Идею эту высказал польский этнограф Ярослав Лещинский, и даже издал соответствующую книжицу в 2005 г., которая так и называлась – «Речь Посполитая Четырёх Народов». Пан Лещинский ни в коем случае не призывает к захвату Литвы, Украины и Белоруссии! Что вы! В наш демократический век такие вопросы решаются совсем по-другому. Он предлагает создать не столько территориальный, сколько духовный союз поляков, литовцев, белорусов и украинцев, основываясь на их общем историческом наследии в составе давней Речи Посполитой.
Для обоснования своей позиции он приводит следующие аргументы. Литовцы находились в унии с Польшей, создав Великое княжество Литовское (ВКЛ). В состав ВКЛ входили также значительные территории современных Белоруссии и Украины. Кроме того, прозападный электорат на территории Украины, сосредоточен, преимущественно, в областях, входивших в состав Польши до её второго раздела в 1793 г. Наименее пророссийскими городами Украины и Белоруссии являются Гродно, Брест, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Житомир, Луцк, т.е., опять же, города, входившие в состав Речи Посполитой, и где до сих пор наблюдается высокий процент польского и католического населения. Украино- и белорусоязычными являются области, бывшие в составе польского государства, что заставляет польских историков утверждать о заботливом отношении поляков к белорусской и украинской культуре, ибо там, где не было Польши, нет ни украинцев, ни белорусов в полном понимании этого слова, а есть только русские (вспомним фразу польского геополитика Влодзимежа Бончковского: «Украинец, лишённый своей украинскости, это политический русский!»).
Пропагандистская лживость идей Лещинского бросается в глаза. Во-первых, белорусы и малороссы (украинцы) чувствовали себя, мягко говоря, не очень комфортно рядом с поляками. Во-вторых, литовцы до сих пор считают исторический опыт, полученный от общения с Варшавой в составе ВКЛ, крайне негативным, и всеми силами стараются «переварить» местных поляков в литовском ассимиляционном «котле».
Единственная правдивая фраза – это о заинтересованности Польши в отрыве белорусов и малороссов от остальной Руси. В этом и заключалась истинная забота поляков о культуре этих народов. Опять не могу не сослаться на Влодзимежа Бончковского с его статьёй «Мы – не украинофилы!». Красноречивое название. Поляки – не украинофилы, но ради стратегической выгоды всегда поддерживали украинофильство, если оное выступало против России.
О руке Варшавы (и Вены) в деле создания украинской нации писал полковник Чеслав Мончинский, участвовавший в обороне Львова в 1918 г. Его заметка была опубликована на сайте Kresy.pl, правда, автор в ней больше печалуется о том, что украинство оказалось обоюдоострым ножом, которым австрийцы иногда уничтожали поляков: «Гниющая Австрия, которая всегда придерживалась принципа «разделяй и властвуй», дабы задушить польское освободительное движение, создала и разожгла в Галиции … мощное руское [“ruski” т.е.«руский» (с одним «с») – так поляки называли иногда местное население Западной Украины] движения в восточной части края…
И с того времени Вена всегда это движение поддерживала, особенно в моменты, когда австрийцы видели угрозу в требованиях поляков разрешить национальный вопрос … Из представителей религиозной конфессии, которые молились в церквях ещё на нашей памяти очень часто по-польски…был слеплен во второй половине ХІХ в. отдельный народ. Правда, у народа этого не было своего литературного языка, и он не знал ещё, как себя называть, к какому государству и к какой национальной общности присоединиться, но зато считал себя уже народом. Здесь, на месте называясь и нами называемый русинами, народ этот вначале считал себя – в умах своих поводырей – обломком русских. Из-за связей с москалями обломок этот превращался во всё более небезопасное дело, поэтому при серьёзной помощи некоторых польских движений принялись создавать и поддерживать тех, кто доказывал отдельность этого народа, а не считал себя, как сначала, обломком великороссов. Долгое время их ещё называли рускими (с одним «с») или русинами. Но в конце ХІХ в. неожиданно этот народ обнаружил своё имя, которое не знала история этой земли. Имя это – Украина и украинцы, имело польскую этимологию. Для них были учреждены особые школы, куда силком гнали греко-католическую молодёжь. Потом им дали интеллигенцию с промытыми мозгами…»
и т.д.
О том, как натравливали украинскую публику на русских, полковник Мончинский предпочёл умолчать. Ну да ладно. До него об этом много писали сами же западноукраинские авторы, которые всегда ожидали недоброе со стороны Польши. И не ошиблись.
Но автор «Речи Посполитой Четырёх Народов» утверждает, что необходимо создавать единое духовно-культурологическое поле, на базе которого должна сформироваться некая особая пропольски
настроенная региональная идентичность литовцев, белорусов и украинцев. Для этого уже даже изобретены соответствующие молитвы к иконе Божьей Матери Стопницкой. Стопница – небольшое село в восточной Польше, где в 1863 г. был сформирован повстанческий полк под командованием знаменитого Кароля Калиты (псевдоним Рембайло), и где находится т.н. Гора виселиц. Там, по устному приданию, происходили казни через повешение участников неудавшегося восстания 1863 г, охватившем не только исконно польские, но и белорусские, украинские и литовские территории. Документальных свидетельств этих казней пока не обнаружено, о чём говорят сами же поляки.
Приведём лишь некоторые отрывки из сочинённых молитв, специально приуроченных к идее образования Речи Посполитой Четырёх Народов. «Матерь наша, помяни заслуги последнего правителя Галицкой Руси Болеслава …, который положил начало вечным узам дружбы русинов, позднее названных украинцами, с Польшей …. чтобы эти народы опять вошли в лоно европейской культуры. …Просим тебя, Матерь наша, чтобы снова наши народы объединились, как это было в веках… мирно, как это было всегда в Речи Посполитой благодаря мудрости наших королей…и гетманов запорожских, в единый государственный организм. Дай вечное успокоение запорожским гетманам Яну Выговскому и Ивану Мазепе, гордым продолжателям сего дела…ибо это они охраняли наши северо-восточные границы от агрессивных московских орд. Пусть под твоим покровом восстанет единая наша семья... Ты хранила литовских крестьян, …которые с песней «Ещё Польши не умерла, пока Жмудь живёт!» сражались за благо Польши Ягеллонской, … заслугами Константина Калиновского, который в «Мужицкой правде» призывал крестьянство белорусское помогать восставшим, а также украинца Андрея Потебни, офицера царской армии, сражавшегося вместе с повстанцами во имя будущего наших народов…, дабы ценой их жертвенности наступила дружба между нашими народами…. Споспешествуй тесному сближению народов наших на основе концепций маршала Пилсудского, поддержанного украинской армией Симона Петлюры…Милосердная Матерь, помни, что это Польша, Литва и Украина в 1998 г. указали на злоупотребления властью президента Белоруссии, и вспомни массовый протест поляков против фальсификации выборов на Украине в 2004 г.».
А далее вдохновители очередной Речи Посполитой невзначай призывают всех, кому дорога эта идея, в т.ч. не только католиков, но и православных литовцев, украинцев и белорусов, совершать паломничество к иконе Матери Божьей Стопницкой в Стопницу, как символу их общей антироссийской дружбы.
О нереальности изложенных Лещинским идей пишут сами же польские авторы. Им же автор отвечает, что главное – это дождаться нужного момента.
segodnia.ru