То, как в современном мире трактуются партнерские отношения между странами, напоминает лозунг с известной фермы: все животные равны, но некоторые равнее других. Если верить Оруэллу, такая ситуация заканчивается диктатурой свиней.
Интересные дела происходят в изменившемся совершенно неожиданно мире. Новости перестали удивлять. Япония и США никак не могут договориться по поводу отказа Токио от покупок иранской нефти!
Ну, надо же, какая примечательная ситуация: у Японии, пострадавшей от цунами и катастрофы на атомной станции в прошлом марте, в 2011 году образовался дефицит торгового баланса в 2,49 трлн йен – целых 32 млрд долларов – из-за того, что остановив атомные реакторы, страна была вынуждена значительно увеличить закупки энергоносителей за границей. И вот теперь японцы ведут переговоры, пытаясь доказать американским партнерам, что если им не разрешат покупать нефть в Иране, жизнь японского народа может осложниться несказанно.
Американские партнеры, разобиженные не на шутку японскими, противоестественными на их партнерский взгляд, стремлениями производить расчеты с Китаем в йенах и юанях, никак не хотят признать, что, вообще-то, желание японцев покупать товар там, где им хочется, партнеров не касается. Они-то, партнеры, считают, что только им принадлежит право определять правила игры.
На протокольном языке это красиво называется «мы не пришли к окончательному решению». Невольно приходит в голову мысль, как же хорошо, что мне не приходится приходить к окончательному решению с соседом на предмет моего права, скажем, включить свет на кухне.
Для японцев все это оскорбительно еще и оттого, что их добрые американские партнеры, пошушукавшись втихаря с конгрессменами, склонны избавить от проблем, подобных японским, компанию BP, которая пару лет назад отравила нефтью Мексиканский залив. Понимаете, BP участвует в разработке азербайджанского газового месторождения «Шахдениз» вместе с иранской компанией NICO (что антииранские санкции как раз запрещают), и имеет там очень серьезный интерес, который, видимо, и позволит счесть этот случай исключением. BP, это не какая-то там Япония – всего лишь непотопляемый англо-американский авианосец в нужной точке мира. ВР – это друг и благодетель для иных уважаемых людей. Ей даже утечку в Мексиканском заливе простили, оштрафовав чисто символически.
Японцам обидно, но что они могут сделать против могучего партнера? Времена самураев давно канули в Лету. Точно так же, как ушли навсегда времена Спарты, о чем, несомненно, очень жалеют греки, к которым в Евросоюзе относятся примерно так же, как в Вашингтоне к японцам.
На днях, после аж тринадцатичасовых переговоров, министры финансов стран ЕС наконец-то сделали то, что от них и так ждали: утвердили программу очередного «спасения Греции» стоимостью в 130 млрд евро. «Спасение Греции» пришлось взять в кавычки потому, что речь идет не о спасении Греции, а о спасении французских, немецких и австрийских банков. Это ясно всем, но в наши славные времена действует правило, согласно которому нельзя называть вещи своими именами. Правда, как-то странно наблюдать спасение, от которого спасаемый бьется в судорогах, а видный полицейский генерал из Афин пожаловался, что население так обрадовалось собственному спасению, что у полиции, когда она пыталась эту радость обуздать, кончился слезоточивый газ.
Генерала, видимо, еще не проинформировали, что экономия ради спасения коснется и полиции, отчего перебои с газом могут стать постоянными, и это при том, что радости у населения скоро заметно прибавится. Греческое странное правительство согласилось, в числе прочих мер, сократить на 135 млн евро содержание Минздрава, Минтруда и… МВД, которое теперь будет вынуждено унимать радость греков самодельными средствам.
Полицейские тоже люди и тоже хотят кушать, о чем любому правительству забывать не следует. Забыли, видимо, министры, как 11 лет назад их аргентинские коллеги в такой же, примерно, ситуации спасались от благодарного народа на вертолете, стартуя в небо прямо с крыши правительственного дворца. А ведь вертолетчики могут и не успеть… Но премьер с главным финансистом об этом не думают. Вместо этого они, видимо, окончательно решили, что греческому народу пора отправляться на упокой, ибо толку от него никакого, разве только - выдоить его досуха.
Для этого помянутые деятели ударили по рукам со спасателями Гр… то есть, банков, и выдумали вот что: создается счет, остаток на котором должен быть не ниже потребного для трехмесячного обслуживания долга. Этот счет упраздняется после того, как парламент, изрядно почищенный руководителями партий от тамошних несогласных, принимает поправки к конституции, согласно которым обслуживание долга становится высшим приоритетом с момента принятия поправок. О как!
Другими словами единственной целью существования страны будет возврат долгов любой ценой. Не считаясь с потерями. Я, на месте этих спасителей Греции, при таких делах держал бы вертолет на крыше постоянно. С прогретым двигателем и верным дежурным пилотом. Да еще не помешал бы запасной вариант, что-нибудь вроде бегства потайными подземными ходами, переодевшись в женское платье, как Керенский по легенде, не имеющей, впрочем, никакого отношения к действительности.
Конечно, все это подается под соусом благих намерений, которыми, как мы помним, выстлана дорога в очень нехорошее место, но ведь банкир банкиру глаз не выклюет, а мы же не забыли, кто нынче у власти в Греции. Потому Пападемос стращает народ тем, что если Греция покинет еврозону, будет еще хуже – ни у кого не будет евро, а драхма - это нищета и убогость! Скажите, а какая разница населению, каким именно образом у него не будет евро, тем более, что оного у него уже и нет? Нет ни евро, ни драхмы, причем появлению последней противится вся банковская часть ЕС и пророки ее – Пападемос с Венизелосом. А что у нас есть Греция с экономической точки зрения, кроме оливкового масла, рыбы и бывшего у нее мощного торгового флота? Греция – это еще и туризм. Теперь давайте себе представим, что Греция вдруг взяла, выгнала с крыши на вертолете министров и ввела драхму…
И сразу количество туристов возрастет резко, потому что станет дешевле! Дешевле, чем где? Чем в Испании и Италии – странах, которые сами барахтаются на грани банкротства. При этом туризм дает Испании 11% к ВВП, а Италии – все12%. Именно оттуда и убегут туристы в Грецию. Оно испанцам и итальянцам надо? Надо ЕС, чтоб Испания и Италия стали тонуть еще быстрее?
Такой вариант никого не устраивает, кроме греческого населения, но его никто не спрашивает по причине отмены демократии после того, как предшественник Пападемоса Папандреу попытался демократию соблюсти и провести референдум как раз по этому вопросу. Вместо этого население пугают жуткими бедами в случае выхода из зоны евро и введения драхмы - забывая, что греки слушают не только своих правителей, но и видят, как успешно решает свои проблемы та же Аргентина, просто объяснив однажды, куда может отправляться МВФ со своими светлыми идеями насчет подмогнуть стране еще разок.
И нет смысла винить греков за то, что они жили не по средствам. А кто жил по средствам?
Кто это у нас жил не в долг? И то, что в Германии сегодня все благопристойно, - ничего не значит. В Греции лет пять назад все тоже радовались жизни и собирались в будущем радоваться еще больше и еще дороже. В конце концов, Греция просто возглавляет шествие в пропасть и то, что Германия идет последней в этой колонне, сути дела не меняет. Все идут в одном направлении и не собираются это направление менять. Другое дело, что терпение людей не бесконечно.