попова «Интеллигенция против страны» («2000» №10 от 9.03.2012г.) начинается с характеристики сиюминутной послевыборной ситуации в России, а затем касается процессов, происходящих уже на протяжении более двух веков в интеллектуальной среде страны. Она, таким образом, затрагивает большую и очень болезненную проблему, еще одну «загадку» России, над разрешением которой все это время бьются лучшие умы Отечества. Начиная от Радищева, Чаадаева и Пушкина и заканчивая нашими современниками, такими например, как наш выдающийся земляк, рано ушедший из жизни Александр Панарин. Хочется принять участие в дискуссии, которая, я уверен, будет непременно вызвана статьей А. Попова.

Сразу хочу сообщить, что не собираюсь в рамках небольшой статьи даже посягать на проблему, которой посвящено множество книг и научных работ лучших русских, а также зарубежных специалистов. Мне лишь хочется отметить некоторые современные особенности нашей «наиболее прогрессивной» интеллигенции и, кроме того, возразить автору статьи относительно некоторых ее тезисов. А также попытаться подтвердить свою точку зрения на примере событий только последнего 25-летия. Событий, современниками и участниками которых мы все были.

Путину не страшно

Начну с утверждения автора о якобы серьезных угрозах правлению В. Путина со стороны «несогласной интеллигенции». Интеллигенции в основном столичного разлива. Автор сильно преувеличивает и качественный, и количественный состав «болотных» интеллектуалов, которые пытаются оседлать и даже возглавить волну справедливого народного возмущения властью. В действительности подавляющее большинство наиболее известных деятелей культуры, искусства и науки открыто выразили поддержку созидательной программе будущего Президента.

Но дело даже не в этом. Главное то, что нынешние жители России совсем не похожи на тех доверчивых советских людей, которые, открыв рот, слушали всю ту «лапшу», которую вешали им на уши «передовые» интеллигенты, обещая им золотые горы. Народ России очень хорошо помнит и конец 80-ых, и 90-е, он помнит и главных виновников катастрофы тех лет. И теперь готов жестко отстаивать свои интересы, как он их сам понимает.

А понимает он гораздо больше, чем представляется столичным интеллектуалам, презрительно вещающим о «низком качестве» электората Путина (похоже с «низким качеством» согласен и автор статьи).

Попробуем чуть внимательнее проанализировать итоги выборов.

Второе место с 17% занял коммунист Г. Зюганов, а его программа еще более «государственническая» и с гораздо большим уклоном в сторону социальной справедливости, чем программа Путина. Похожие слова можно сказать и о «Справедливой России» С. Миронова. Эти две партии еще более чужды «болотным» интеллектуалам и певцам. Таким образом, против них, и по существу за программу Путина проголосовало 85% (!) процентов избирателей.

При такой поддержке можно смело идти на любые реформы в интересах большинства, а не кучки олигархов. И российская власть в нынешних обстоятельствах просто обязана развернуться наконец в сторону своего народа и своего государства. А если она и теперь этого не сделает – вот тогда ее действительно ждут очень большие неприятности.

«Как сладостно Отчизну ненавидеть»

Второй, на мой взгляд, также ошибочный тезис заключается в утверждении о некой традиционной раздвоенности русского интеллигента: он страстно любит Родину и народ, но ненавидит власть и государство, которые подавляют личность. Да, действительно в эпоху споров «славянофилов» и «западников» полтора века назад в общем так и было. «Да, мы были противниками, но очень странными: у нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование, любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» (А. Герцен).

Но с тех пор времена сильно изменились. Разительно изменилась и «передовая» интеллигенция. И мне хочется сформулировать свое представление о современной «прогрессивной», «демократической» и «самом передовой» русской интеллигенции совсем иначе.

На мой взгляд, вот два самых главных чувства, которые испытывает такой интеллигент (слава Богу, насмотрелся на них за свою жизнь). Первое – это ненависть к этой проклятой, постылой, нелюбимой стране, в которой они имели несчастье родиться. А второе – презрение к этому темному, тупому, покорному, упрямому народу, населяющему ее. Отсюда – стремление все радикально переделать, все безжалостно перевернуть: и «расказачить», и «раскрестьянить», и отвергнуть всю прошлую историю и культуру.

Все это было сразу после 1917 г. и повторилось в 90-е. Именно к таким интеллигентам обратился на I-м Съезде народных депутатов СССР писатель Валентин Распутин: «Вам отвратительны запахи и звуки этой земли, а мы без них не можем жить…»

Наши «плюралисты»

В эпоху перестройки, когда «прогрессивные» интеллектуалы захватили и монополизировали практически все средства массовой информации, они всех своих оппонентов подвергали такому истеричному шельмованию, что никто не мог вставить даже слово в этот всемирный гвалт. И особенно много проклятий доставалось тогда именно русскому народу (виновнику всех бед страны) и русской культуре, и русскому «рабскому» менталитету: распоясались интеллигенты. Таковы наши «плюралисты», которые для красного словца не прочь процитировать и Вольтера о праве каждого на собственные убеждения.

Вот чеченская катастрофа. «Прогрессивная» интеллигенция дружно заступалась за свободолюбивый и гордый чеченский народ. Это можно было бы понять. Но никто из них даже не вспомнил о трагическом исходе русского и «русскоязычного» населения, начавшегося еще задолго до начала чеченской войны. Все телеканалы и газеты, как воды в рот набрали. Когда сотни тысяч русских, славян (среди них было немало и украинцев), ограбленные, изнасилованные, убиваемые на дорогах и в собственных домах, брошенные на произвол судьбы ельцинской властью, пробирались в Россию, где их никто не ждал. Ни слова сочувствия не было услышано от «общечеловеков». Разве что: «Сами виноваты!».

Расстрельное «письмо сорока двух» демократов

Когда в октябре 1993-го происходил антиконституционный путч Ельцина, наши «демократы» единодушно поддержали узурпатора, и с наслаждением любовались расстрелом законно избранного парламента в центре столицы. Полным моральным падением их стало истеричное, позорное «расстрельное письмо сорока двух» с требованием жестокой расправы над защитниками конституции и запрета (без суда и следствия!) большинства оппозиционных партий (хороши демократы!). Все, что было ранее сделано ими на поприще русской культуры, с этого момента навсегда отравлено. Особенной же низостью я считаю то, что инициаторы заставили подписать позорное письмо смертельно больного и уже видимо плохо оценивающего происходящее поэта Роберта Рождественского – певца Советской эпохи. По истечении 20-и лет большинства из «подписантов» уже нет в живых, и Бог им судья. Но позорный факт в истории остался.

Есть в России и «почвенники»

Боюсь повториться, но хочу еще раз подчеркнуть, что речь все время идет о самой «прогрессивной», «демократической» и т.н. «беспочвенной» интеллигенции, которая не имеет корней в своей земле. В этом трагедия и ее самой, и страны, ее взрастившей – когда множество талантов трудятся не на ее благо, а в конечном итоге служат чужим интересам.

К счастью в стране есть и другая интеллигенция, которая неразрывно связана со своей землей. Ну, можно ли представить, чтобы бросили свой бедный народ и захотели бы уехать за границу такие люди, как Василий Шукшин или Валентин Распутин? Числом такая «почвенная» интеллигенция неизмеримо большая, нежели «беспочвенники», но совсем не такая громкая и шумная и к тому же не имеет такого доступа к эфиру, как столичные «плюралисты». Без особого шума трудится на избранном поприще и делает свое дело. На нее то и вся надежда.

Д-р физ.- мат. наук, 
профессор, г. Киев

Георгий ШЕПЕЛЬСКИЙ