Среди наиболее интересных, на мой взгляд, публикаций № 1-2 (589) еженедельника «2000» за текущий год – статья Алексея Попова «Пределы возможного». Её тема обозначена в подзаголовке («Чего русская культура не смогла дать русским людям»).
НЕРУСЬ vs РУСЬ
Как водится, с первых же строк уважаемый автор задаёт параметры обсуждения заявленной темы: «Раз государство стремится ограничивать определённые язык и культуру, то разве не потому, что в них содержится некая антигосударственная сила?». Вопрос сугубо риторический. Русская культура действительно обладает колоссальным потенциалом антиукраинскости. Дело в специфическом содержании русской культуры. Как и любая национальная культура, наша светится par exellence отражённым светом вполне определённого религиозного культа. Более того, классическая русская культура – это единственная национальная культура мирового уровня, которая ретранслирует вовне фундаментальные смыслы Православия. Отсюда её популярность в странах христианской ойкумены.
Будучи укоренённой в древней Киевской купели, русская культура XVIII-XX веков в равной мере творилась выходцами из Великороссии и Малой Руси (как и Белой Руси). Поэтому она является родной и для пока ещё большей части населения современной Украины, поглотившей и Малороссию, и Новороссию. В этих условиях собственно украинская национальная культура вынуждена самоутверждаться на фоне богатейшей имперской культуры. Благодаря современным информационным технологиям пресечь доступ к ней невозможно в принципе. Победить же её в честной конкурентной борьбе реально лишь одним-единственным способом - создав артефакты, которые затмят собою вершинные достижения русской культуры. Или хотя бы станут вровень с ними.
Теоретически задача как будто бы вполне достижимая. Ну а практически… До сих пор украинский национальный дух – ни здесь у нас, ни в «діяспорі» - так и не создал ничего, что можно было бы поставить рядом с наследием Гоголя, Достоевского, Булгакова, Ахматовой etc. И это при том, что в украинской культуре были и присутствуют весьма незаурядные таланты (уровня, скажем, Бориса Олейника). Однако произведения, которые в местной титульной культуре имеют статус непревзойдённых шедевров, в чисто художественном плане «весят» не больше, чем добротные произведения второго-третьего ряда «у москалей».
Что же это за причина такая роковая? Ответить на этот вопрос можно, лишь поняв, отражённым светом чего светится украинская культура. Светится же она почти вся идеей «окремішності», принципиального отторжения от всего русского (в т.ч. и в особенности от малорусского и малороссийского). Отсюда небезызвестный клич «геть від Москви». Инкарнацией этой идеи является «самостійна Україна» во всех её прошлых, настоящих и грядущих обличьях. То есть некое государство с присущей только ему метафизикой и духовной доминантой.
Как известно, русский национальный идеал – это мироспасительный идеал Святой Руси как Земного Престола Живоначальной Троицы. Идеал же «свідомих» - т.н. «українська Україна». Причём реализовать себя он настойчиво стремится не иначе как в ипостаси бандеровской УССД. То бишь тоталитарного этнократического (проще говоря, неонацистского) режима с фюрером-«провідником» во главе.
Итак, на одной чаше весов – традиционная русская духовность, пропитанная светом Христовым («и милость к падшим призывая»), на другой – сатанинская антидуховность («і вражою злою кров’ю волю окропіте!»). Тот факт, что «свидомые» любят напоказ осенять себя крестным знамением (и вообще демонстрировать экзальтированную набожность), не должно вводить в заблуждение. Все они – паства самосвятских раскольничьих группировок, не признанных ни одной из Поместных Православных Церквей.
В свете всего сказанного выше берусь утверждать, что, т.н. «украинская национальная идея» выведена с одной-единственной целью – помочь глобальной «тайне беззакония» сокрушить государственность исторической России – эту внешнюю ограду вокруг Церкви Христовой. Подобно раковой опухоли, проект «Юкрейн ltd» погибнет вместе с организмом, в тело которого он имплантирован. Ибо сама по себе Украина мировой закулисе не нужна, не интересна. Это всего лишь инструмент умерщвления русского народа. Надеюсь, впрочем, что с помощью Божией живая Русь найдёт в себе силы изболеть эту пагубу*.
Пока неведомо, как именно сие произойдёт. Однако для таких, как ваш покорный слуга, непреложным представляется предсказание св. праведного Иоанна Кронштадтского: «Я предвижу восстановление мощной Руси, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, - по старому образцу; крепкая своею верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету св. князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь; она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
ПОРТРЕТЫ В ИНТЕРЬЕРЕ «НЕНЬКИ»
Столь обширное предисловие понадобилось мне для того, чтобы наглядно обрисовать истоки ментально-психологических различий между т.н. «украинскими национал-патриотами» и активом русских организаций Украины. Среди актива последних – люди совершенно разных темпераментов, профессий, образовательного ценза. Однако субъектов с петушиной драчливостью лично я за все 20 лет работы в этих организациях почти не встречал. Всё больше люди интеллигентные, сдержанные. Не склонные к факельным шествиям, призывам посадить оппонентов «на ножі» и прочим проявлениям девиантности. Чего, увы, не скажешь о множестве поборников украинского интегрального национализма. Этих начинает корчить и «колбасить» при одном лишь виде ненавистных им представителей, как они обычно говорят, «п’ятої московської колони».
Это я к тому, что «каков поп, таков и приход». Падать куда проще, нежели подниматься ввысь. Пестовать в себе злобу и ненависть к «чужинцям», распаляясь тёмными страстями, сбиваться в уличные стаи, дабы громить «ворогiв» - удел духовно ущербных, закомплексованных существ. В чём они и впрямь преуспели, так это в тотальном разрушении нашей с вами среды обитания. Это касается прежде всего дискриминации русского населения в гуманитарной сфере. Причём удовлетворения всех своих требований профессиональные украинцы добились исключительно путём наглейшего обмана избирателей (посулы Ющенко в октябре-ноябре 2004 года насчёт свободы для русского языка), равно как и шантажа. Дескать, если власть не капитулирует, устроим массовые беспорядки, как это было, к примеру, после обнародования проекта закона «О языках в Украине», внесённого в Верховную Раду народными депутатами С. Гриневецким, А. Ефремовым и П. Симоненко. Перед такой угрозой власть всегда малодушно пасует, т.к. отлично знает: «бокотяги» непременно подтянут в Киев агрессивно-хулиганскую тусовку, способную устроить в центре стольного града кавардак. Да и коллективный Запад неизменно будет на стороне «протестувальників», какие бы правонарушения и преступления те ни совершили.
ГЕНОФОНД, А НЕ КУЛЬТУРА
Но вернёмся к статье Алексея Попова. Рассуждая о дефектах общественной самоорганизации русских, публицист констатирует: «… народу для сохранения своей особости оказываются важнее не Бетховены и Пушкины, а патриархальные традиции, наличие родоплеменных, клановых связей и многие другие элементы из разряда тех, которые пренебрежительно именуют дикостью… А вот представители цивилизованных народов утратили такую традицию… Идентификацию у них формируют государственные институты, и если представители этих народов оказываются за пределами государства, то ни многочисленность диаспоры, ни вклад в создание мировой культуры не препятствуют ассимиляции».
Из логики рассуждений г-на Попова следует: чем изысканней и утончённей та или иная национальная культура, тем больше у данной нации шансов, во-первых, ассимилироваться в условиях диаспоры, во-вторых, проиграть другим этносам («диким, варварским») в конкурентной борьбе за жизненные блага, идущей на исконной государственной территории этой нации. В качестве наглядной иллюстрации своих тезисов автор «Пределов возможного» приводит пример практически полного растворения некогда крупнейшей по численности немецкой диаспоры в англоязычном «плавильном котле» США, а также пример нынешней экспансии кавказских родоплеменных сообществ на территории РФ.
Экстраполируя наблюдения одного из ведущих публицистов еженедельника «2000» на официально всё ещё 8-миллионную русскую общину Украины, поневоле склоняешься к выводу: в силу отсутствия у нас тех специфических навыков самоорганизации, которыми сполна обладают, скажем, чеченцы или албанцы, русские обречены на постепенное исчезновение в недрах «украинской политической нации». Вопрос лишь в том, когда это случится – после ухода в мир иной поколения нынешних 40-50-летних, чуть раньше или же чуть позже. Ведь, как сие ни прискорбно, за 20 лет государственной независимости Украины русская община не создала внутри себя матрицы расширенного воспроизводства русскости в пределах «самостійної, соборної». Которая (матрица), в свой черёд, стала бы гарантом сохранения и преумножения этой самой русскости в веках. Гарантом невхождения «Неньки» в какие-либо антироссийские альянсы, наконец.
Но почему не создала? Вопрос из той же «оперы», что и подзаголовок статьи А.Попова. Однако, в отличие от него, автор этих строк считает, что ответ на данный вопрос коренится не в особенностях нашей национальной культуры, а в личностных свойствах (генофонде) большинства русских граждан Украины. Характерный факт, совершенно однозначно интерпретируемый в свете теории Л.Н. Гумилёва: в массе своей мы политически пассивны. И даже, уж не обессудьте, трусоваты. Особенно если видим, что быть «слишком уж русским» невыгодно, а то и опасно. Таковы последствия более чем полувекового физического истребления лучших представителей нашего народа (Первая мировая и Гражданская войны, насильственная коллективизация, расказачивание и раскулачивание, красный террор и ГУЛАГ, массовый голод, Великая Отечественная война, Афганистан и Чернобыль). По гениальному прозрению Ф.М. Достоевского, революция обошлась нашей стране в «сто миллионов голов». Посему мы, ныне живущие, по своей врождённой генетике куда как хуже тех, которые так и не родились от этих убиенных ста миллионов – поистине «соли Земли Русской».
Тем не менее, среди нас не перевелись, слава Богу, «политруки Ерёменки», которые в самой, казалось бы, безнадёжной ситуации готовы идти в контратаку на превосходящего по силам врага. Свидетельством тому – поистине жертвенный подвиг русского актива Львовской и Ивано-Франковской областей (лидеры – Альберт Астахов, Александр Катачин, Александр Волков), Русской общины Полтавы (Виктор Шестаков, Николай Ярёменко, Юрий Погода), Организации юных разведчиков Сумщины (Сергей Бобырев), Православного братства Александра Невского (Юрий Егоров, г.Киев), десятков других русских пассионариев. Просто, в отличие от знаменитого «Комбата», его нынешним братьям по духу вести за собой почти некого. Не идут-с! Боязно, должно быть...
РУССКОСТЬ В СТРУКТУРНОМ «РАЗРЕЗЕ»
И это при том, что весь спектр всеукраинских общественно-политических структур, созданных в начале «нулевых» годов с целью полноценного существования и развития русской диаспоры нашего государства, исправно «фунциклируют» до сих пор. Это прежде всего политическая партия «Русский блок» (ПРБ), ВОО «Русское движение Украины» (РДУ), ВОО «Русское молодёжное движение Украины» (РМДУ), Всеукраинский союз общественных организаций «Русское содружество» (РС), а также ряд специализированных объединений по профессиональным интересам (Украинская Ассоциация преподавателей русского языка и литературы, например). Считается также, что представительства вышеозначенных структур юридически присутствуют если не во всех, то в большинстве из 27 регионов Украины.
Более того, после «оранжевого» путча Москва в лице Росзарубежцентра (ныне Россотрудничества) предметно помогла русской диаспоре Украины достичь хотя бы номинального единства. Не ладящим между собой лидерам всевозможных русских объединений, клубов, союзов и т.п. ясно дали понять: официальная Россия намерена иметь дело не с каждым из местных «великих вождей» по отдельности, а с единой консолидированной мегаструктурой, в состав которой входят если не все русские организации Украины, то хотя бы самые авторитетные и эффективные из них.
И такая мегаструктура была, разумеется, создана. Называется она Всеукраинский Координационный Совет организаций российских соотечественников. В настоящий момент в его реестре порядка ста таких организаций. Возглавляет ВКСОРС нардеп от Партии регионов Вадим Колесниченко. Он же является и председателем ВОО «Правозащитное общественное движение «Русскоязычная Украина» (РЯУ). Насколько мне известно, создание её филиалов на местах завершено в марте-апреле минувшего года. Как говорится, задачи поставлены, цели ясны – за работу, товарищи!
Как и для всех остальных общественно-политических сил, предстоящие в октябре с.г. парламентские выборы станут, с одной стороны, для партии «Русский блок», а с другой, для всей системы ВКСОРС очередным испытанием на состоятельность и эффективность. Проблема «миноритарных акционеров» ВКСОРС в том, что через В.В.Колесниченко вся эта надстройка (с правом юридического лица и, соответственно, выхода на ресурсы Международного фонда «Русский Мир») как бы «заточена» на безусловную поддержку «бело-синих», тогда как Realpolitik В.Ф.Януковича и Ко вызывает у «товарищей с мест», мягко говоря, определённое недовольство. Сейчас трудно предсказать, какой такой аппетитный «пряник» ПР посулит русским избирателям в преддверии 28.10.2012. Со вторым государственным и федерализацией уже сели в лужу… Быть может, на сей раз для вящей демонстрации «нерушимого единства правящей партии с русским народом» лидеру РДУ Александру Свистунову дадут место в проходной части избирательного списка, а лидеру ПРБ Геннадию Басову «подарят» победу в мажоритарном округе Севастополя?
Как бы там ни было, предстоящая политкампания является едва ли не последним шансом пробудить от летаргии русское население нашей страны. Уже хотя бы в силу своей многочисленности оно – представим себе на миг! - могло бы иметь в Верховной Раде как минимум пятую, а то и третью часть депутатских «штыков».
ПОСЛЕДНИЙ ШАНС – НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБЩИНА
Впрочем, независимо от пред- и поствыборных раскладов, система ВКСОРС никуда не исчезнет. Очевидно и то, что наиболее жизненной и востребованной формой самоорганизации русских Украины является национальная община, если она изначально построена как механизм взаимопомощи и солидарности всех её «соучредителей». В противном случае культурологические акции «у самовара», сколь бы великолепными сами по себе они ни были, не имеют особого смысла. Об этом убедительно свидетельствует более чем 20-летний опыт русских общин Львовщины и Ивано-Франковщины. Причём эти наработки пора перенимать и на Юго-Востоке. Ибо, если не тешить себя несбыточной иллюзией, в обозримом завтра русским людям даже на Запорожье и в Донбассе предстоит столкнуться с той же малоприятной реальностью, которая давно уже присутствует в Галиции. Время как следует подготовиться к неизбежному ещё есть. Потратить его в бесплодных распрях и взаимных претензиях – значит обречь самих себя на ситуацию «с вещами на выход». Или даже без оных. Так что тут всё зависит от личных качеств русского актива на местах.
ДЕЙСТВОВАТЬ РАДИКАЛЬНЕЙ
Как представляется, некая радикализация действий (разумеется, строго в рамках закона) нам нужна как воздух. В дальнейшем ни в коем разе нельзя допустить, чтобы высокопоставленные чиновники (равно как и видные функционеры оппозиции), позволяющие себе оскорблять национальное достоинство русских, преспокойно уходили от ответа. Мы, ветераны русского движения, обязаны были затаскать по судам и примерно наказать экс-министра культуры (!) Вовкуна, обозвавшего «великий, могучий и свободный» «собачою мовою». Чтобы этому «другу» (и ему подобным) небо показалось с овчинку, достаточно было влепить от каждого из нас по судебному иску. То же самое касается разнузданных «митців», поименовавших язык Пушкина и Гоголя «мовою попси i блатняка». Мы обязаны были пикетировать секретариат Президента Украины, устраивать голодовки протеста, перекрывать дорожное движение в мегаполисах до тех пор, пока Ющенко не выгнал бы с «волчьим билетом» руководящего хама.
Вместо этого все мы предпочли ограничиться негодующими воплями в прессе. По существу, поставили «галочку» - на том и успокоились. И таких случаев, увы, немерено.
Между тем настоящие пределы наших возможностей нам устанавливает Сам Господь – в зависимости от того, насколько наши деяния созвучны Его промыслительной воле.
_______________________________________
* Быть может, эти мои беглые заметки оскорбят национальные чувства кого-то из читателей и почитателей «2000», особенно украиноязычных. Специально для них оговорюсь: ничего против их родных языка и культуры лично я не имею. Поверьте на слово, для меня «мова солов’їна» тоже является второй родной. Просто предпочёл бы, в соответствии с исторической правдой, именовать эти феномены малорусским языком и малороссийской культурой. В условиях здоровой имперской государственности, которой, увы, так и не удалось отстроить в царской России, они, безусловно, заняли бы достойное место в гуманитарном пространстве Малороссии, Новороссии и Кубани. Как, например, грамматически самостоятельный язык Plattdeutsch в северных регионах Германии.
Сергей ГРИГОРЬЕВ,
член Союза русских литераторов и журналистов,
в 2002-2007 годах – председатель Запорожского
городского отделения ВОО «Русское движение Украины»,
grw35@mail.ru