Сейчас на Северном – восточном Кавказе происходят эпохальные исторические события. Мощнейшая социо-культурная мутация в среде коренного населения, которой она прежде никогда не знала.
Северный Кавказ – часть Кавказо - Балканского культурного ареала. А в нём сильны были традиции, прямо противоположные принципам восточной деспотии и современного регулярного государства. Наоборот, отдельные общины и племена, не сливаясь, шли по пути создания государственности и высокой культуры. При этом сохранялись архаичные общинные институты, демократическое самоуправление, личные свободы и пр. Самый характерный пример – классические древнегреческие полисы.
А так же города-государства Древней Руси. Так называемые «общины без первобытности». Когда земля и власть принадлежит общине. Но существует городской уклад жизни, высокая культура, развитое хозяйство. Т. е. община, отчасти сохраняя свою древнюю сущность, приобретала основные атрибуты цивилизованного общества.
Объединения северо-кавказских народов во многом тяготели именно к этой, общинно-полисной форме социальной организации. Правда, они были гораздо более архаичными. Во многом они находились на промежуточном этапе между первобытной общиной и общиной без первобытности. На Северном Кавказе древние, первобытные практики переводились на качественно иной уровень. Они не исчезали, развивались и изменялись далее, уже в постпервобытный период.
Таким было и эволюция общественных институтов чеченцев. По некоторым данным, родовой строй у них распадается в XVII – XVIII веках. Образовались чеченские самоуправляющиеся общины. Которые, зачастую, просили покровительства крымского хана, дагестанских и кабардинских аристократов. Подобная практика с приглашением князей существовала, например, в городских общинах Древней Руси. Князья укрепляли обороноспособность и внешнеполитическое положение, выступали арбитрами во внутриобщинных конфликтах.
У чеченцев в более простом и архаичном обществе значимость этих покровителей была значительно ниже. Очень мощные чеченские коллективы выживания осуществляли почти полный контроль над социальной жизнью.
Монархия и элементы деспотической государственности привносились в кавказскую среду от соседей. Во многом то же происходило в Древней Руси. Идейно - религиозное влияние имперской Византии и реальных социальных практик Золотой Орды. Постоянные крупномасштабные войны, разорение под игом одних и укрепление, отрыв княжеской власти от общин. Она стала непосредственно зависимой от хана. Это после освобождения от ига породило уже не общинное, а централистское Русское государство. Правление Ивана Грозного, Смутное время, непрерывная военная угроза со стороны Европы и исламского мира заставило стать Россию централизованной, динамичной и агрессивной деспотией. Иначе она бы не выжила.
Российская империя, Советский союз, Российская федерация и исламский мир во многом сыграли по отношению к чеченской государственности роль, аналогичную роли Золотой Орды и Византии по отношению к России. Различие в том, что Россия дала Чечне и мощнейший культурный и социально-экономический толчок. В отличии от Орды, которая только грабила и показывала пример военно-политической организации.
В Чечне складывается жесткая, динамичная и агрессивная государственность. Опирающаяся на бюрократические традиции России и идеологию ислама. Который тоже поддерживает традицию единодержавного исламского государя.
При Дудаеве и Масхадове «независимая Ичкерия» во многом была бутафорской. Страной правил не президент, а всевозможные предводители «вооруженного народа». Но социальные практики, приобретённые в период нахождения в империи, уже до неузнаваемости изменили чеченцев. Былого относительного равенства не было. Народ резко делился, на слабых и сильных, бедных и богатых. И последние не на жизнь, а на смерть грызлись между собой.
При поддержке империи клан Кадыровых одержал победу практически надо всеми. При нём оформилось чеченское централизованное государство. В нём созданы свои символы, такие, как культ Кадырова - старшего. В качестве общей идеологии активно внедряются нормы ислама. Они проникли в жизнь чеченцев как никогда за всю историю народа. Ислам находится на историческом подъёме и призывает к борьбе, победе, завоеванию.
Созданы эффективные вооруженные силы, сочетающие национальные воинские традиции с новейшими достижениями военной мысли. (Показательно успешное участи батальона «Восток» в пятидневной войне с Грузией).
Какие перспективы несёт появление этой новой силы для соседей? Прежде всего, они столкнутся с мощным давлением и экспансией чеченцев. Уже сейчас Кадыров вмешивается в происходящее в республиках Северного Кавказа. Да и в других регионах России.
К тому же появление деспотии на месте общинно - полисной структуры всегда сопровождается массовым террором против соотечественников, возвышением одних и унижением других. И их массированной миграцией за пределы государства.
Русские на появление своего централизованного государства ответили казачеством. В борьбе с ним и соседними народами казаки создали свои «республики». Фактически независимые и очень воинственные. Которые, несмотря на конфликты с метрополией, ею использовались и поддерживались.
Огромное количество чеченцев покидает Чечню. Причина этому и демографическая перегрузка, и нежелание жить в трудных горных условиях, и многое другое. Очень большое значение имеет и недовольство кадыровской политикой. Это и прямой конфликт с властью и законом, невозможность социального продвижение. И неприятие жесткого контроля над частной жизнью.
На чужих территориях уехавшие чеченцы очень активны и агрессивны. Они не осваивают пустующие территории. Они всеми силами добиваются господствующего положения в уже сложившейся социальной среде. В чём находят полную поддержку у Кадырова. Перестраивают и деформируют её в соответствии со своими нуждами. И одряхлевшая коррумпированная империя и фактически распавшийся русский народ не могут по-настоящему противостоять этому процессу.
Да и «официальная» Чечня существует в весьма хрупком равновесии с имперской властью. Она не платит дань империи. Но сама получает её в огромных размерах. Во многом только благодаря ей и существует её военно- бюрократическая структура.
Но империя входит в полосу смуты и глобального экономического кризиса. Сопровождаемого, к тому ее утратой управляемости и обороноспособности. Очень скоро Россия ли не сможет или не захочет платить Чечне. Но разветвлённая государственная структура с сильной боевой составляющей и воинственной исламской идеологией не захочет исчезать. Она будет сражаться за жизнь и процветание. Сражаться яростно и умело. Ничего другого кадыровцам не остаётся. Или они победят и захватят огромные богатства. Или без денежных вливаний весь строй их жизни рухнет. Со своего воинственного и небогатого народа они не смогут ничего безбоязненно выбить.
Тем более, что постобщинно-полисная деспотия всегда очень агрессивна. Взять Московскую Русь или Греко-македонское государство Филиппа и Александра. Только успешные завоевания могут сгладить конфликт между верхами и низами, жителями разных территорий, сплотить народ общим делом. Не исключение и чеченская деспотия, в которой существует мощная и очень решительная оппозиция. К стати, выступающая за завоевательную войну против «неверных».
Возможно даже, что взрыв народного негодования выбьет из Чечни военно-бюрократическую верхушку. И тогда ей тоже придётся завоёвывать новые земли. Чтобы жить за счёт новых подданных.
В любом случае понятно, куда будет направлен удар завоевателей. Это будет северный поход. Поход на богатую, но до предела разложившуюся империю с вымирающим и неорганизованным народом. Ведь в случае паралича власти и развала силовых структур, такого, как в 1917 году, кадыровцы остаются единственной боеспособной силой в России. Как когда-то большевики…
Будут браться под контроль и более слабые кавказские народы. Такие, как адыги. Они будут ассимилироваться и ставится в походные колонны. Включатся в поток завоевателей, как включались племена покорённые Чингис-ханом. И где остановится волна завоевателей – неизвестно. Это зависит от многих причин. Например, будут ли у чеченцев мощные и организованные конкуренты из числа кавказцев. Возможно, будет создана региональная держава на Юге России. Такая, как средневековое аланское царство или хазарский каганат. Возможно, чеченцам удастся завоевать значительно больше.
В свое время слабые и недальновидные ордынские ханы вырастили Московскую Русь. Ещё более худшие наследники московских правителей породили чеченскую деспотию.
АПН, Семён Резниченко