В эпоху так называемых цветных, или демократических, революций весьма уместно вспомнить, что представляет собой настоящая революция: не только смещение правящего режима, но и коренной пересмотр всей социальной, экономической и политической системы (так, например, поступили большевики, поклявшиеся разрушить все «до основанья», и только затем возвести на руинах нечто принципиально новое).
В этом контексте идея «демократических революций» — а именно этим термином сегодня описывают события в Ливии, Тунисе или Египте — выглядит комично, а порой и гротескно.
На такие выводы наводит книга «Шпионы и комиссары» Роберта Сервиса. Профессор Оксфордского университета по праву считается выдающимся историком и специалистом по России — из-под пера маститого литератора вышло немало трудов, посвященных идеологам большевистской революции: биография Ленина в трех томах, биографии Сталина и Троцкого, книги «История современной России: от царизма до XXI столетия», «Товарищи: коммунизм — всемирная история», «Революция в России: 1900—1927», «История России в XXI столетии: от Николая II до Путина», «Россия: эксперимент над народом», «Большевистская партия в период революций: 1917—1923».
Новую работу Сервиса, посвященную научному анализу сложнейших отношений стран Запада и Советской России в период 1917—1921 гг., можно смело назвать развенчанием многих исторических мифов. Причем не только рожденных советской пропагандой, но и западными историками. Особое внимание автор уделяет «шпионам» и «комиссарам» — тем, кто торговал информацией, заключал тайные сделки, играл роль агентов влияния и десятилетиями формировал политику России и Запада.
Миф о полной изоляции Советской России
И руководители западных держав, и сами большевистские лидеры пытались понять, что именно произошло в 1917 г. в Петрограде и как эти события скажутся на будущем остальной Европы. Большевики пришли к власти, вооруженные догмой о том, что даже подавление революции не остановит победное шествие коммунизма по планете, «из искры возгорится пламя» и Европа последует примеру Советской России. Но уже в начале 1920 г. приходит осознание: старина Маркс, мягко говоря, ошибся в своих прогнозах, и новому государству вначале придется выстраивать отношения с Западом — хотя бы для того, чтобы поднять разрушенную «до основанья» экономику.
Отношение Запада к России в тот период автор называет сочетанием непонимания, неуверенности и страха. Британские и французские солдаты продолжали гибнуть в окопах, их государствам грозила смертельная опасность, а Ленин и Троцкий в это время подписывают сепаратный мир с Германией.
Благодаря большевикам Берлин получил возможность перебросить на западное направление войска с Восточного фронта. При этом едва ли не четверть территории бывшей Российской империи (в частности, Украина) оказалась под контролем немцев, получивших доступ к пшенице и нефти.
Призывы большевиков к мировой революции сегодня кажутся наивными, но в дни формирования Коминтерна и разжигания Москвой восстаний на территории послевоенной Германии, Венгрии и Австрии воспринимались Западом с немалой опаской.
В этот период смут и волнений политика Запада к большевистской России регулярно менялась — порой совершенно необъяснимо. Так, в какой-то момент Запад активно помогал белой гвардии в лице Колчака, Юденича, Деникина и Врангеля, финансируя их контрреволюционную деятельность (отчасти это делалось для того, чтобы избежать союза белогвардейцев с немцами).
Позже Франция отправила 500 своих офицеров в Россию обучать бойцов Красной армии военному ремеслу (решение было принято из-за ошибочной уверенности в том, что большевики вновь объявят войну Германии). Дальше всех зашел президент США Вильсон, в один прекрасный день предложивший отправить 100 000 американских военнослужащих в Россию в роли наблюдателей на «свободных выборах»!
Заявления об «изоляции Советов», по крайней мере в экономической сфере, явно преувеличены: Ленину, по мнению Сервиса, пусть и на короткий срок, но пришлось отказаться от своих убеждений и временно (ради выживания) объявить нэп. Во время голода большевики вынуждены были принимать продовольственную помощь от США.
Представления об осажденной крепости далеки от реальности, уверяет Сервис: Советы активно занимались налаживанием связей с Западом, а их агенты влияния (Адольф Иоффе, Максим Литвинов, Лев Каменев и др.) прекрасно договаривались с капиталистами о торговых контрактах. Этим же занимались и высокопоставленные советские чиновники непо-средственно в Москве.
«Заместитель наркома Карахан вежливо поинтересовался у Локкарта — что могут потребовать Британия и Япония за отказ от продолжения интервенции? Он утверждал, что американцы вообще не вызывают беспокойства у коммунистического руководства страны, поскольку они, дескать, не проявляли особого интереса к интервенции. По его словам, силы французов слишком истощены, чтобы их можно было считать серьезной угрозой. Кремль был готов предложить коммерческие концессии Британии, США и Японии в обмен на обещание вывести свои войска. Москва даже была готова найти приемлемый почетный вариант вывоза чешского корпуса, а именно предоставить возможность беспрепятственного вывода войск с территории России. Эти беседы продолжались в период с 15 до 25 сентября 1918 года».
В 1921 г., после завершения Парижской мирной конференции, поражения белогвардейцев и краха коммунистических восстаний в Европе, советское правительство приняло новую экономическую политику Ленина. На смену экспорту революции пришла обычная торговля. В соответствии с подписанными договорами Россия поставляла Западу говядину и сельдь, а Запад — трактора и обувь в обмен на большевистское золото.
Локкарт и другие
Советская версия «заговора Роберта Локкарта» (или «заговора послов») отлично освещена в исторической литературе: по данным ВЧК, дипломатические представители Великобритании, США и Франции летом 1918 г. организовали заговор с целью свержения и ликвидации большевистской власти. Глава британской миссии Локкарт пытался подкупить охранявших Кремль латышских стрелков, совершить переворот, арестовать Ленина и Троцкого. В ночь на 1 сентября Локкарт был арестован, но очень скоро выпущен на свободу и выдворен из страны.
Долгие годы британское правительство решительно опровергало эту версию, называя «заговор Локкарта» «грязной советской пропагандой». Тем не менее Роберту Сервису в начале 2011 г. удалось найти среди рассекреченных документов британского МИД депеши Локкарта и письма его сына. Документы, считает историк, убедительно подтверждают правдивость советской версии событий 1918 г.
Так, Локкарта направили в Москву для предотвращения заключения большевиками сепаратного мира с немцами. Судя по его сообщениям, он занимался именно тем, что ему вменяли в вину чекисты. В частности, действительно запрашивал у своего руководства деньги на подкуп латышских стрелков. Документы свидетельствуют: Британия летом 1918 г. действительно вела подрывную деятельность на территории Советской России.
Провал, по мнению Сервиса, был закономерным: «Всю жизнь Локкарта неудержимо влекло к невротическим представительницам высшего общества, жаждавшим отбросить в сторону оковы условности. В российской элите таких особ было предостаточно, и молодой шотландец, не теряя времени, завел адюльтер с представительницей одной из наиболее известных семей Москвы. Прослышав об этом, посол Бьюкенен предупредил Локкарта, что посольство не может позволить себе оказаться замешанным в подобном скандале на территории страны своего союзника».
Стиль Роберта Сервиса вообще отличается необычайно яркими, живыми и меткими характеристиками исторических персонажей. Никто не ускользает от внимания исследователя и его острого языка. Вот что, на-пример, он пишет о Сиднее Рейли.
«В 1918 году шпионажем и подрывной деятельностью в России занимались весьма колоритные личности, но по степени колоритности никто не мог сравниться с Сиднеем Рейли, прибывшим весной 1918 года в британскую дипломатическую миссию. На протяжении всей своей жизни он рассказывал о себе совершенно противоречивые вещи. Вполне вероятно (но достоверно это никому неизвестно), Сидней был выходцем из Украины с еврейскими корнями. По некоторым данным, настоящая фамилия легендарного шпиона была Розенблюм. Тем не менее все свои коммерческие дела он вершил под фамилией бывшей супруги Маргарет Рейли. Женщины считали его привлекательным, а он пылко отвечал им взаимностью. Его страстно влекло к модной одежде, самым роскошным отелям, элитным сигарам. Кроме того, он коллекционировал вещи наполеоновской эпохи. Рейли умел прекрасно манипулировать людьми и в бизнесе вел себя подобно алчному воротиле, меняя деловых партнеров словно перчатки. Говоря откровенно, Сидней Рейли был маниакальным аферистом».
О Ленине: «Ленин отличался малым ростом, педантичностью и нетерпеливостью. Стоя погрузив два больших пальца в карманы жилетки, временами он походил на разгневанного воскресного проповедника. Складывалось впечатление, что на любой сложный вопрос существует только один ответ — его ответ. Ленин был азарт-ным игроком, всецело доверявшим своей интуиции. Обретение власти лично для себя и партии большевиков было, конечно, важно для него, но идея достижения революционной диктатуры ради свержения мирового капитализма и империализма была ему гораздо дороже».
О поездке Ленина поездом из Цюриха в Данию и Швецию в 1917 г.: «Холодным утром 9 апреля у железнодорожного вокзала Цюриха собрались 32 политических изгнанника, главным образом большевики. Ленина сопровождала его супруга Надежда и главный адъютант Григорий Зиновьев. В состав группы входила и Инесса Арманд — бывшая любовница Ленина, а Радек, славившийся скабрезным остроумием, непрестанно отпускал шутки по этому поводу с того момента, как поезд тронулся. Веселье ощущали практически все, кроме Ленина, обратившего внимание на шум, доносившийся из соседнего купе, где непрестанно резвились Радек, Инесса, Ольга Равич и Варвара Сафарова. Ольга отличалась чрезвычайно пронзительным голосом, и Ленин угрюмо вытащил ее в коридор, но ее спасли соратники по веселью. Он тотчас потребовал от них вести себя потише. ...Он тотчас отчитывал любого, осмелившегося закурить, а когда увидел очередь в туалет, то немедля ввел билетную систему посещения этого заведения. Это решение немного улучшило его настроение, но не надолго: вскоре он обнаружил, что Радек посещает туалет, чтобы покурить трубку. Последовало очередное выяснение отношений».
Роберт Сервис, выдающийся разрушитель исторических мифов, и в новой книге не изменяет себе — он доносит до читателя только проверенную и доказанную историческую правду. На этот раз его внимание привлекли интриги и промахи правительств западных государств, допущенные ими на заре становления советской власти.
Большевики уверяли: «красный террор» спровоцирован иностранным интервенциями и вмешательством в дела государства. Действительно, соглашается Роберт Сервис, Британия и другие страны Запада вели активную подрывную деятельность против молодой республики, пытаясь удушить ее в колыбели. Но вся последующая история коммунизма, по словам автора, убедительно доказывает — террор был одним из ключевых компонентов марксистско-ленинской идеологии.
Что ж, из истории не вычеркнешь 1937 г. Как, впрочем, и самого марксизма и неповторимой эпохи, открытой им в истории человечества.