В связи с постоянными вопросами, в комментариях к статьям на сайте Zarusskiy.Org по поводу использования нами термина «Малая Русь» со стороны сознательных (свидомых) украинцев мы решили сделать небольшое разъяснение очевидного.
Малая Русь (калька от среднегреческого языка – Микра Росиа), Малая Россия, позднее Малороссия, реже Малоруссия – историческое название Галицко-Волынской земли в XIV – XV веках, территории Поднепровья в XIV-XVII веках (с перерывами) и Левобережья Днепра (с Киевом) после вхождения в состав Русского царства после Переяславской рады в XVII веке.
Впервые термин «Малая Русь» встречается в начале XIV-XV веках в Византии для определения земель в церковно-административной практике Галицкой митрополии, созданной в 1303 году. Митрополия охватывала шесть епархий: галицкую, перемышльскую, владимирскую (волынскую), холмскую, луцкую и туровскую.
Создания Галицкой митрополии в 1303 году добился от Императора Андроника II Палеолога и Константинопольского (Вселенского) Патриарха Афанасия I король Юрий I Львович Галицкий (на рисунке).
Позже один из его наследников Юрий II Болеслав в грамоте к великому магистру Тевтонского ордена Дитриху именовал себя князем Малой Руси.
Таким образом, термин «Малая Русь» появился в Византии, а затем был перенесен на Русь, как следствие раздела единой митрополии Руси, инициатором которого был король Юрий I Львович Галицкий. В Галиции же термин «Малая Русь» получил и дальнейшую легализацию, в частности в титуле одного из наследников Юрия I Львовича, Юрия II Болеслава.
Чуть позже, чем Галицкая, в 1316 году для владений литовских князей на Руси была создана «Литовская» митрополия. В 1361 году кандидату великого литовского князя Ольгерда на митрополичий стол Роману решением Патриархии были переданы «Литовские» епископии и епископии «Малой Руси».
При новом разделе митрополии в конце 1370 – начале 1380-х годов связанный с литовским двором митрополит Киприан стал митрополитом «Литвы и Малой Руси», то есть земель, входивших в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства, а другие земли, продолжавшиеся называться «Великой Русью», отошли к кандидату московских князей Пимену.
При этом, поскольку в составе Великого княжества Литовского был Киев, то термин «Малая Русь» де-факто распространился и на Киев, не смотря на то, что титул Пимена по ряду источников включал слово «Киевский». Однако в данном случае титул «Киевский» по отношению к Пимену был пустым звуком, ведь город был в составе Литовского княжества, а не Владимирского.
Позднее термин «Малая Русь» употреблялся и в литературной традиции, в частности у известного писателя и защитника православия Ивана Вышенского.
Если говорить о периоде, предшествовавшему воссоединению Великой и Малой Руси, то в грамоте Иерусалимского Патриарха Феофана, написанной в январе 1621 года при отъезде из Киева, сказано: «Смирения нашего Благословение всем благочестивым христианам в Малой России».
Захария Копыстенский в работе «Палинодия», написанной в 1621-1622 годах говорит о Малой России, которая является второй частью «Иафет Роско поколения», а Великая Россия во главе с Москвой – первой.
Гетман Яков Острянин в 1638 году своим универсалом сообщал, что выступает с войском для освобождения «народа нашего православного от ига, порабощения и мучительство тиранского леховского, и для отмщения… обид ... всему поспольству рода русского в Малой России, по обеим сторонам Днепра проживая».
В переписке с царем Алексеем Михайловичем, датированной 1650 – 1651 годами киевский митрополит Сильвестр Косов титуловал себя «митрополитом Киевским и всея Малыя Руси», так к нему обращался и царь.
В переговорах московских послов во главе с боярином Василием Бутурлиным с Богданом Хмельницким и Иваном Выговским, непосредственно предшествовавших Переяславской Раде, последние выступают от имени Малой Руси, как государства и постоянно употребляют в своих речах именно эту название. В отчете Василия Бутурлина читаем: «Да гетман и писарь Иван Виговский говорили: милость, где Божия над нами, яко же древле при великом князе Владимире, же и ныне сродник, большой государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец призрил на свою государеву отчину Киев и на всю Малую Русь милостию своей».
На самой Переяславской Раде Богдан Хмельницкий также говорил о Малой Руси, которую после шестилетних, переговоров взял под свою высокую руку московский царь: «презрил на свою государеву отчину Киев и на всю Малую Русь милостью своей».
Термин «Малая Русь», введенный греками с «подачи» короля Юрия I Львовича Галицкого был изначально связан с древним государственным и этническим термином «Русь» в отличие от изначально географического термина «Украина (Оукраина)».
Этническое значение термину «Украина (Оукраина)» первоначально попытались придать власти Австро-Венгерской Империи в конце XIX – начале XX века, проводя политику манкуртизации в Галиции. Эта политика благодаря тому, что неплохо оплачивалась, нашла своих сторонников, включая, например, «историка», трудившегося на деньги Габсбургов, Михаила Грушевского.
Бесспорно, свой большой вклад в дальнейшую манкуртизацию внесла советская власть. Она была «братской» австро-украинцам. Если Грушевский и компания подкармливались Австро-Венгрией, то большевики, ее более могущественной «сестрой» Германией.
Отметим, что при всем том, что король Юрий I Львович Галицкий – неоднозначная личность, наверное, все-таки его не стоит забывать, как пытаются это сделать современные австро-украинцы.
Автор: Ольга Тихомирова (Компаниец), редактор Zarusskiy.Org