Отсутствие у русских своего государства - главная национальная проблема, которую не решит никакой Миннац
Нужно ли России ведомство по вопросам национальностей? Спор оживился после того, как Владимир Путин в своей статье по национальному вопросу осторожно намекнул, что таковое может быть создано.
Правда, Миннац (министерство по делам национальностей) уже существовал в 90-е годы прошлого века и зарекомендовал себя как учреждение бессмысленное. В самом деле, чем может заниматься подобное ведомство в России? Межнациональными проблемами? Они и впрямь есть, но их решение требует политической воли на высшем уровне. Взаимодействием с национальными республиками? Но они, будучи субъектами Российской Федерации, имеют возможность выходить непосредственно на уровень правительства или Администрации Президента. Понятно, что такие лидеры, как Шаймиев или Рахимов, не нуждались в «прокладке» в лице Миннаца для контактов с федеральным центром. Не нуждаются в ней и их преемники.
В итоге Миннац, в том виде, в котором он существовал ранее, превратился в теплое место для отставных чиновников, уважаемых людей с Кавказа, а также бывших политиков, которых на высшие посты назначать нельзя, а уволить жалко.
Представительство регионов в нашей стране осуществляет Совет Федерации, верхняя палата нашего парламента. Устроен он вполне разумно: в него назначаются по два представителя от каждого субъекта Федерации. Тем самым обеспечивается равноправие субъектов, вне зависимости от того, являются они национальными республиками или обычными областями.
Сейчас появилась идея создать при президенте коллегию, состоящую из представителей национальных республик, федеральных национально-культурных автономий и представителей министерств. Но идея эта опасная. Во времена Горбачева уже существовал Совет Федерации СССР (не путать с верхней палатой российского парламента). Этот орган состоял из президента СССР и президентов союзных республик. Совет Федерации СССР сыграл выдающуюся роль в развале Советского Союза, ибо СССР состоял из национальных республик, и его глава не мог опереться на обычные регионы.
Если сейчас создать коллегию из представителей национальных республик, их лоббистский потенциал увеличится, но будут ущемлены права обычных краев и областей, населенных русскими. Ведь у нас по традиции игнорируются права русских, хотя русский вопрос представляет собой важную часть всех национальных проблем России.
Значит, опять возникнет противостояние по линии «русские области – национальные республики», и ни к чему хорошему это не приведет. Сам принцип национального представительства порочен. Любое современное государство создается на базе нации, т. е. сообщества людей, объединенных равными правами.
У нас же все время стремятся поделить национальности таким образом, чтобы права и обязанности у них были разные. И потому все время сталкиваются с национальными проблемами. Та модель национального строительства, которая досталась нам от прошлого, предусматривает постоянное сталкивание лбами русских и других народов страны, в соответствии со старым римским принципом «разделяй и властвуй». Но разделение подрывает базу государства.
Современная Россия устроена так, что национальные республики в ее составе имеют статус государств соответствующих народов. Более того, в их Конституциях подчеркивается, что в рамках той или иной республики осуществлено право на самоопределение. Право на самоопределение дается каждому народу международным законодательством. Получается парадокс: многие народы России «самоопределились» в ее составе, создав национальные республики, другие – создав национально-культурные автономии. Такая автономия – форма общественной организации, отстаивающей права того или иного народа на всей территории страны. Есть народы, у которых имеются и республики, и автономии.
А вот русские… У русских нет собственной национально-культурной автономии: она запрещена для народов, составляющих большинство, законодательством страны, а поскольку большинство составляют русские, федеральной национально-культурной автономии у нас нет. Нет у русских и собственной национальной республики на территории России. И сама Россия юридически не имеет никакого отношения к русским. Например, получить российский паспорт для зарубежного русского мудрено. В то же время поволжский немец может легко репатриироваться в Германию только потому, что его предки приехали в Россию при Екатерине II. То же касается евреев, которых с радостью принимает Израиль, да и многих других народов.
Получается, что русские – бездомные. Нынешняя Россия с юридической точки зрения не является русской национальной «квартирой», государством, в рамках которого русские осуществили бы право на национальное самоопределение. Это и делает национальный вопрос в РФ таким острым. Почему, собственно говоря, русские лишены своей государственности?
Рационального ответа на этот вопрос нет. Обычно говорилось, что «другие народы не согласятся», и будет война или какие-то иные ужасы. Но недавно чеченский парламент был уже почти готов признать за русскими статус государствообразующего народа России, и лишь вмешательство федеральной власти заставило чеченцев отказаться от их намерения. Выходит, дело не в противодействии повышения статуса русских со стороны других народов, а в чем-то другом.
Дело в самой модели национальных отношений, когда у одних народов есть собственные национальные республики и государственность, а за другими это право не признаётся. В результате получается парадокс. Одни народы (те, у которых есть республики) имеют в России свой национальный дом и одновременно статус учредителей Федерации в целом. А у других, таких как русские, нет ничего – ни республик, ни статуса учредителей государства.
Эта ситуация явно ненормальная. Получается, что русские – крупнейший безгосударственный народ мира: ведь у прочих больших народов своя государственность имеется. Понятно, что Китай – государство китайцев, Япония – японцев. А вот про Россию сказать, что это – государство русских, нельзя.
Это и есть наша главная национальная проблема, которая не может быть решена никаким министерством по делам национальностей. Миннац может проводить только фольклорные фестивали да совещания на тему дружбы народов. Дело, безусловно, хорошее, но в современном обществе малозначимое. Национальный вопрос, вопрос о положении русских, может быть решен только на конституционном уровне. Если будет созвано Конституционное собрание, проблема может быть решена им.
А если не рассматривать национальную проблему всерьез, на уровне высшего руководства, создание всякого рода коллегий по национальным вопросам или новых вариантов Миннаца будет как мертвому припарки. Просто откроется еще одна небольшая кормушка для чиновников, которых в России и так предостаточно.
Святенков Павел, km.ru