Из данных выдержек правовых актов следует, что наделение Севастополя статусом города республиканского (РСФСР) подчинения означало придание ему статуса, равного статусу Крымской области. 4. Акты 1954 г., в т.ч. Закон СССР от 26 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» передали в состав Украины исключительно Крымскую область.
Никаких решений в отношении российского «города республиканского значения» Севастополя НЕ принималось. Таким образом, статус Севастополя как города, находящегося в силу его особого оборонного значения под российской юрисдикцией, НЕ претерпел изменений. 5. Точка зрения о том, что Севастополь был передан Украине в составе Крымской области хоть и с нарушением Конституций СССР и РСФСР является спорной по следующим причинам: - Закон СССР являлся высшим по юридической силе актом и мог изменять Конституцию СССР, которой устанавливался в т.ч. административно-территориальный состав СССР; - Указанным Законом СССР от 26 апреля 1954 г. были внесены изменения в Конституцию СССР в части отнесения Крымской области к территории Украины; - Требуемое Конституциями РСФСР и УССР согласие их законодательных органов на передачу Крыма получено было; - В действительности, как описано выше передача Севастополя Украине могла быть произведена только отдельным указанием (не в составе Крымской области), юридическое подтверждение данной передачи отсутствует. 6. По имеющимся сведениям, «финансовые и организационные функции в административно-территориальных границах городского округа «Севастополя» по состоянию на 8 декабря 1991 года осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР без какого-либо участия Совета Министров Украинской ССР». Данный факт свидетельствует, что особый статус Севастополя как города, не входящего в Крымскую область Украины, не был изменен и после 1954 года. Иными словами, это подтверждает, что в 1954 году Крым был передан в состав Украины БЕЗ Севастополя. 7. Косвенными подтверждениями указанных выводов являются: a) Пункт 1 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. №5359-1 «О статусе Севастополя», устанавливающий следующее: «Подтвердить российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года». б) Пункт 1 Решения №41 Севастопольского горсовета от 23 августа 1994 г., который гласит: «Признать Российский правовой статус города Севастополя». c) Пункт 1 Указа Президента РФ от 7 апреля 1992 г. №375, гласящий: «Перевести Черноморский флот под юрисдикцию Российской Федерации...» Севастополь, таким образом, попал под юрисдикцию России (как преемника СССР) в качестве главной базы Черноморского флота. 8. Тот факт, что в российско-украинских соглашениях с 1997 года говориться о нахождении российского Черноморского Флота «на территории Украины», равно как и факт получения Флотом в аренду земельных участков от Украины не изменяют указанных выше выводов по следующим причинам: a) В указанных соглашениях регулируется нахождение российского Черноморского Флота не только в Севастополе, но и в ряде иных населенных пунктов Крыма. Украинской территорией могут быть признаны только последние; б) В аренду у Украины берется не город Севастополь как таковой, а отдельные движимые и недвижимые объекты бывшего ВМФ СССР, находящиеся как в Севастополе, так и за его пределами. В целом, хотелось отметить следующее: I. Севастополь в 1954 году не был передан Украине в составе Крымской области. П. Целесообразно использовать данную аргументацию в переговорах с Украиной и в целом в российско-украинских отношениях. Также возможно прямо поставить перед Украиной вопрос о возврате Севастополя под фактическую юрисдикцию России. Военно-политический эксперт, Кандидат политических наук, Генерал – майор В.И. Романенко Журнал «Обозреватель.