Социальное неравноправие и сексуальное превосходство
Хоккейные болельщицы не менее эмоциональны, чем болельщики, и эффектно заявляют о себе. Фото Reuters |
Наташа Ростова хотела было что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей pот.
Катерина молится в церкви так, что нельзя пройти мимо.
Из школьных сочинений
Man по-английски и homme по-французски – не только «мужчина», но и «человек». «Чоловiк» по-украински – именно «мужчина». Крепостными душами в царской России считались только мужчины. Женщины воспринимались лишь как придаток к мужчинам. Даже во множестве развитых стран Запада женщины получили избирательные права лишь в XX (!) столетии. Таким образом, даже в цивилизованном мире женщины были признаны полноценными гражданами – по историческим меркам – совсем недавно. Вопрос о том, человек ли женщина, даже в самых свободных странах решился положительно лишь в прошлом веке.
На уровне языка, однако, женщины до сих пор стоят заметно ниже мужчин. Так, во французском языке есть два местоимения «они»: ils для мужчин и elles для женщин. А что делать, если в комнате находятся и мужчины, и женщины? Какое из местоимений употребить? Конечно же, ils. Да будь на площади хоть 10 тыс. женщин и один мужчина – по-французски это все равно будет ils. Вот вам и хваленое французское равенство. Или, выражаясь проще, egalite.
То же самое имеет место в русском языке (и во всех мне известных). Назвать пишущую женщину писателем – круто. Это будет похвала, признание ее мужества и высокого качества ее творчества. Но назовите пишущего мужчину писательницей – и вы наверняка получите в морду.
Шесть лет назад я поехал на компьютерный рынок покупать себе ЖК-монитор. Во всех залах, которые я посетил, на всех мониторах показывали исключительно девушек в купальниках. Не духи, не цветочки, не бабочек, не модные топики и юбочки. То есть не то, что интересно женщинам, а полуголых красивых девушек. То есть – что интересно мужчинам. Хотя желание купить монитор вообще-то может возникнуть у человека любого пола.
Придя домой, я поделился этим случайным наблюдением со своей тогдашней девушкой. Она выпалила: «Ну конечно, ведь мир сделан под мужчин!»
Возможно, ее фраза слишком категорична. Но доля истины в ней, конечно, есть. В социальном плане мужчины и женщины по-прежнему не вполне равноправны, это факт.
Но женщины выезжают на другом. Как-то раз из любопытства я провел опрос среди нескольких своих товарищей по поездке в Израиль: «А хотел бы ты… скажем так… остаться наедине с Аней? Гулей? Иришкой?..»
Я перечислил разных девушек из той же группы. И 100% опрошенных в 100% случаев отвечали: «Да». Причем над ответом думали секунду, максимум три.
Не хочу, конечно, сказать, что все мужчины хотят всех женщин. Но то, что очень многие мужчины хотят очень многих женщин, – факт, думаю, неоспоримый. А вот женщины из мужчин, напротив, хотят довольно-таки мало кого. И к половым связям подходят куда более избирательно: так они устроены. Среднему мужчине угодить на женщину куда сложнее, чем женщине на мужчину. Причем слово «угодить» я употребил здесь сразу в обоих его смыслах…
Одна моя приятельница, студентка Московской консерватории по классу рояля, изрекла: «Если я буду спать со всеми, кто мне это предлагает, я просто не буду успевать одеваться».
Под этими словами с уверенностью могут подписаться не менее 90% девушек, которых я знаю. Забавно, что некоторые из них считают сей факт своей личной заслугой и искренне им гордятся. Разумеется, единственная их заслуга состоит здесь в том, что они родились девочками.
Полагаю, что сексуальным превосходством над мужчинами женщины вполне возмещают свое социальное неравноправие с ними.
Часто можно услышать: как бы было хорошо, если бы страной и вообще миром управляли женщины. Чаще всего так говорят, естественно, сами женщины. Но не только они. Есть и самокритично настроенные мужчины. Они считают свой пол сборищем пьяных, грубых и жестоких скотов. А всех женщин соответственно – светочами человеколюбия и добра.
Я, конечно, не столь категоричен. Но почему-то тоже предпочитаю девушек – не только для любви, но и для общения и дружбы.
Однако, что касается управления чем-либо, то здесь это рассуждение совершенно некорректно. Женственные женщины, которые на самом деле мягкие, добрые и пушистые, руководить чем-либо не только не смогут, но скорее всего и не захотят. Женщины-руководители, а уж высокого ранга и подавно, как правило, имеют мужской характер. И по стилю руководства от мужчин особо не отличаются. Так за что боролись?..
На что не пойдешь ради прекрасной дамы... В Китае есть охотники бегать на поводке. Фото Reuters |
Откройте энциклопедию на любую тему – искусство, культура, политика, бизнес, – и вы увидите, что не менее 90% имен там мужские.
Почему? Как так вышло? Почему женщины менее активны во всех подобных областях, чем мужчины, да еще и во столько раз?
Сторонницы женского шовинизма уверены, что вышло так исключительно потому, что женщинам на протяжении почти всей человеческой истории не давали развернуться. Упорно внушали им, что их место на кухне, в спальне, в лучшем случае – на светском рауте. Морально и физически подавляли их активность и даже саму их личность. Ущемляли их права и свободы. Потому, дескать, так и вышло, что почти всю человеческую историю и культуру сделали мужчины. А дай, мол, женщине волю, так она любого мужчину за пояс заткнет.
Сторонники мужского шовинизма убеждены, что женщины просто от природы в этом плане куда менее активны, чем мужчины. Что женщины на самом деле сами стремятся куда-то в район кухни, постели, семейной жизни и светских вечеринок. И ничего больше им не надо.
На мой взгляд, истина лежит где-то посередине. С одной стороны, столь подавляющее преобладание мужчин в активной жизни былых эпох действительно отчасти объясняется тем, что женщинам давали меньше возможностей для подобной самореализации. А то и не давали вообще.
Но сейчас-то вроде до такой степени их никто особо не ущемляет. По крайней мере в иудеохристианской цивилизации уж точно нельзя сказать, что у женщин в девять раз меньше прав, чем у мужчин. (Я намекаю на пресловутые 90% мужских имен в энциклопедиях.) Чтобы оценить масштаб «угнетения» женщин в сегодняшнем западном мире, скажу, что в Германии женщины за ту же работу получают в среднем лишь на 15% меньше, чем мужчины. Но даже это считается там серьезной проблемой, требующей скорейшего решения. Законы о сексуальном домогательстве в Америке, тотально затюкавшие мужчин, давно уже притча во языцех.
Каков итог всей этой эмансипации? В ряде областей, прежде всего в литературе, журналистике, кино, музыке, женщин стало намного больше, чем раньше. В искусстве и развлечениях действительно уже трудно понять, кого больше – мужчин или женщин. Что же касается политики, бизнеса, науки, техники, то решительное мужское преобладание здесь, хотя и стало чуть меньше, в целом все-таки сохранилось. И нет признаков того, что в ближайшее время оно исчезнет.
Думаю, что одну из причин этого очень точно сформулировала в свое время моя вузовская приятельница Вера. «У мужчин – мнение, у девушек – реакция», – сказала она. Она имела в виду, что если мужчина обладает этакой тяжелой, мощной, сформированной точкой зрения, то девушка на один и тот же вопрос ответит по-разному в зависимости от обстоятельств. От того, что хотят услышать от нее данные люди в данный момент. Человек Вера весьма умный и проницательный. И, как вы поняли, сама девушка. Видимо, она знала изнутри, о чем говорит. Возможно, что на природном, бессознательном уровне такое поведение девушек – следствие их физической слабости, стремления к самосохранению.
Не думаю, что это универсальное правило, но на распространенную тенденцию вполне тянет. Что тут можно сказать? Манера мужчин полезнее там, где нужно двигать науку, жизнь, бизнес, технику вперед. Манера женщин уместнее в быту. Где и вправду лучше быть милой и приятной, чем фанатично пробивать свое мнение до конца, ссорясь со всеми подряд и портя всем настроение.
Какой же отсюда вывод? Такой, что в искусстве и развлечениях женщины, пожалуй, и впрямь не менее одарены и активны, чем мужчины. Почему? Потому что тонкость и многообразие чувств – неотъемлемая черта истинных женщин. А заодно и истинных художников.
Что же касается остальных сфер активной общественной жизни, которые отражены в энциклопедии, то здесь потребности женщин, по-видимому, и впрямь объективно, от природы ниже, чем у мужчин.
Это не значит, конечно, что женщины – менее важный или менее хороший пол, чем мужчины. Это значит только, что самореализация их лежит в большинстве случаев в другой сфере, чем у мужчин. Без женщин мир бы стал менее красивым, нежным и ласковым. А без этого любой прогресс теряет свой смысл.
Вадим Черновецкий, Независимая Газета