На протяжении нескольких последних лет бизнес, политические элиты Украины, экспертное сообщество страны были так увлечены внутренними разборками, что перестали следить за тем, что происходит в мире. Стандартным побочным увлечением, обращенным во внешний мир, было более или менее активное (в зависимости от того, какая из элит оказывалась в данный период наверху) "бодание" с Москвой, что являлось при любой украинской власти неотъемлемой частью "национальной идентичности".
Жесткий "оранжевый" вариант предполагал внешнее управление Украиной прямо из Вашингтона (как Грузией при Саакашвили) и неизбежный катастрофический финал. Более мягкий сценарий — это стратегия "пророссийской" Партии регионов, то есть "наша цель — … Евросоюз". По мере того как внешнеполитическая активность США приносила все более и более неприглядные плоды, терял свою популярность в народе и незатейливый подход поведения нового независимого государства на мировой арене, заключавшийся в слепом следовании страны в фарватере Вашингтона.
Но что касается светлого образа Евросоюза как пространства всеобщего благоденствия, до недавнего времени это клише оставалось главной иконой, образом идеального общественно-политического и экономического устройства, образцом для подражания и вожделенной целью для Украины. Пусть не в ближайшей перспективе, так хотя бы в обозримом будущем ("Не наши дети, так наши внуки будут жить при… Евросоюзе"). Но в последние годы не только в США что-то надломилось, но и в ЕС дела как-то не заладились.
Однако если политическими проблемами граждан Украины не напугать, то экономические неурядицы Старого Света — это то, что в глазах рядового украинца подрывает всю "легитимность" ЕС как примера для подражания в деле государственного строительства или как клуба, за членство в котором стоит заплатить любую цену. Положим, это "временные трудности", которые вскорости будут блестяще преодолены. А если нет? В общем, не прошло и трех лет, как украинское экспертное сообщество стало подозревать, что в Евросоюзе что-то неблагополучно. Вот одно из косвенных свидетельств возникших подозрений…
В середине февраля украинский политолог Дмитрий Выдрин в разговоре с корреспондентом "Росбалта" раскрыл секрет, в чем, на его взгляд, состоит сложность российско-украинских отношений. Выдрин считает, что "Россия так и не создала модель, которая была бы привлекательна для Украины". По его словам, речь идет о моделях, которые строятся на негласных договорах между властью и обществом.
"Суть в том, что Россия не смогла создать модель, которая была бы привлекательна для украинской элиты и украинских граждан. Привлекательность США строится на негласном договоре, согласно которому, стоимость недвижимости всегда будет расти, а кредитная ставка — падать. Второй пункт американского негласного договора касается того, что лучшие и самые выгодные инвестиции — это инвестиции в образование. Но в тех же США этот негласный договор сегодня нарушен, и многие проблемы в стране происходят именно из-за этого", — развил свою мысль эксперт.
"Россия пыталась найти свой негласный договор с народом. Он мог бы включать, что качество труда будет расти, что труд будет технологичен, что благосостояние будет расти. Но в России так и не смогли этот договор заключить. В результате Украина утратила интерес — она находится в недоумении сегодня. Ведь в ЕС и США негласные общественные договоры рушатся, а российский договор так и не создан. В итоге Украина "зависла"", — добавил политолог.
"Любая страна стремится туда, где есть явные и неявные привлекательные условия. А сейчас та ситуация, когда нет геополитического идеала. Вот и Украина не понимает, куда прислониться, что является ее горизонтом. В итоге Украина уйдет к тому, кто первый восстановит привлекательный общественный договор между властью и обществом", — завершил свою мысль Дмитрий Выдрин.
Пассаж украинского политолога выглядит здравым по форме и интересным по содержанию, поэтому заслуживает хотя бы краткого анализа. Прежде всего, мимоходом отметим, что если договор негласный, то крайне затруднительно будет предъявить его властям как юридически обязывающий.
Поэтому если в общественном мнении некой страны и возникло на определенном этапе ощущение, что такой негласный договор существует, то власть всегда может занять следующую позицию: раз у народа возникло такое ощущение, то пусть он с этого ощущения и спрашивает. И обычно власть так и поступает. В этом смысле украинский эксперт несколько идеализирует американские порядки.
Что касается негласного общественного договора, существующего (существовавшего?) в ЕС, Дмитрий Выдрин никак его не обозначил, но отметил, что и там он рушится. Как следствие, вожделенная цель при ближайшем рассмотрении уже кажется не такой желанной, как выглядела раньше, и прислоняться к ней хочется уже не так сильно, как это было прежде. Выход? Подождать, пока в поле зрения не появится новый привлекательный объект.
Президент Украины Виктор Янукович демонстрирует публике решимость действовать именно таким образом. В интервью украинскому телеканалу "Интер" президент страны попытался ответить на вопрос, какое все-таки направление выберет Украина — Евросоюз или Таможенный союз?
Ответ вышел следующим: "Мы приняли решение, и у нас подготовлены документы, которые, я убежден, будут проходить процесс ратификации в ЕС. Это соглашение об ассоциации, соглашение о создании зоны свободной торговли. Что касается российского направления — мы посмотрим, как наши коллеги, которые объединились в Таможенный союз, какие они будут через год-два уже после вступления во Всемирную торговую организацию, какие они будут иметь там достижения".
В переводе с русского на русский это означает, что Украина под руководством Януковича достигла заметных успехов в процессе евроинтеграции. А получится ли что-то стоящее у России, это еще надо будет посмотреть. Если будет выходить что-то интересное, то Киев подумает, стоит ли в этом проекте поучаствовать или лучше будет остаться в стороне.
Нельзя хотя бы вкратце не отметить некоторую неадекватность восприятия сложившейся в мире ситуации со стороны как высшего руководства Незалежной, так и не самых глупых представителей украинского экспертного сообщества. С их точки зрения, ситуация представляется следующей.
Украина объявила конкурс на лучшие интеграционные проекты. В числе основных претендентов на главный приз — Вашингтон, Брюссель, Москва. Первые два соискателя — лидеры. Некоторое преимущество демонстрирует то один, то другой из этой пары. Третий — аутсайдер. Но если напряжется, поработает над собой, над имиджем, предложит разного рода "интересные варианты", то и он может рассчитывать на благосклонность высокого жюри.
Можно было бы согласиться с таким подходом, если бы не несколько объективных обстоятельств. Говоря образно, ждать у моря погоды может быть оправданным в условиях, когда никуда не торопишься, во-первых, и крепко стоишь на ногах, во-вторых. Как сложится в будущем — Бог весть, но в настоящее время, оценивая ситуацию объективно, следует констатировать, что, по меньшей мере, в экономическом смысле Украина крайне зависима.
Зависима от условий поставок энергоресурсов, во-первых, и от возможности реализовывать свои товары на внешних рынках, во-вторых. Например, как выяснилось в ходе "сырной войны", половина производимого на Украине сыра до начала кисломолочных "боевых действий" реализовывалась на российском рынке.
Не вдаваясь в детали, приведем всего два-три тренда, сформировавшихся в экономике Украины в последние годы. Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения с учетом паритета покупательной способности по итогам 2011 года составил для Украины 7200 долларов. Для сравнения: в странах Таможенного союза за тот же период соответствующий показатель составил для Казахстана 13000, Белоруссии — 14900, России — 16 700).
Далее… ВВП Украины в 2009 году рухнул на 14,5 процента, в 2010 — вырос на 4,2 процента, по итогам 2011 года рост составил 4,7 процента, прогноз на текущий год — меньше четырех процентов. Очевидно, что при сохранении текущего тренда Украина не имеет шансов выйти на уровень Казахстана и Белоруссии, по крайней мере, в ближайшее десятилетие.
Динамика внешней торговли… В 2010 году экспорт страны равнялся 52,19 миллиарда долларов, импорт — 60,9 миллиарда (то есть дефицит — более восьми миллиардов). В прошедшем 2011 году экспорт вышел на уровень 60,67 миллиарда долларов, а импорт вырос до 72,08 миллиарда (дефицит — более 11 миллиардов долларов). Может, дефицит внешней торговли компенсируется притоком инвестиций? Если в 2010 году дефицит счета текущих операций был минус 2,884 миллиарда, то в 2011-м он "подрос" до минус 5,695. В общем, как говорил Ослик Иа, и с этой стороны — ничуть не лучше.
Можно было бы, конечно, попробовать свалить все на "оранжевых" — тем более, что дров они наломали предостаточно. Взять хотя бы условия вступления Украины в ВТО, и к каким последствиям уже сейчас привел этот феерический успех в деле интеграции Незалежной в мировую экономику. Но команда Януковича уже два года при власти…
В конце прошлого года Украина еще глубже евроинтегрировалась, вступив в Зону свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. При этом для Украины на европейском рынке сохраняется квотный принцип, а рынок Незалежной еще больше открывается для европейских товаров и услуг. По убеждению вменяемых экспертов, ЗСТ с Европейским Союзом будет понижать ВВП Украины на 1,5 процента ежегодно.
Так, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец прогнозирует, что "члены Евразийского союза будут смягчать негативные последствия такого шага Украины посредством введения изъятий в рамках ЗСТ СНГ с Украиной… Будут вводиться защитные меры, а также меры технического регулирования. В результате этих мер и увеличении объемов импорта из стран ЕС на Украину составит 15 процентов. И это компенсируют некоторые объемы увеличения экспорта, что планируется на уровне 10 процентов".
С точки зрения украинских национальных интересов, игнорирование российских предложений и упорное движение на Запад логического объяснения не имеет. В политологической среде существует предположение, что украинские олигархи боятся "недружественного поглощения" российским бизнесом. Но тогда непонятно, почему игнорируется угроза с другой стороны. В отношениях с Европой в частности и с Западом вообще, как показывает опыт, Украина является объектом диктата и никак иначе. В отношениях с Москвой, надо признать, Киеву в последнее время тоже приходится непросто, но все же возможности для сотрудничества остаются.
Команда Януковича напоминает растерявшуюся обезьяну из бородатого анекдота. Разорваться не получается, поэтому время от времени нужно делать выбор. Пока все выглядит так, что представители окружения Януковича заглянули внутрь себя и пришли к выводу, что они-таки больше красивые, чем умные. Но осознание того, что ты неумный, еще не делает автоматически красивым. Видимо, все же решено было, что красота даст возможность в Европе что-то поиметь. Однако не вышло бы все наоборот.