В российской истории даты создания Черноморского флота и основания его главной базы города Севастополя практически совпадают. 13 мая 1783 года отряд кораблей под командованием вице-адмирала Ф.А.Клокачева вошел в Ахтиарскую бухту и с этого времени морские силы на юге России начали именовать Черноморским флотом. В начале июня 1783 года матросы и солдаты под руководством Д.Н.Сенявина заложили на берегу бухты первые четыре каменных здания, что и принято считать датой основания Севастополя - главной базы Черноморского флота. На протяжении более чем двух веков защищая интересы России на ее южных рубежах, Черноморский флот и его главная база город — порт, город - крепость Севастополь золотыми буквами вписали свои блистательные победы и бессмертные подвиги в историю России. Завоевание независимого положения России в черноморском регионе потребовало многочисленных жертв и потерь, титанических усилий многих поколений российских политиков, дипломатов, военных. Как ни сложен этот путь, Россия, имея четко обозначенные цели национальной политики, всегда находила силы и способы изменять положение в регионе в свою пользу. После второй мировой войны и Ялтинской конференции 1945 г. Черное море на многие годы стало практически внутренним морем Советского Союза. Гарантом защиты интересов страны на этом направлении являлся Черноморский флот. Оперативная зона ответственности флота включала в себя Средиземное, Черное и Азовское моря и прилегающие сухопутные театры. Геостратегическое значение этого региона - узла мировых интересов и торговых путей, постоянно возрастает, и переоценить важность наличия рычагов влияния в регионе, невозможно. В результате распада Советского Союза, Россия потеряла значительную часть незамерзающих портов на Черном и Балтийском морях. Вместе с тем, в связи с увеличивающимся объемом транспортировки нефти и газа («Голубой поток») значение южных торговых путей постоянно возрастает - на долю южного направления уже приходится более четверти торгового оборота России. Здесь интересы России сталкиваются с интересами наших западных партнеров, что и обуславливает все нарастающее влияние США и НАТО на ситуацию в регионе. Пятидневная война между Южной – Осетией и Грузией в августе 2008г. с особой остротой высветил конфликт сторон и роль Черноморского флота в отстаивании интересов России на этом стратегическом направлении. К августу 1991 года в составе Черноморского флота состояло 894 корабля и судна, в том числе 12 подводных лодок, 8 ракетных кораблей, 35 противолодочных кораблей, 19 минно — тральных кораблей, 24 десантных корабля, 63 боевых катера, большое количество обеспечивающих и вспомогательных судов. Морская авиация флота имела более 400 летательных аппаратов морской ракетоносной, штурмовой, противолодочной, разведывательной и транспортной авиации. Береговые войска флота имели в своем составе 28 противокорабельных пусковых установок, 258 средних танков, 826 боевых бронированных машин, 457 артиллерийских систем, 357 тактических средств ПВО. Противовоздушное прикрытие флота осуществлялось силами и средствами Армии ПВО. Инфраструктура флота размещалась на побережье Черного моря от Измаила до Батуми (протяженностью 1750 км и до 200 км в глубину побережья). Система передового базирования включала в себя базы флота в Болгарии, Сирии, Египте и других странах средиземноморского театра. После образования Украины как независимого государства в декабре 1991 года, политическое руководство страны сразу предприняло активную попытку подчинить себе Черноморский флот в полном составе. Но Военный совет флота во главе с Командующим флотом адмиралом И.В. Касатоновым, офицерский состав флота, да и большая часть личного состава срочной службы отказались принять украинскую присягу и обратились к Президенту России поддержать моряков - черноморцев в их верности единожды принятой присяге и принадлежности России как правопреемнице Советского Союза. Высшее политическое руководство России приняло активное участие в судьбе флота. Был принят ряд документов, определяющий переходный статус флота, положение военнослужащих, порядок прохождения службы. Длительный и сложный переговорный процесс (в Ялте, Дагомысе, Москве, Киеве и др.) между Россией и Украиной привели к решению о разделе сил и средств флота в 50% соотношении. При этом Украина в добровольном плане отказывалась от 32% корабельного состава флота в пользу России, с зачетом стоимости корабельного состава в сумме одновременно погашаемых украинских долгов по энергоносителям, накопленных к моменту разделу флота. Сегодня корабельный состав флота в Севастополе насчитывает не более 35 боевых кораблей. Войска береговой обороны фактически состоят из полка морской пехоты, практически утрачена ударная ракетоносная морская авиация в составе флота. Пункт базирования Черноморского флота Новороссийск – как главная база флота является проблематичным с точки зрения военно-стратегического положения (в отдаленной северо – восточной части моря), а также в силу малой защищенности от влияния природных факторов (например штормовой «розы ветров», которая является в данном районе постоянно-действующим фактором). Кроме того, существуют и другие внутригосударственные интересы различных ведомств на использование возможностей порта Новороссийск, так как сегодня это основной порт на юге страны через который осуществляется более 26% внешнеторгового оборота страны. Сложно решался вопрос по условиям дальнейшего базирования флота на территории Украины. Основываясь на условиях договора между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 года и соглашений между нашими странами подписанных в Дагомысе 23 июня 1992 года, российская сторона, признавая административные границы Украины, поставила перед украинской стороной вопрос о базировании Черноморского флота в Крыму на условиях аренды. Первоначально были достигнуты соглашения о том, что в качестве Главной базы Черноморскому флоту России передается город Севастополь сроком на 49 лет. Однако в последующем, когда российскую сторону на переговорах по Черноморскому флоту возглавил первый вице - премьер О.Сосковец, им лично фактически было допущено ущемление интересов России, в результате чего возникла формулировка «пункт базирования Черноморского флота в Севастополе» сроком на двадцать лет. В результате по договору между Россией и Украиной, подписанному 31 мая 1997 года в Киеве и пакетными соглашениями по Черноморскому флоту РФ возникла формулировка «основной пункт базирования» флота в Севастополе. В соответствии с этими соглашениями российскому флоту досталось 4,5% разрозненных участков территории города Севастополе (отдельные причалы, базы хранения оружия и боеприпасов, полигоны и т.д. в соответствии с приложениями № 1-6 к соглашениям). В результате получилась не единая военно-морская база, со всеми присущими ей структурами и единой системой управления, а лоскутная территория, где нет единой системы военного управления, действуют законодательства разных государств со всеми вытекающими последствиями. Все это позволило украинской стороне в настоящее время предъявить претензии по условиям ранее подписанных соглашений с целью добиться их пересмотра и объявить новые, неприемлемые для России, условия аренды части территории Севастополя под объекты Черноморского флота. Учитывая жесткую, непримиримую позицию украинской стороны (опирающуюся на поддержку США и НАТО), переговорный процесс в нынешних условиях приобрел особо сложный, вязкий характер без каких либо видимых позитивных результатов. В тоже время позволить себе уйти из Севастополя Россия, в условиях возрастания ее интересов на Кавказе, Ближнем Востоке в целом в черноморско-средиземноморском регионе, позволить себе не может. Это не только подорвет авторитет нашего государства, но и приведет к фактической потере флота, а через его потерю и утрату реальных возможностей влияния на всю ситуацию в регионе. Многолетние переговоры подкомиссии по Черноморскому флоту и последующие комментарии со стороны министерств иностранных дел России и Украины показали твердое намерение украинской стороны добиться пересмотра базовых соглашений по флоту. В последнее время основной темой переговоров была определена инвентаризация имущества флота и пересмотр арендной платы (Россия исключила формулировку «пересмотра аренды» однако она напрямую связана с инвентаризацией). Исходя из новых «рыночных» отношений между Россией и Украиной (украинской стороной был приведен пример решений вопросов по транспортировке газа), хотя основная проблема сегодня состоит в потере Россией стратегического военного влияния в регионе Черного моря. Российская сторона, отвергая идею перезаключения договоров аренды, тем не менее, пошла на участие своих специалистов в рабочих группах по инвентаризации. Окончание инвентаризации с участием России поставит вопрос об объекте аренды автоматически и может привести к пересмотру арендной платы и без согласия России. Кардинально изменить ситуацию с положением флота и его главной базой в г. Севастополе может, ранее политическим руководством России ни разу не используемая, юридическая коллизия с российской конституционно - правовой принадлежностью Севастополя. Заключается она в следующем: После образования Советского Союза в 1921 году в Крыму была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика. В 1944 году из Крыма за сотрудничество с фашистами были выселены крымские татары, армяне, болгары, греки и в 1945 году была упразднена Крымская АССР и переименована в Крымскую область в составе РСФСР. В 1954 году Н.С.Хрущев «подарил» Крым Украине. Но этому подарку предшествовали события, которые связаны с тем, что город Севастополь юридически был выведен из состава Крымской области как административная единица. В соответствии Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2 был закреплен особый правовой статус города, который был конкретизирован ПОСТАНОВЛНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР №1082 от 29 октября 1948г. С этого времени в Крыму существовали две административные единицы с особым хозяйственно - правовым статусом: Крымская область и город Севастополь. Вместе с тем, наряду с юридически оформленным республиканским статусом, продолжало существовать и играть определяющую роль союзное подчинение города, вытекающее из функционально - целевого назначения города - главной базы Черноморского флота. Подтверждается это тем, что 27 ноября 1948 года было принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР №4035-1619 СС «О ВОССТНОВЛЕНИИ ГОРОДА И ГЛАВНОЙ БАЗЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА - СЕВАСТОПОЛЬ», которое объявлено Совершенно секретным Приказом Главнокомандующего Военно-Морскими Силами СССР № 00158. Согласно конституции СССР 1936 года, Конституцией РСФСР 1937 года (вопросы обороны в конституциях союзных республик не отражались, так как по союзному договору 1924 года это относилось к компетенции СССР) все военные дела, а для Севастополя, как для военной морской базы, эта функция была главной, относились к компетенции СССР, с соответствующим подчинением Наркомату обороны в г. Москве. Из приведенного выше Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года об отнесении Севастополя к категории городов республиканского подчинения следует, что город Севастополь был действительно выведен из подчинения Крымской области. Однако отнесение города Севастополя к категории городов республиканского подчинения в Конституции РСФСР 1948 года зафиксировано не было, так как Конституция РСФСР не содержала перечня городов республиканского подчинения. Постановление Президиума Верховного совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. «О передачи Крымской области и состава РСФСР в состав УССР» и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 февраля 1954 года по данному вопросу не содержит упоминание о Севастополе, что подтверждает особый правовой статус Севастополя, как города, не входящего в состав Крымской области. Это понятно; так как никто не мог и подумать передавать главную базу Черноморского флота из под юрисдикции РСФСР и Союза в подчинение Украины. Указ Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года в последующее время, после его принятия, не был ни изменен, не отменен. Юридически он сохраняет свое значение до настоящего времени. Российская Федерация, как продолжатель и преемник территориальных прав РСФСР, в праве осуществлять суверенитет в отношении г.Севастополя. Поэтому все односторонние акты Украины об объявлении г. Севастополя под Украинской юрисдикцией не могут быть признаны правомерными, так как они на конституционно-правовом уровне, никогда не были согласованы с Россией. Постановление Совета Министров РСФСР от 25 апреля 1968 года № 264 «Об изменении порядка финансирования г. Севастополя» (на что ссылаются отдельные оппоненты) не может отменить Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, ибо этим постановлением фактически отменялся особый, чрезвычайный режим финансирования города в период восстановления европейской части СССР после войны 1941-1945 года. К этому времени закончился дотационный период финансирования европейской части России и Украины и начался нормальный этап финансирования Севастополя и Черноморского флота МО СССР. Положение Конституции Украинской ССР в ст. 77, в которой г.Севастополь был объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы с момента принятия, т.к. принят Украинской ССР в одностороннем порядка, без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области РСФРС в состав УССР» были приняты с нарушением основополагающих положений, как Конституции СССР, так и Конституций РСФСР и УССР 1937 года. Следовательно, Закон 1954 года с момента принятия являлся не действительным и тем самым он не мог породить каких либо последствий юридического характера, как в отношении г.Севастополя, так и в отношении РСФСР и УССР. Закон 1954 года не изменял установленного статуса г. Севастополя, как города союзно - республиканского подчинения, являвшегося неотъемлемой частью РСФСР. Кроме всего изложенного необходимо учитывать, на территории Севастополя находятся развалины древнего города Херсонеса, в купелях которого в 988 году н.э., князь Владимир принял Православие. Именно с севастопольской земли Православие пришло в Россию и это тоже во многом определяет особое отношение россиян к этому городу. Для реализации существующей конституционно — правовой коллизии необходимо создать комиссию авторитетных экспертов из глубоко знающих ситуации дипломатов, политиков, военных, юристов и других специалистов, способных подготовить предложения по возвращению города Севастополя в конституционное поле Российской Федерации. Рассматривая позицию в отношении особого статуса г.Севастополя в Советский период и невозможности распространения на него юрисдикции Украины, следует отметить, что для таких выводов имеют место серьезные основания. Аргументы В ПОЛЬЗУ данного подхода: 1. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 г. №761/2 Севастополю придан особый статус как «самостоятельному административно-хозяйственному центру со своим бюджетом». Город объявлен «городом республиканского значения». До данного Указа Севастополь входил в состав Крымской области РСФСР. Очевидно, что с момента принятия данного акта город был выделен из состава Крымской области и подчинен непосредственно центральным органам власти РСФСР. Иными словами, с этих пор любые распоряжения в отношении Крымской области не касались Севастополя как выделенного в отдельную административно-территориальную единицу. 2. Пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 29 октября 1948 г. №1082 предписано выделять Севастополь отдельной строкой в бюджете РСФСР и Госплане РСФСР. Таким образом был реализован названный Указ Президиума ВС РСФСР. В финансовых и плановых отношениях Севастополь также оказался выделенным из Крымской области. Данный акт еще раз подчеркивает, что Севастополь с 1948 г. не включался в состав Крымской области. 3. Несмотря на отсутствие в период действия Конституции СССР 1936 и РСФСР 1937 года нормативно-определенного понятия «города республиканского значения», из ряда действовавших в тот период нормативных актов следует, что такие города по статусу были равны автономным республикам, краям и областям. Так, например, в постановлении СНК РСФСР от 23 сентября 1944 г. N 682 «О порядке расходования резервного фонда совета народных комиссаров РСФСР» — говориться «Народные Комиссариаты и ведомства РСФСР, облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы автономных республик и горисполкомы городов республиканского подчинения могут испрашивать сверхсметные кредиты...» (п.2). В постановлении СМ РСФСР от 22 мая 1947 г. N 389 «Об охране памятников архитектуры» ответственность за охрану памятников возлагается на «Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, областные, краевые исполкомы, горисполкомы городов республиканского (РСФСР) подчинения и Советы Министров автономных республик» (п.2). Постановление Совет Министров РСФСР от 3 февраля 1948 г. N 59 «О земельно - хозяйственном устройстве городов и рабочих поселков РСФСР» устанавливало, «что технические проекты инженерной подготовки территорий городов и рабочих поселков рассматриваются и утверждаются по сверхлимитным объектам Министерством коммунального хозяйства РСФСР, а по нижелимитным объектам соответствующими краевыми, областными и городскими (городов республиканского (РСФСР) подчинения) исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся и Советами Министров автономных республик (п.11). Примеры могут быть продолжены. Продолжение следует.