Американо-иранская война: возможные последствия для южных стран СНГ
Военный конфликт США и Израиля с Исламской Республикой Иран (ИРИ), перспектива которого становится все более реальной, неизбежно затронет граничащие с ним регионы Центральной Азии и Южного Кавказа. Последствия этого столкновения будут зависеть от его интенсивности и будут ощущаться южными странами СНГ в той или иной степени.
Военный фактор
Несмотря на то, что все страны Центральной Азии имеют неплохие отношения с Ираном, перспектива распространения на их территорию военного конфликта вовсе не является нереальной. Все государства региона развивают военное или военно-техническое сотрудничество с США, и если их территория будет в той или иной форме использоваться для ведения военных действий против ИРИ, вероятность ответного удара не исключена.
Наиболее крупная военная база США в Центральной Азии находится сегодня в бишкекском аэропорту Манас. Президент Киргизии А. Атамбаев, избранный на этот пост в октябре прошло года, сделал требование вывода американской базы одним из главных лозунгов своей предвыборной кампании. Однако существующий договор позволяет США оставаться в Манасе как минимум до 2014 г., тогда как война может разразиться уже в этом году. В связи с этим официальный Бишкек проявляет по поводу ирано-американского конфликта определенную обеспокоенность, пытаясь добиться от США определенности на случай использования базы в военных действиях против Ирана.
По территории Центральной Азии проходит Северная сеть поставок, без которой снабжение войск США и НАТО в Афганистане сегодня невозможно. Поставки военных грузов осуществляются по железным дорогам России, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Ключевым элементом сети является Узбекистан, через который проходит большая часть грузов. Для оптимизации транспортных потоков в 2010 г. Узбекистан построил железную дорогу от Хайратона до Мазари-Шарифа. В случае возникновения конфликта с Ираном пребывание военных грузов и военнослужащих США на территории Центральной Азии представляет собой потенциальный фактор опасности.
В условиях военных действий наиболее опасным является положение непосредственно граничащей с Ираном Туркмении. Ашхабад давно сотрудничает с США в военной сфере. Воздушное пространство республики активно используется американцами в транзитных целях.
С 2002 года между Туркменистаном и США действует соглашение об использовании самолетами военно-транспортной авиации США туркменского воздушного пространства и международного гражданского аэропорта Ашхабада для дозаправки самолетов, перевозящих гуманитарные грузы в Афганистан. В середине 2000-х гг. появились сведения о том, что США ведут с Ираном переговоры об использовании аэродромов в Мары и Кушке, которые якобы уже были реконструированы. Периодически в СМИ появляются сведения о том, что авиабаза Мары-2 используется американцами как аэродром подскока. Однако слухи об этом всякий раз опровергаются туркменской стороной.
Военные контакты США с Туркменией в течение последнего времени были довольно интенсивными. Об этом, в частности, свидетельствуют публикации Wikileaks. Информации по поводу интереса США к использованию аэродрома в Мары там нет, однако повышенный интерес к военному присутствию американцев в Туркмении очевиден.
В январе 2011 г. Ашхабад посетила американская делегация во главе с главнокомандующим Центрального Командования США генералом Джеймсом Мэттисом. По официальным данным, на переговорах обсуждались вопросы «обеспечения всеобщей безопасности, противодействия таким опасным угрозам и вызовам времени, как наркотрафик, организованная преступность и терроризм». Однако главной целью США по предположению некоторых СМИ было как раз обсуждение условий базирования ВВС США на аэродроме Мары.
Экономика и экология
Наиболее тесные экономические связи с Ираном в Центральной Азии имеют Туркменистан и Казахстан. Туркмения является единственным государством региона, имеющим сухопутную границу с ИРИ, общая протяженность которой составляет 992 км. Казахстан же имеет морской выход на Иран через бассейн Каспийского моря.
Иран играет важную роль в политике диверсификации экспортных маршрутов поставок туркменских энергоносителей, которую республика проводит в последние три года. После взрыва на магистральном газопроводе Средняя Азия-Центр в апреле 2009 г. «Газпром» полностью прекратил закупки газа у Туркменистана, что привело к резкому падению доходов бюджета. Для того, чтобы их компенсировать, Ашхабад активизировал усилия по строительству газопроводов в восточном и южном направлении. В декабре 2009 г. состоялась торжественная церемония открытия газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай пропускной способностью 40 млрд. куб. Однако проектной мощности газопровод должен был достичь в течение нескольких лет. К тому же газ в Китай Туркмения поставляла по самым низким по сравнению с другими направлениями ценам.
Вторым направлением политики диверсификации экспортных маршрутов стал Иран. В январе 2010 г. президенты Туркмении Г. Бердымумамедов и Ирана М. Ахмадинежад торжественно открыли новый газопровод, который позволил увеличить поставки газа в северо-восточные иранские провинции с 8 до 14 млрд. кубометров. Поставки природного газа – главная статья туркменского экспорта в Иран. Во многом благодаря им Туркмения сегодня имеет самый большой в регионе внешнеторговый оборот с ИРИ. В августе 2011 г. директор департамента торговли со странами Европы и Америки Организации развития торговли Ирана Абдолхамид Асадиян заявил, что объем товарооборота между двумя странами составляет 4,2 млрд. долларов и к концу года увеличится до 5 млрд. долларов.
Среди других стран Центральной Азии самый значительный товарооборот с Ираном имеет Казахстан. Главными направлениями его сотрудничества с Ираном являются поставки пшеницы и транзит нефти.
В октябре 2011 г. официальный представитель казахстанского МИДа А. Абибуллаев заявил, что объем торговли между двумя странами составляет 1,2 млрд. дол., и в течение ближайших трех лет его планируется увеличить до 3 млрд. Товарооборот ИРИ с другими государствами региона значительно меньше. Объем торговли двусторонней торговли с Узбекистаном в 2010 г. составил 609 млн. дол., с Киргизией – всего 43 млн. дол., а с Таджикистаном по данным за 2011 г. - 204 млн. дол.
В настоящее время Казахстан и Туркмения реализуют важный для них проект строительства железной дороги через территорию Ирана, которая должна связать Центральную Азию с портами Персидского залива. Общая протяженность железнодорожных путей составит 900 км., из которых 700 км. пройдет по территории Туркмении, 120 км – Казахстана и 80 км - Ирана. Новая дорога должна существенно улучшить транспортно-коммуникационное положение географически изолированного региона, который имеет выход на мировые рынки только через Россию, Китай или Южный Кавказ. Благодаря ей заметно сократится протяженность транспортных маршрутов и время доставки грузов. Путь из Туркменистана до Персидского залива станет короче на 600 км., а время доставки уменьшится на 48 часов. Большая часть работ по проекту уже выполнена, и в марте 2012 г. железная дорога должна быть введена в эксплуатацию.
Прогнозируя экономические последствия ирано-американского конфликта для стран Центральной Азии, можно заключить, что больше всего в результате пострадает именно Туркменистан. На сегодняшний день он располагает самым большим внешнеторговым товарооборотом с ИРИ. Причем главный риск связан с тем, что Ашхабад может лишиться одного из трех основных направлений экспорта газовых ресурсов, обеспечивающих большую часть доходов бюджета.
Военные действия несут и экологические риски. «Воздушный бассейн Центральной Азии представляет собой замкнутое пространство, и попадание в него продуктов горения, не исключая радиоактивных, обернется совершенно очевидной долговременной экологической катастрофой для наших стран», - заявил в интервью «Независимой газете» профессор Киргизско-российского славянского университета Нур Омаров.
Ситуация усугубляется тем, что часть ядерных объектов Ирана расположена на севере страны, в относительной близости от Туркмении и Азербайджана, и удары по ним создадут угрозу радиоактивного заражения приграничных территорий.
Беженцы и миграции
Иран – одна из наиболее густонаселенных стран Среднего Востока. По данным на 2009 г., его население составляло 71,5 млн. чел. И в том случае, если военные действия перейдут в стадию наземной операции США и их союзников против Ирана, как это было в Ираке и Афганистане, поток беженцев в соседние страны практически неизбежен.
Маршруты их миграций будут зависеть от географии военных действий. В том случае, если война захватит северную часть страны, наиболее вероятным направлением вынужденных миграций станут Туркмения и/или Азербайджан. Причем положение Азербайджана является более уязвимым. Во-первых, он расположен значительно ближе к гипотетическому театру военных действий, располагая общей границей с Грузией, территорию которой США могут использовать в ходе военных операций. Во-вторых, азербайджанцы являются второй по численности этнической группой в Иране, насчитывающей около 18 млн. чел. (24,5% населения). Естественным объектом их притяжения станет Азербайджанская Республика, которую местные парламентарии недавно призвали переименовать в Северный Азербайджан.
Помимо азербайджанцев в Иране проживают и туркмены, количество которых, однако, значительно меньше. Численность туркменского населения Ирана колеблется от 0,5 до 2 млн. человек. Туркмены проживают в граничащих с Туркменией Мазандаране и Хорасане, а также в городах Горган, Гомбеде-Кабус, Бандаре-Торкеман. В случае начала на этих территориях военных действий они могут попытаться найти убежище в Туркмении.
Поток беженцев из Ирана может затронуть и Россию. С Туркменистаном у РФ существует визовый режим и нет общей границы, а с Азербайджаном, напротив, визового режима нет, а совместная граница есть.
Если поток беженцев будет измеряться миллионами, они вполне могут хлынуть на территорию Дагестана.
К тому же сами по себе Туркмения и Азербайджан с огромным потоком беженцев, скорее всего, не справятся, что, возможно, потребует помощи со стороны линии ООН, СНГ, ОДКБ и других международных организаций.
Трудный выбор
Несмотря на активное военное сотрудничество с США ни одна из стран Центральной Азии, по мнению аналитиков не заинтересована в эскалации ирано-американского конфликта. Руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок отмечает, что официальный Ашхабад «ни при каких обстоятельствах не поддержит действия американцев против Тегерана», используя в качестве «прикрытия» свой нейтральный статус. Втягивание Туркмении в антииранскую кампанию, утверждает он, потребует смены существующего режима, что может повлечь изменение расстановки сил в регионе и неизбежно затронет интересы России.
Схожей точки зрения придерживается немецкий эксперт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе. По его мнению страны региона крайне не заинтересованы в войне США и Израиля с Ираном. Однако ирано-американский конфликт открывает для них и определенные возможности, такие как дополнительные доходы от повышения цен на нефть. К тому же присутствие в регионе американских войск позволяет им «ставить свои условия Соединенным Штатам, которые зависимы от Северной сети поставок в Афганистан, - отметил он в интервью Deutsche Welle, - и не поддаваться на давление Вашингтона по иранской проблеме».
При этом Россия и Китай в случае эскалации конфликта неизбежно заставят страны Центральной Азии определиться со своей позицией, поэтому меры по обеспечению безопасности трубопроводов и возможному притоку беженцев надо планировать уже сейчас.
Ситуация может измениться уже после начала широкомасштабных военных действий. В том случае, если чаша весов будет склоняться на сторону США и Израиля, южные страны СНГ будут поставлены перед трудным выбором. Причем их положение может оказаться далеко не равнозначным. Если Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан являются членами ОДКБ и могут пользоваться всеми преимуществами договора о коллективной безопасности, включая российский «ядерный зонтик», то Азербайджан и Туркмения таких возможностей не имеют, и сохранять нейтралитет им будет гораздо труднее.