Сапоги для Красной Армии и разведчик-аналитик Виктор Резун – ходульный и в чём-то трагикомический образ новейшей истории.
Сапоги очень важны для Резуна, это его «исторический аргумент».
«Российский солдат ходил в кожаных сапогах, - пишет он. - А коммунисты ввели заменитель – эрзац. И стал советский солдат ходить не в кожаных сапогах, а в кирзовых. Конечно, в столичных гарнизонах «придворные» полки и дивизии обували в кожаную обувь. Но всех своих солдат сверхдержава кожаными сапогами обеспечить не могла, и потому советский солдат по Союзу ходил в сапогах кирзовых».
Свою знаменитую байку про выгрузку сотен тысяч яловых сапог возле самой границы Резун услыхал в 1968 году в закарпатской Украине, которая в 1941 году была территорией… Венгрии.
О том, что производство кирзы в СССР было налажено только в ноябре 1941 года, тоже хорошо известно.
Но в чем же тогда ходила Красная Армия? И как обстояло дело с обувью за той самой границей, перейти которую, если верить Резуну, РККА собиралась?
Да, кожаных сапог для Красной Армии в СССР накануне войны не хватало. Сапоги полагались офицерам, кавалеристам и некоторым частям особого назначения. Красноармейцы же ходили в ботинках с обмотками. В аналогичном обмундировании ходили и все европейские армии, даже армии вполне зажиточных держав, таких как Британия и Франция.
После Первой мировой войны «военная мода» повсеместно сместилась в сторону обмоток: дешево и удобно. Ходить в них легче, чем «топтать землю» сапогами. Правильно намотанная обмотка отлично защищает ногу, фиксируя её, не допуская вывихов, смягчая последствия ударов средней силы. Нога под обмоткой «дышит», следовательно, меньше устаёт. Поэтому, собственно, англичане их и изобрели в ту пору, когда «строителям империи» потребовалось совершать многодневные марш-броски по тропическим странам.
Впрочем, европейские страны о солдатских проблемах не всегда думали, да и столкнуться с ними не успели – кампании в Европе закончились слишком быстро…
Но вот в России климат не совсем тропический. После марша под осенним дождем да по раскисшей дороге просушить обмотки ой как нелегко. Поэтому «проблема сапога» не оставалась без внимания руководства СССР, которое к стремительной капитуляции не готовилось. Исследования, связанные с разработкой материала, способного заменить натуральную кожу, в 1930-х годах велась интенсивно. И увенчалась успехом: в 1935 году химик Иван Плотников «нащупал» состав, способный превратить брезент в водонепроницаемый, но «дышащий» материал.
Опыты шли трудно, и первые сапоги из искусственной кожи показали себя во время войны с Финляндией не лучшим образом. Но Плотников усовершенствовал состав, и кирза была «принята на вооружение». Широко развернуть ее производство предполагалось с октября 1941 года. Срок этот был выдержан, Плотников за свое «ноу-хау» в 1942 заслуженно получил Сталинскую премию, а кирзовые сапоги и по сей день в ходу. Такой вот «эрзац»…
Так что не стоит верить беглым разведчикам-аналитикам. Ни единому их слову.