В этом большом американском политическом «пианино» каждая клавиша звучит так, как настроили её специалисты из Госдепартамента США, и звучит она потому, что оплачена, опробована и снабжена мощным усилителем звука, каким является американская машина производства информации и мобилизации специально отобранных элементов российского «гражданского общества». Каждая из «клавиш» ждёт лишь взмаха руки американского дирижёра…
Недавно глава госдепа Хиллари Клинтон, давая интервью каналу PBS, вынуждена была убеждать публику в том, что протесты против результатов парламентских выборов России не были спровоцированы американским вмешательством.
Собственно, для диалога с Клинтон на эту тему достаточно было бы просто привести список тех, кто получает от американского госдепа доллары и отрабатывает их в течение года так, чтобы хозяева были довольны и продолжали платить дальше. Сделать это просто – имена получателей грантов не представляют секрета и публикуются в ежегодных отчетах департаментских служб. Эти люди - мелкая «разменная монета» в большой политической игре США. Они не агенты секретных служб, хотя и выполняют ту грязную работу, которую делали американские «джеймсы бонды» до уотергейтского скандала, приключившегося с Ричардом Никсоном.
Список мы приведём в конце статьи. А для начала – небольшое напоминание.
В январе 1970 года, когда стало известно о шпионаже армии США за гражданским населением, грянул скандал. За скандалом последовало сенатское расследование Сэма Эрвина. Не успел рядовой американец отойти от этих впечатлений, как 22 декабря 1974 года «Нью-Йорк таймс» опубликовала статью «Фамильные драгоценности ЦРУ» с детальным описанием проводившихся в течение нескольких лет операций ЦРУ с подробностями тайных программ, включавших попытки убийств иностранных лидеров и свержения иностранных правительств, а также сбор информации о политической деятельности граждан США. Уже через год комиссия Чёрча начала публиковать свои доклады о разведывательных службах США, их операциях, нарушениях закона и о сосредоточенной в их руках власти. В чем конкретно обвиняли американские законодатели ЦРУ? В подготовке политических убийств иностранных лидеров - Патриса Лумумбы в Конго, Рафаэля Трухильо в Доминиканской Республике, братьев Дьем во Вьетнаме, генерала Рене Шнейдера в Чили, в использовании президентом Кеннеди мафии для убийства Фиделя Кастро на Кубе.
Под давлением этой комиссии сменивший Ричарда Никсона Джеральд Форд издал Указ 11905 о запрете санкционированных убийств иностранных государственных деятелей. В 1981 году Рейган указ отменил.
Громкие разоблачения на время связали руки ЦРУ. Именно тогда и родилась эта идея - препоручить организацию идеологических диверсий, ведения информационных войн и финансирование различного рода оппозиционных групп, действующих в интересах США в других странах, «частным» и «независимым» организациям: Freedom House, RAND Corp., Human Rights Watch, Henry Jackson Foundation, Mac-Arthur Foundation, Ford Foundation, National Endowment for Democracy (NED)…
На последней «частной» и «независимой» организации мы остановимся особо.
Фонд был основан в 1983 году Конгрессом США с бюджетом в 30 миллионов долларов. Деятельность фонда финансируется из государственного бюджета как часть расходов Госдепартамента для Агентства международного развития США. Около половины средств фонд тратит на деятельность 4-х ассоциированных организаций: Американский центр международной трудовой солидарности; Центр международного частного предпринимательства - руководитель Томас Дж. Донахью, президент Торговой палаты США; Международный республиканский институт – его глава сенатор Джон Маккейн; Национальный демократический институт международных дел – возглавляет хорошо известная Мадлен Олбрайт. С момента создания деятельность фонда тесно связана с ЦРУ и направлена на свержение неугодных США политических режимов. Именно NED финансировал оппозиционную «Солидарность» в Польше, «Хартию 77» в Чехословакии и «Отпор» в Сербии. В 2004 году фонд предоставил исследовательский грант Рейгана-Фасцелла чеченскому сепаратисту Ильясу Ахмадову, когда у российских властей имелись доказательства связей Ахмадова с Масхадовым и главарем чеченских бандформирований Басаевым.Прошедшей осенью Викиликс опубликовал данные о том, что фонд оказывал поддержку арабским молодежным движениям, которые приняли активное участие в разразившихся на Ближнем Востоке революциях 2011 года.
Все эти хорошо известные факты отнюдь не загоняют в краску ни администрацию США, ни, в частности, Клинтон с ее Госдепартаментом: «NED поддерживает НПО посредством предоставления грантов... Так же как NED смог обеспечить критическую поддержку диссидентам Восточной Европы и Советского Союза в период до распада коммунизма, так и сегодня мы можем помогать демократическим движениям в Бирме, Китае, на Кубе, Балканах, Ближнем Востоке и Центральной Азии».
Сказано крепко, правда, в свое время Абрахам Линкольн сказал короче: «Мы, американцы, - последняя надежда всего человечества». На этой идее избранности и строит свою деятельность National Endowment for Democracy: «американская помощь по защите демократии за рубежом идет на пользу США и тем, кто борется за свободу и самоопределение во всем мире». Иными словами, «все, что хорошо и полезно для Америки – хорошо и полезно для всего мира». И гранты здесь даются только на такие проекты, которые способствуют развитию «свободы и демократии» в американском понимании и на «самоопределение» народов, которые пока не «самоопределились»: скажем, чеченцы в России или албанцы на юге Сербии. Ну а все народы России в соответствии с принятым Конгрессом США в 1959 году «Законом о порабощенных народах» еще не самоопределились совершенно, это у них впереди.
Словом, работёнки американцам по переопределению мира - делать не переделать! И чтобы не особенно затягивать, NED финансирует в интересах американских правящих кругов зарубежные «демократические» группы, нуждающиеся в средствах и готовые сделать в интересах этих кругов ту или иную часть большой и важной работы.
Конечно, проамериканские правозащитники не занимаются поиском секретов о российских вооружениях, фотографированием военных объектов, промышленным шпионажем или политическими убийствами. Они, как это однажды справедливо отметила главная российская правозащитница Л.М. Алексеева, умеют грамотно учитывать «интерес обеих сторон». Спросите, в чём этот обоюдный интерес? Должно быть, в том, чтобы отстаивать гражданские права и свободы без американских долларов у правозащитников никак не получается.
Видно, совесть не велит.
Заместитель госпожи Клинтон Филип Гордон на днях подсчитал: за последние 35 месяцев власти США выступали с заявлениями относительно «прав человека» в России 84 раза. И Штаты продолжают делать всё для того, чтобы лица, вовлеченные в нарушение этих самых прав, «почувствовали на себе последствия». «Мы ограничили возможности въезда этим лицам в США», - уточнил Гордон. Логично предположить, что те, кто эти американские «права» отстаивает в России, в качестве поощрения ездят в Штаты бесплатно – за счет своих хозяев. Ну и пусть ездят. Важнее другое – то, чтовласти США только за последние два с половиной года выдали 160 миллионов долларов на поддержку в России «гражданского общества». По словам Гордона, американские бюджетные деньги были использованы «для поддержки независимых наблюдателей» во время выборов в Думу. «Мы признательны Конгрессу за то, что он продолжает выделять ресурсы, особенно в это трудное для бюджета время», - сделал реверанс законодателям Гордон. И обрадовал грантополучателей в России важной новостью: ведутся консультации с Конгрессом о создании нового фонда поддержки российских неправительственных организаций. Причем поддержка эта оказывается не только долларами, но и личным покровительством президента США. Будучи в июле 2009 года в России, Обама пожимал руки «сотням лидеров гражданского общества и оппозиционным политикам в Москве». Чем ценны эти российские граждане для Вашингтона?
Им платят деньги за то, что они «работают с местными органами власти, чтобы устанавливать и направлять приоритеты развития общества», поясняет Филип Гордон.
Сейчас в России устанавливать их просто – кто не знает, что надо бороться со взяточниками? Или с наркоманией, нарушениями закона о выборах, преступлениями в сфере экономики, бегством из страны умов и капиталов? Все знают. А вот «направлять приоритеты развития» может не каждый. Тем, кого Барак Обама похлопал по плечу и кому положили зарплату, - этим проще. На них работает не только весь западный механизм производства информации, но еще и многие российские СМИ, охотно делающие обамовским избранникам бесплатную рекламу.
Какими бы искренними ни были намерения грантополучателей, живущих в моей стране, им никогда не убедить меня в том, что они защищают мои права и мою Россию. Так же, должно быть, как и мне не убедить их в том, что они – только «клавиши большого пианино», звуки из которого извлекает американский дирижёр.
Пятьдесят две такие «клавиши» насчитала я в бюджете фонда NED на 2012 год – год президентских выборов в России. Кто поведет нас в американское завтра? Аналитики «Левада-центра»? Агентство социальной информации? «Защитники гражданских прав»? Фонд Андрея Сахарова? Комитет против пыток? А то, может быть, Чеченский комитет национального спасения?
Выбирайте сами. Список прилагается; стоимость услуг, которые каждая из этих организаций обязалась предоставить своим американским грантодателям в 2012 году, указана:
All-Russian Public Organization for the Victims of Terrorism “Voice of Beslan” - $20,000
Center for Social and Labor Rights - $60,000
Memorial Centerfor the History of Political Repression Perm-36 - $50,000
Yuri Levada Analytical Center - $61,460
Instituteof Globalization and Social Movements - $22,125
Agency for Social Information (ASI) - $65,000
Mashr - $55,000
Centre de la Protection Internationale - $50,000
Ural Human Rights Group - $57,000
Civil Rights Defenders - $115,000
Dagestan Regional Social Organization “Informational – Analytical Center "Rakurs"” - $54,998
Etudes Sans Frontières - $15,832
Foundation “Independent Press Center” - $60,000
Foundation for the Support of Information Freedom Initiatives - $80,000
Human Rights Resource Center (HHRC) - $39,000
The Andrei Sakharov Foundation - $75,000
Interregional Association of Human Rights Organizations “AGORA” - $100,000
Center for Information and Protection of Human Rights - $40,000
Center for the Development of Social Partnership - $50,000
Committee Against Torture (CAT) - $79,540
Council of Non-Governmental Organizations - $45,000
Center of Social and Educational Initiatives (CSEI) - $28,600
Kabardino-Balkar Republic Public Human Rights Center - $50,000
National Democratic Institute for International Affairs - $134,200
Non-Profit Partnership “Lawyers for a Civil Society” - $50,000
Media Lawyers Collegium - $27,008
Nonviolence International - $50,000
Ozersk City Socio-Ecological Public Organization “Planet of Hopes” - $45,852
Perm City Public Organization “Center for Civic Education and Human Rights” - $55,000
Pskov Regional Public Organization “Council of Soldiers’ Mothers” - $21,692
Regional Civic Institute Research and Information Center Memorial - $55,000
Regional Civic Organization in Defense of Democratic Rights and Liberties “GOLOS” - $65,000
Regional Human Rights Public Organization “Niiso” - $23,623
International Protection Center - $50,000
Chechen Committee for National Salvation - $75,000
Independent Council of Legal Expertise - $50,000
Information Research Center "PANORAMA" - $65,000
Moscow Group of Assistance in the Implementation of the Helsinki Accords - $50,000
Moscow Group of Assistance in the Implementation of the Helsinki Accords - $55,000
Regional Civic Initiative – The Right to Life and Human Dignity - $47,000
Regional Public Organization for Assistance in Observance of Human Rights “Hot Line” - $65,810
Center for Public Information (CPI) - $60,000
Information and Analysis Center ‘SOVA’ - $70,000
Rostov City Nonprofit Organization “Eko-logika” - $25,000
Rostov Regional Public Organization “League for Civil Rights Protection” - $40,000
Russian-Chechen Friendship Society - $49,980
St. Petersburg Human Rights Public Organization “League of Women Voters” - $45,000
St. Petersburg Public Organization “Environmental Human Rights Center ‘Bellona’” - $49,720
Soldiers’ Mothers of St. Petersburg - $85,000
Sverdlovsk Oblast Public Organization “Parity” - $30,984
Vladimir Oblast Intellectual Public Movement “Lebed” - $45,570
Yaroslavl Regional Public Organization in support of Civic Initiatives “Dialog” - $24,000
The grant listings posted here are from the 2010 Annual Report, published in August 2011.
Елена Пустовойтова