25 стран Европейского Союза предполагают в марте подписать Трактат о Стабильности, иначе называемый Фискальным Пактом. Эта мера призвана спасти распадающуюся еврозону путем введения жесткого финансового контроля над бюджетами стран-участниц. Это, в свою очередь, предполагает раздел компетенции между европейским центром и национальными правительствами.
Полное название пакта, прозванного фискальным, звучит следующим образом: «Трактат о стабильности, координации и управлении в Экономическом и Валютном Союзе
между Королевством Бельгии, Республикой Болгарии, Королевством Дании, Федеративной Республикой Германии, Эстонской Республикой, Ирландией, Республикой Греции, Королевством Испании, Французской Республикой, Итальянской Республикой, Республикой Кипр, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Великим Княжеством Люксембург, Венгрией, Мальтой, Королевством Нидерландов, Республикой Австрии, Речью Посполитой Польской, Португальской Республикой, Румынией, Республикой Словении, Словацкой Республикой, Республикой Финляндии и Королевством Швеции». Из числа стран, не входящих в еврозону намерение подписать Фискальный Пакт высказывают, таким образом, Болгария, Дания, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Румыния и Швеция. В чем же состоит суть этого документа, путь к согласованию которого еще до подписания, не говоря уж о ратификации, был сложен и противоречив?
Опустим преамбулу, наполненную прекрасными фразами об ответственности за судьбу Объединенной Европы и прочими красивостями, и перейдем непосредственно к сути. Итак, на первом месте в Пакте находятся обязательства стран-подписантов «не допускать дефицита сектора публичных финансов выше 3% внутреннего валового продукта, а бюджетного долга — свыше 60% ВВП». Дальше — больше. Страны-участницы Трактата обязуются информировать Еврокомиссию о планах эмиссии долга, программах экономических партнерств и (чтобы долго не перечислять конкретные случаи) «обо всех существенных изменениях в экономике». Нарушение условий Пакта грозит странам его подписавшим финансовыми санкциями, которые могут быть наложены как в виде фиксированного штрафа, так и в процентах к ВВП. Взысканные штрафы подлежат зачислению в общий бюджет ЕС. Страны, подписавшие Пакт, обязуются внести изменения в свои национальные правовые системы, причем, как деликатно указано в Пакте, «по возможности внесены в Конституции». Принципы наложения финансовых санкций должна сформулировать Еврокомиссия, но правом их наложения наделен другой орган ЕС — Трибунал Справедливости. Достаточно лицемерно звучит пункт Пакта, устанавливающий, что его подписание не изменяет условий оказания финансовой помощи странам-подписантам со стороны ЕС или Международного Валютного Фонда.
Если же консолидированный бюджетный долг страны-подписанта составляет более 60% ВВП, эта страна обязана принять меры к его снижению в темпе не ниже 5% в год. Надзор за этой деятельностью стран-подписантов возлагается на Совет ЕС и Еврокомиссию. Любопытно, что правом обращения в Европейский трибунал Справедливости наделяется в соответствии с Пактом не только Еврокомиссия, но и любая страна, подписавшая Пакт.
Отдельный раздел в Пакте предусматривает создание некоего неназываемого органа стран еврозоны, руководители государств которой избирают из своего числа председателя на тот же срок, что и Председатель Совета Европы. Само согласование Пакта не означает его принятия, поскольку он должен быть ратифицирован парламентами, что не в каждой стране, подписавшей его, пройдет легко. В случае ратификации Пакта двенадцатью странами зоны евро он вступает в силу 1 января 2013 года. Статья 16 Пакта предусматривает его включение в Трактат о Европейском Союзе, но не ранее, чем через 5 лет после вступления в жизнь Фискального Пакта. Таким образом, сам Пакт является только этапом на пути к внесению изменений в жизнь всех стран-членов Евросоюза.
8 февраля на заседании Комиссии по вопросам ЕС Бундестага государственный секретарь МИД ФРГ Михаэль Линк заявил, что правительство расценивает Фискальный Пакт в качестве плана «Б» и что Германия будет стремиться к внесению изменений конституции ЕС. Аналогичное мнение высказала и Ангела Меркель 7 февраля в выступлении на тему её политического видения обновленного Европейского Союза. Борьбу с финансовым кризисом в Европе Меркель назвала вызовом сегодняшнего дня, впереди, по ее мнению, создание нового политического союза, который призван усилить экономическую координацию. Для его создания потребуется институциональная перестройка Европейского Союза, что, в свою очередь, потребует изменения Лиссабонского Договора, являющегося ныне европейской конституцией. Представители всех фракций Бундестага выразили согласие с канцлером и заявили, что Фискальный Пакт — это только первый этап на пути к более глубокой интеграции.
Германское видение институционального построения Евросоюза выглядит приблизительно так: Европейская Комиссия становится настоящим правительством Европы со всеми функциями в области экономики и финансов, усиленный Европейский парламент образует нижнюю палату Европарламента, а Совет ЕС вместе с ним в качестве высшей палаты исполняет законодательную функцию. Председатель Еврокомиссии избирается в прямых выборах всеми гражданами ЕС. Такая структура приведет к росту роли Германии как самой населенной страны Европы, тем более что депутатов Европарламента также планируется избирать в зависимости от количества населения стран-членов ЕС.
Инициативы Германии напоминают дымовую завесу, призванную скрыть углубляющийся в Евросоюзе водораздел, для того чтобы выиграть время на реформирование зоны евро. Если же даже предположить, что долгосрочным планом Германии является действительное создание нового политического союза, это неизбежно приведет к передаче части суверенных полномочий национальных государств новому союзу. В связи с этим возникает вопрос о возможности продвижения такого рода предложений в Европе. Великобритания и Чехия уже заявили о невозможности для них присоединения к этому новому политическому образованию. Евроскептицизм нарастает и в других европейских странах. Даже в Германии, возглавляющей инициативную группу по перестройке Европейского Союза, результаты возможного референдума по передаче части суверенитета в общеевропейскую компетенцию сегодня предсказать невозможно. О передаче в объединенную Европу также и вопросов энергетической безопасности уже начали говорить еврокомиссар Гюнтер Эттингер и новый председатель Европейского парламента Мартин Шульц.
К этому следует добавить, что ведущая роль Германии в создании новых политических и экономических структур ЕС нравится далеко не всем. Президент Греции Каролос Папулиас обвинил, например, немецкого министра финансов Вольфганга Шаубле в оскорблении греческого народа, а на улицах Афин вовсю горят немецкие флаги. В Берлине же, в свою очередь, полагают, что греки перегибают палку. Шаубле всего лишь сказал, что Греция не может быть бездонным колодцем, куда утекают средства ЕС и должна ввести режим жесткой экономии бюджетных средств. Немцы не без оснований считают, что не должны за свой счет решать проблемы Греции, а заявления греческого президента сочли просто наглостью. В интервью для Die Welt депутат бундестага Христиан фон Штеттен предупредил Грецию о том, что поведение Папулиаса вряд ли позитивно повлияет на голосование в бундестаге по второй программе помощи Греции. А это ни много ни мало 130 миллиардов евро до 2014 года, и чтобы получить эту помощь, греки должны снизить уровень зарплат бюджетников и сократить их количество.
Европейский Союз впервые в своей истории столкнулся с проблемами столь критического уровня. Справится ли он с ними, покажет время. Но Грецию, пожалуй, уже не спасти.