Русский нужно поприжать, придавить, а лучше под корень вырубить, иначе он, как более сильный, забьёт, заглушит язык украинский - эта точка зрения на незалежной, похоже, все же возобладала.
Сегодня на Украине повсеместно закрываются русскоязычные школы, искореняются русские факультеты в вузах, дошкольное воспитание переходит на украинский язык…
Украина строит национальное государство, поэтому в фундаменте у неё должен быть свой язык, своя литература, прочие языки, прочая литература – всё иностранное, пусть знают своё место, живут в своём углу, на своей полке. Это - позиция. Дискриминационная. И она возобладала. Но есть и другая: русский язык – родной язык для миллионов граждан Украины и он должен свободно развиваться. Украинская организация «Русскоязычная Украина» сформулировала это так: «Русскоязычные граждане Украины – коренной государствообразующий этнос страны».
От этой истины отмахиваются власти предержащие.
С русским языком ведётся настоящая война на уничтожение. Все понимают при этом, что на месте рощи, среди пеньков, вряд ли когда вырастет нечто сопоставимое, скажем, с Гоголем, ивестными киевлянами – Булгаковым, Волошиным, Ахматовой…
Изничтожая русский язык ему словно бы мстят. За что мстят? За совестливую, исповедальную традицию, воспринятую от святотеческой литературы, за высоту мысли и мощь великих писателей?
Война на истребление – по человеческим законам – преступление.
Когда-то знаменитый и миллионами любимый поэт Андрей Вознесенский выдохнул: «Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература – отечественная война». Было актуально в 1970-е, актуально и ныне.
На войне как на войне
Действительно, проигрываем. Стратегически. Иные русские, в том числе и литераторы, дезертировали или сдались в плен, в плен пошлости и конъюнктуры, а то и создали свой «власовский» отряд, приветствуя злодейское уничтожение русской соловьиной рощи. С оранжевых времён даже завелось выражение: «русскоязычный украинский националист». Об этом заявляется с гордостью. Мол, сам-то ещё так себе, «говорю и пишу по-русски, а дети уже растут настоящими украинцами! Правда смущает, что они вообще ничего не читают, но такое время – время даунов!» И это объяснимо. Нокдаун, который переживает русская культура, к иному привести не мог.
Очень похоже, что существует и самый настоящий заговор против русского языка. Эффективно реализуемый. И это понятно. Ужас у мировой закулисы вызывает одна лишь мысль, что спасительная идея единства Русского мира может возобладать. В пользу заговора говорит немало, судя по международной «нулевой реакции», есть «внутренний» факт.
Отблеск сребреников
Лет 15 назад отчего-то порадовало, что первым замом в МИДе РФ, «курирующим Украину», стал Борис Пастухов, респектабельно выглядевший человек, некогда возглавлявший ВЛКСМ. В ту пору миллионы русских ждали, что Россия, её руководство, вспомнит о них, ведь не может же быть, что бросили, забыли… В каждом назначении хотелось видеть добрый знак.
Время шло. Забылось это назначение, как и многие иные. Но вот недавно, в феврале 2012-го на торжественном приёме в Киеве в честь 20-летия установления дипломатических отношений между Украиной и Российской Федерацией вновь возник Борис Пастухов. И слово молвил. Он с удовлетворением, как передают СМИ, сообщил, «что хотя некоторые российские политики тогда (в 1997, при составлении «Большого договора») "риторически рассуждали о том, что на Украине должно быть два государственных языка", МИД РФ имел совсем иную позицию - практически совпадавшую с позицией украинских националистов. "Тогдашний министр иностранных дел Евгений Максимович Примаков и ваш покорный слуга понимали, что в любом нормальном цивилизованном государстве должен быть один государственный язык"».
Не верится, что Пастухов никогда не слышал о том, что есть государства, в которых действуют несколько официальных языков и при этом никто эти страны не считает невменяемыми.
Послужной список этого человека показывает, что он некоторое время состоял советским послом в Дании. Казалось бы, не мог он там не узнать, что в соседней Финляндии два государственных языка – финский и шведский, а саамский язык обладает особым статусом… Впрочем, это могло и ускользнуть. Но то, что в Швейцарии четыре официальных языка – немецкий, французский, итальянский и экзотический романшский (носителей 39 тыс. чел.), кажется уж точно всем известно… В Афганистане же, где Пастухов так же трудился в качестве посла, по конституции два официальных языка, но, кроме них, официальными признаны ещё пять. Да и в той же упомянутой Дании, кроме государственного, официально действуют т.н. региональные языки, действуют непритесняемо…
Изнутри
На протяжении 20 лет каждые выборы (а их на Украине столько уже было!) какая-нибудь «политическая сила» непременно разыгрывала русскую карту, ратуя за русский язык. Так получил президентское кресло Л. Кучма. Так же получил его и В. Янукович.
Все два года правления Януковича русскоязычная Украина ждёт, когда он выполнит своё обещание и «узаконит» русский язык – найдёт способ придать ему статус официального или второго государственного. Теперь, с надеждой, кажется, можно проститься.
Недавно заместитель председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде, член парламентского комитета по вопросам культуры и духовности, член Временной следственной комиссии ВР по вопросам расследования случаев цензуры в средствах массовой информации, член Комитета по вопросам сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом Владимир Зубанов заявил, что пересмотрел свою точку зрения относительно языковой ситуации на Украине, «присмотревшись» к опыту двуязычной Канады. Этот опыт его не удовлетворил, так как во франкоязычном Квебеке «попахивает сепаратизмом». И вот член комитета «по духовности» призывает: «Не надо выпендриваться, что мы не понимаем украинский язык и не хотим его понимать. Ничего страшного, если документы будут на украинском языке. Есть государство Украина и есть государственный язык – нужно его знать…» И: «Украинский язык в силу политических, этнических, социальных, юридических реалий должен остаться единственным официальным языком».
На вопрос, кто виноват в том, что русскоязычную часть Украины постоянно «лохотронят» (выражаясь современным политическим языком), приходится ответить: сами. Потому что не сумели создать устойчивую к катаклизмам соответствующую силу. Да и не дали, конечно. Тем не менее, поиск лидера продолжается.
В поиске
В той же Партии регионов есть и другое мнение, отличное от зубановского. Один из немногих, кто его продолжает отстаивать – секретарь Донецкого горсовета Николай Левченко. Он прокомментировал откровения Зубанова: «Русский язык непременно должен быть государственным языком. Разговоры о том, расколет или не расколет (Украину) - это все гипотезы. Это глупости. Никого не раскололо многоязычие в Швейцарии или в любой другой стране».
Депутат считает, что предоставление русскому языку статуса государственного будет для нашего государства демократическим шагом, который однозначно укрепит страну, ее целостность.
«Очень много людей, которые думают, говорят на этом языке, и они должны иметь равные права с теми, кто думает и говорит на украинском языке. Более того, может быть, надо еще какому-то языку дать статус официального…», - пишет он.
Известный политолог, директор Киевского института политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский так отозвался о переориентации Зубанова: «Думаю, что это высказывание - это частная инициатива Зубанова. Он часто выступает как дурачок на тему как бы объединения Украины… Сегодня даже в украинской столице только шесть русскоязычных школ, хотя на русском говорит добрая половина Киева. Подобные вопросы только унижают русскоязычное население Украины, поэтому раз и навсегда этот вопрос нужно закрыть принятием соответствующего закона, который бы не дискриминировал русскоязычных. Я считаю, что украинская культура может быть и на русском, и на украинском языке. Вот моя точка зрения».
Общественная организация «Русскоязычная Украина», возглавляемая депутатом ВР Вадимом Колесниченко, указывает, что по данным последней переписи населения русский язык назвали родным более 14 млн. граждан Украины, это около 30% населения. Из них этнических русских – 56 %.
Исследования показали, - сообщает сайт «Русскоязычная Украина», что «на русском дома говорит столько же, сколько и на украинском», при этом 86% русскоязычных граждан, абсолютное большинство, воспринимают Украину как свою Родину».
По идее, делом спасения русского языка на Украине должно бы озаботиться и мировое сообщество литераторов, помня слова Томаса Манна, одного из учредителей ПЭН-клуба, что более высокой человечности, чем в русской литературе, «не было нигде и никогда». Манн назвал русскую литературу «священной литературой».
А на Украине, тем временем, библиотеки ежегодно отправляют на утиль тысячи томов русской литературы.