Украина – страна очень неоднородная в этнополитическом отношении; это понимают все, даже те, кто «из принципа» не желают этого признавать. Население отдельных крупных регионов страны – Запада, Востока, Юга – резко различается по языку, культуре, религии, менталитету, внутри- и внешнеполитическим симпатиям. Свою чётко выраженную специфику имеет Западная Украина, в частности Галичина (Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская области). Резкое отличие западных украинцев от жителей Восточной Украины обусловлено историческими причинами, прежде всего – тем обстоятельством, что данный регион долгое время развивался под властью Польши и Австрии (Австро-Венгрии), в отрыве от «большой» Украины (Малороссии), входившей в состав Российской Империи.
Одним из следствий былого подчинения западно-украинских земель соседним католическим державам является преобладание среди галичан греко-католического (униатского) вероисповедания, что является немаловажным фактором, определяющим политические настроения и пристрастия в Западном регионе. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) возникла в результате заключения Брестской унии 1596 года. Суть церковной унии в том, что верующие и духовенство сохраняют традиционные (православные по форме) обряды и родной язык богослужения, но при этом признают власть папы римского и католическую догматику. Отметим, что УГКЦ – далеко не единственная униатская церковь в мире, хотя она, конечно же, – наиболее известная, крупная и влиятельная среди них. Существуют ещё армяно-католическая, копто-католическая, маронитская и др. церкви, объединяемые понятием «католические церкви восточного обряда». Все они в разное время откололись от различных направлений восточного христианства (православие, монофизитство, несторианство) и оформили унию (союз) с католической церковью, сохранив обрядность, традиционную организацию (церковь возглавляет митрополит или патриарх) и литургический язык. Насколько мне известно, после 1991 года была воссоздана и Белорусская греко-католическая церковь, восходящая всё к той же Брестской унии, но она так и осталась сугубо маргинальной организацией с мизерным числом приходов и верующих.
Церковная уния – это, по сути, компромисс, при помощи которого Ватикан, не сумевший навязать тем или иным народам католическую веру, тем не менее, установил свой контроль над определёнными церковными объединениями и втянул некоторые страны и регионы (Западная Украина, Ливан) в сферу своего влияния. Собственно говоря, именно стремление папства распространить своё влияние на православный Восток составило религиозную подоплёку Брестской унии, посредством которой польские феодалы стремились закрепить своё господство на Украине и в Белоруссии. Унию поддержала и часть местной «элиты» (помещиков и духовенства), желавшей добиться одинакового статуса с польскими магнатами.
С тех пор и по сей день униатство служило и служит орудием «западного» геополитического влияния; оно фактически раскололо украинский народ на две этноконфессиональные группы, противопоставив западных украинцев остальному восточнославянскому миру; оно способствует возбуждению на Западной Украине антироссийских и «прозападных» (ныне – «евроатлантических») умонастроений. О том, как тесно связанная с Ватиканом верхушка УГКЦ во главе с митрополитом Андреем Шептицким помогала Гитлеру в борьбе против СССР, за что, собственно говоря, УГКЦ и была после войны принуждена к самоликвидации, – это тема для отдельного разговора. Однако и сегодня греко-католическая церковь отнюдь не является политически нейтральным институтом, по-прежнему оказывая мощное идейно-политическое воздействие на жителей Галичины, «обрабатывая» их в националистическом духе. Не секрет, например, что накануне выборов некоторые униатские попы «помогают» своим прихожанам сделать «правильный» выбор в пользу «проукраинских», «патриотических» партий.
Итак, большинство населения Западной Украины принадлежит к УГКЦ – этот факт нужно принимать во внимание и учитывать при проведении политики, безусловно, проявляя уважение к религиозным чувствам этих людей. Однако нельзя забывать о том, что насаждение на Западной Украине униатства было весьма длительным и трудным процессом, которому местное украинское (на то время православное) население, угнетаемое польскими феодалами, оказывало упорное сопротивление. И лишь со временем, по прошествии нескольких поколений, под жёстким административным и духовно-идеологическим давлением со стороны иноземной власти, греко-католицизм всё же сделался «верой дедов и отцов».
Нельзя также забывать – и это самое главное, – что русские, белорусы, восточные и западные украинцы происходят от одного общего восточнославянского корня, ведут свою историю от Киевской Руси, и лишь перипетии нашей истории с её столь частыми трагическими страницами привели к имеющему ныне место быть размежеванию народов. Более того, на Западной Украине во все времена находились люди и общественно-политические движения, стремившиеся к восстановлению порушенных политических и культурных связей с «большой» Украиной и Россией.
После смерти князя Даниила Галицкого – основателя города Львова (первое упоминание в 1256 году) – Галицко-Волынское княжество пришло в упадок и стало добычей поляков, под чьей властью Львовщина пребывала с 1387 года (окончательно) по 1772 год. Польские завоеватели на протяжении веков стремились окатоличить и ополячить коренное украинское («русское») население, оторвав его тем самым от Руси и подавив его волю к освободительной борьбе; поляки строили здесь многочисленные монастыри и костёлы, насаждали иезуитские школы, в которых училась и украинская знать (сам Богдан Хмельницкий, между прочим, учился в иезуитской коллегии во Львове!). Социальный гнёт на Западной Украине тесно переплетался с национальным и религиозным, против чего местное население неоднократно поднимало восстания (например, крупное восстание на Предкарпатье под руководством крестьянина Мухи, 1490–92 годы). Большое значение имело также культурное, гуманитарное противодействие, которое осуществляли т.н. братства – общественные организации православных мещан, самым известным из коих было Львовское (Успенское) братство, стремившееся, помимо всего прочего, устанавливать и укреплять связи с Москвой. Братство развернуло свою деятельность в 80-х годах XVI века, несмотря на преследования со стороны польских властей. Была организована школа, где преподавали не на латыни (как это было принято в иезуитских коллегиях и академиях), а на родном украинском языке. При школе был создан первый на Украине театр. Кроме того, братство построило известный архитектурный памятник города Львова – Успенскую церковь, чьё фото, кстати, изображено на обложке журнала «Украина: информационно-аналитический мониторинг» №13 за 2010 год.
Немаловажное значение в связи с рассматриваемым нами вопросом имела и деятельность в Городе Льва русского первопечатника Ивана Фёдорова, издавшего здесь в 1574 году «Апостол» и «Букварь». После смерти И. Фёдорова отлично оборудованная им типография работала под руководством Львовского братства (Львовская братская типография); она выпустила немало книг, распространявшихся не только на Украине, но также в Молдавии и Русском государстве.
На протяжении длительного времени Львовское братство возглавляло борьбу украинского населения Галичины против унии, выступало против социально-политического гнёта и национально-религиозных притеснений; оно поддержало освободительную войну 1648–54 годов под руководством Богдана Хмельницкого (осаждавшего Львов). Лишь в 1708 году, спустя более ста лет после подписания Брестской унии (!), под давлением львовского католического епископа Львовское братство всё же было вынуждено принять унию. Но даже после этого, вплоть до закрытия братства австрийскими властями в 1788 году, подавляющее большинство членов организации продолжало выступать против экспансии католицизма, за сбережение политических, экономических, культурных, религиозных связей западно-украинских земель с «большой» Украиной и Россией.
Именно категорическое неприятие навязываемой католической веры местным населением, боровшимся за национальное освобождение и не желавшим отрекаться от своих корней, упорное сопротивление народных масс окатоличиванию вынудило папство и польскую власть изменить тактику и пойти на компромисс. К этому их также подтолкнуло то, что в 1589 году митрополит Московский и всея Руси Иов был возведён в сан патриарха, и это событие вызвало в Речи Посполитой опасения насчёт возможности расширения авторитета Русской церкви среди православного населения покорённых Польшей земель. Особо рьяно идею унии продвигал орден иезуитов, добившийся к тому времени большого могущества и немалых успехов в борьбе с протестантами, в проведении контрреформации в Европе.
Причём изначально уния была, по сути своей, компромиссом именно и лишь с некоторой частью украинской феодальной верхушки (светской и духовной), искавшей определённых «преференций» для себя и использовавшей религию как средство для реализации своих интересов. «Уния была делом епископов, которые действовали в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия…», – отмечал протоиерей Г. Флоровский в книге «Пути русского богословия» (Париж, 1937). Ещё в начале 1590-х годов группа видных православных владык во главе с киевским митрополитом Михаилом Рогозой, луцким епископом Кириллом Терлецким и владимирским (Волынь) – Ипатием Потием начала тайные переговоры с польским королём Сигизмундом III Вазой (кстати, воспитанником иезуитов и бывшим членом ордена) об объединении церквей. Всё это делалось закулисно, втайне от народа; принципиальные вопросы решались не на соборах епископов, в присутствии делегатов от клира и мирян, а на тайных, «покутных соборищах» (слово «покутный» значит «по кутках», т.е. «по углам»). Наконец, в 1596 году Терлецкий и Потий побывали в Риме и признали там власть папы, встав перед ним на колени и поцеловав башмак на ноге понтифика.
Однако гладко дело у них не пошло. Брестский церковный собор сразу же раскололся на два отдельных, непримиримых один к другому собора: католики и православные епископы-ренегаты провозгласили объединение, тогда как другая часть православных иерархов на своём соборе отлучила отступников от церкви, а сам акт унии признала недействительным. Сторонники объединения оказались тогда в меньшинстве, но зато они пользовались поддержкой власти и польских магнатов-крепостников, и, опираясь на эту поддержку, осуществляли, как сказали бы сейчас, силовой захват православных церквей и монастырей. В королевских и панских сёлах их господа – католики и униаты – передавали православные храмы униатам, а священников заставляли принять унию либо, в случае отказа, изгоняли из прихода.
Напротив, поборники православия подвергались давлению, травле (так, к примеру, львовским ремесленникам-православным зачастую отказывали в приёме в ремесленные цеха) и неприкрытым репрессиям, отчего со временем многие были вынуждены принимать унию, отрекаясь от своих религиозных убеждений.
Именно: давление и прямое насилие – вот те средства, которыми насаждалась уния. Из исторических документов известен, скажем, случай, когда на Пасху 1600 года толпа вооружённых людей прямо во время богослужения ворвалась в собор св. Юра (ныне – главный униатский храм во Львове, резиденция митрополита) и учинила там настоящий погром. Одной из первых жертв унии стал руководитель православного Брестского собора архидьякон Никифор, которого заключили в крепость Мальборк, где он и умер. Причём особенной жестокостью отличались как раз «отцы» унии – Потий, ставший митрополитом, и епископ Кирилл Терлецкий.
Как свидетельствуют документы тех времён, изначально массы православных верующих нигде не признавали унию, всячески сопротивлялись ей, долго сохраняя свою приверженность православию. Унию отвергла значительная часть украинской знати. Влиятельнейшим сторонником православной церкви был Константин Острожский – крупный магнат, владевший большими поместьями на Правобережье и в Галичине. Православие отстаивал гетман реестрового казачества Пётр Сагайдачный (родился в селе Кульчицы, ныне Самборского района Львовской области). После победы над турками при Хотине, когда решающую роль сыграло 40-тысячное казацкое войско, присоединившееся к польской армии, Сагайдачный добился (1620 год) восстановления высшей православной иерархии на Украине, т.е. фактически сумел легализовать православие.
Однако наиболее резко и решительно против насильственно насаждаемой унии выступили крестьянско-казацкие массы Украины, чья вооружённая борьба носила антикрепостнический и национально-освободительный характер и зачастую, в духе того времени, велась под религиозным лозунгом «за веру, против унии». Борьба на Украине обострилась уже в силу того обстоятельства, что Брестская уния политически укрепила польскую шляхту и усилила процесс ополячивания части украинского панства, обучавшейся в иезуитских коллегиях и принимавшей «латинство» ради получения выгодных должностей. Таким образом, ненависть «низов» к панам-угнетателям и иноземным захватчикам соединялась с ненавистью к «новой вере», насаждавшейся этими самыми панами и захватчиками. Уже в конце XVI – начале XVII века прокатывается ряд крестьянско-казацких восстаний, однако своего апогея борьба достигла тогда, когда её возглавил Богдан Хмельницкий. В своих воззваниях он призывал, помимо всего прочего, к борьбе против унии, хорошо понимая её политический смысл, её враждебность интересам украинского народа. Во время войны 1648–54 годов казаки проявили себя непримиримыми и яростными противниками католицизма и униатской церкви.
В 1648 году войско Богдана Хмельницкого совершило поход на Западную Украину, дойдя до Львова и далее до Замостья. Появление казацкого войска вызвало подъём национально-освободительного движения на самой Западной Украине. Вспыхнули народные восстания в Покутье (историко-географическая область между Днестром, Черемошем и Карпатами) и ряде других районов Галичины. В Покутском восстании 1648 года принимали участие крестьяне, мещане, мелкая украинская шляхта и низшее православное духовенство. На освобождённой территории повстанцы уничтожали польские порядки и вводили казацкое самоуправление. Один из вождей восстания – Семён Высочан – сумел объединить разрозненные отряды в 15-тысячное войско и овладеть несколькими значительными населёнными пунктами. Однако вскоре после ухода казацкой армии из Западной Украины восстание было подавлено поляками; части повстанцев во главе с Высочаном удалось прорваться на Правобережье. В дальнейшем Высочан получил звание казацкого полковника, воевал с поляками и погиб в бою на Черкасщине.
Освободительная война 1648–54 годов и воссоединение с Московским государством привели к ликвидации унии на Левобережной Украине. На Правобережной Украине, отошедшей к России после раздела Польши, уния была отменена в 1839 году, когда высшие представители униатской церкви в данной части Украины приняли решение о воссоединении с православием. Можно не сомневаться в том, что то же самое произошло бы и на Западной Украине, войди она в состав России, но история распорядилась по-другому…
Яростная борьба против католицизма и униатства велась и на идейном, литературно-публицистическом фронте; она была представлена т.н. полемической литературой конца XVI – первой половины XVII столетия. Отдельные полемические выступления против устремлений Ватикана расширить своё влияние на восточнославянские земли имели место ещё во времена Киевской Руси, но большой размах они получили с середины XVI века, когда католицизм под эгидой шляхетской Польши перешёл в решительное наступление. Толчок к усилению полемики дало сочинение польского публициста-иезуита П. Скарги «О единстве церкви божьей» (1577 год), в котором оправдывалась политика окатоличивания украинцев и белорусов. Вскоре после заключения унии, в 1605 или 1606 году, появилось анонимное антиуниатское сочинение под названием «Пересторога» («Предостережение»), предположительным автором которого мог быть киевский митрополит Иов Борецкий или же деятель Львовского братства Юрий Рогатинец. «Пересторога» излагает историю борьбы украинского народа против католицизма и унии, разоблачает угнетательскую политику Польши, осуждает измену украинского панства и призывает все сословия к борьбе против католицизма. Что очень важно, язык произведения близок к живому народному языку. «Пересторогу» впоследствии весьма высоко оценил непримиримый враг униатства и Ватикана Иван Франко, отмечавший патриотизм данного сочинения и его литературные достоинства.
Яркими представителями антиуниатской полемической литературы проявили себя Иван Вишенский, Стефан Зизаний (один из основателей Львовской братской школы), а также Мелетий Смотрицкий, который, однако, позже всё-таки сдался, принял унию. Важнейшим оплотом украинской культуры и духовности стала знаменитая Киевская (Киево-Могилянская) академия, основанная митрополитом Петром Могилой, который, будучи выходцем из Молдавии, получил образование во Львовской братской школе. В Киевскую академию принимали молодёжь всех сословий; в ней обучались выходцы из всех частей Украины, включая Галичину и Закарпатье, что способствовало единению украинских земель.
Иван Вишенский, родившийся в местечке Судовая Вишня (ныне – город Львовской области) и проживший вторую половину жизни на Афоне, но никогда не порывавший связей с родиной и посещавший Украину, был высокообразованным человеком, мастером ораторско-обличительного стиля, чьи произведения отличались простотой, эмоциональностью, публицистической остротой. Вишенский касался не только богословских, чисто религиозных вопросов, но и критиковал общественно-политический строй Речи Посполитой, разоблачал светских и духовных магнатов, в теологической форме утверждал идеи социального равенства. Опять же, творчество Вишенского получило высокую оценку Франко (статья «Иван Вишенский, его время и писательская деятельность» и поэма «Иван Вишенский»).
Ещё одним очагом идейного противостояния католицизму и унии стал город Острог (ныне – Ровенской области), в котором Константин Острожский основал типографию и школу, и где сложился кружок антиуниатских литераторов. Острожская школа давала высокое по тем временам образование; она поддерживала связи с Россией, Грецией, южно- и западнославянскими народами. В ней преподавал видный писатель-полемист, известный под псевдонимом Острожский клирик. В Острожской типографии также работал Иван Фёдоров, которому оказывал покровительство Константин Острожский. В типографии, действовавшей до 1612 года, были напечатаны «фёдоровские» «Букварь» и Острожская библия, сочинения Ивана Вишенского и Острожского клирика, а также произведения византийских философов и богословов в переводе на старославянский и украинский языки, которые имели большое значение для отпора католическим публицистам.
Вообще же, в исторический период от Ивана Вишенского и до Ивана Франко появились сотни посланий, памфлетов, статей, сатирических стихотворений и песен, разоблачавших и клеймивших иезуитов и униатскую церковную верхушку, политику Ватикана на западно-украинских землях.
…И всё-таки давление и насилие со стороны властей, а также измена большей части украинской «элиты», сделали своё дело – униатство утвердилось в качестве доминирующей религии в той части Украины, которая после разделов Польши отошла не к России, а к Австрийской монархии. Новые власти, усилившие национальный гнёт и проводившие политику онемечивания местного населения, точно так же поддерживали греко-католическую церковь. Они использовали её, а заодно с ней и украинских националистов, в своих политических интересах, для возбуждения антироссийских и верноподданическо-проавстрийских настроений, для разобщения украинского народа и восточных славян, а, стало быть, и для противодействия подлинному национально-освободительному движению. Горькая правда истории, замалчиваемая ныне, состоит в том, что деятели униатской верхушки, рядясь патриотами, неоднократно предавали свой народ и прислуживали иноземным завоевателям – полякам, австрийцам, немецким фашистам.
Однако борьба против унии на Западной Украине полностью не прекратилась. Даже в среде униатских священников шло противодействие постоянным попыткам церковных властей «латинизировать» обряды, «подправить» в католическом духе богослужебные книги, ввести для униатских попов целибат и т.д. (Вообще, всегда действовало, в виде тенденции, стремление Ватикана к «окатоличиванию», «латинизации» самого греко-католицизма, к устранению оттуда «пережитков православия» и полной интеграции в рамки католицизма «безо всякого “греко-”».) Некоторые униатские священники проявляли «склонность к православию», за что во время Первой мировой войны многие из них поплатились заключением в австрийские концентрационные лагеря Талергоф и Терезиенштадт (туда австрияки бросали тех галичан, кого подозревали в симпатиях к России).
Более того, и «при Австрии», и затем «при Польше» время от времени происходили массовые переходы верующих из униатства в православие. Например, в 1927 году в православие перешло 20 тыс. чел. галицкого населения. Этот процесс приобрёл значительные масштабы на Лемковщине (этнографический район в Карпатах) в 1930–1934 годах. Известны случаи такого рода и на Закарпатье. Иногда таким движениям содействовала сама политика папства – так, декрет Пия XI про целибат униатского духовенства в Америке (1929 год) активизировал устремления некоторой части украинской эмиграции к воссоединению с православной церковью.
Таким образом, история украинской униатской церкви наполнена борьбой украинского народа против унии, а главными покровителями унии всенепременно выступали иноземные завоеватели, использовавшие её в своих целях – для того, чтоб угнетать Украину и препятствовать её союзу с братским русским народом.
Королёв Дмитрий, Украина, Львов