Какая это все-таки жалость, что на прошлой неделе Америка лишилась последнего кандидата в президенты, который мог бы сойти за умеренного! После республиканских «праймериз» всего в двух штатах Джон Хантсмен сдался и выбыл из борьбы.
В любое другое время сын миллиардера, обладающий богатым опытом работы и на государственной службе, и в бизнесе был бы самым желанным кандидатом на роль представителя Республиканской партии в президентской гонке и серьезным претендентом на роль президента (пока еще) самой могущественной страны.
Но на дворе 2012 год.
Среди тех, кто может побороться с Обамой, остались только упертые правые экстремисты — и Рон Пол, который просто не поддается никакой классификации.
Предвыборная кампания проходит в обстановке гротеска. Кандидаты колесят по стране, обещая принять, мягко говоря, нетрадиционные — а порой попросту гнусные — меры.
Конечно, в политике всегда так, и на время предвыборной кампании все политики превращаются в шарлатанов, продающих экзотические снадобья. Но одно дело — обычное вранье. А тут люди говорят по-настоящему страшные вещи.
Журнал Economist, который никогда не скрывал своих симпатий к Республиканской партии, открыто сокрушается о том, куда катится Америка: «Сегодняшний кандидат должен быть готов подписаться уже не просто под некоторыми, а под всеми из нижеследующих утверждений: аборты должны быть полностью запрещены; однополые браки должны быть запрещены даже в тех штатах, где их поддерживает большинство населения; что все 12 миллионов нелегальных иммигрантов, в том числе и те, кто уже десятки лет живет в США, должны быть отправлены на родину; что 46 миллионов человек, у которых нет медицинской страховки, сами во всем виноваты; что никакого глобального потепления на самом деле нет, а все это специально придумали; что любые ограничения права на владение оружием — это нарушение Конституции; что любое предложение о повышении налогов нужно блокировать, даже если речь идет просто об отмене затратных и антирыночных налоговых льгот; и что Израиль всегда прав, а эти «так называемые палестинцы», как их называет Ньют Гингрич, всегда неправы».
В большинстве стран хотя бы одно из перечисленных заявлений привело бы к тому, что кандидат потерял всякие шансы быть избранным.
Ни в одной демократической стране Запада человека, который придерживается подобных взглядов, не то что в президенты не выбрали бы — ему бы даже городской канализацией заведовать не доверили бы. А в США эти люди считаются серьезными претендентами на высший пост.
В США политическая жизнь всегда строится по принципу «победитель получает все». В Европе, Канаде, Австралии — да и вообще практически в любой развитой стране ценится искусство политического компромисса и способность вступать в коалиции, и только в США на такие вещи смотрят косо. Однако в нынешней гонке уровень нетерпимости даже по американским стандартам зашкаливает. Какие только эпитеты не идут в ход, когда речь заходит об оппонентах! Помните, как в бессмертном фильме Wag the Dog («Плутовство») Винифред Эймс кричит: «Ну и что нам теперь делать, либерал вонючий, защитник угнетенных, пацифист хренов, коммунист, твою мать?» Сегодня подобная тирада из уст любого кандидата была бы встречена бурными аплодисментами со стороны республиканцев.
Откуда столько злости? Все очень просто.
За последние десять лет реальные доходы средней американской семьи упали на 7-8%. Реальная безработица сегодня составляет около 20% работоспособного населения. Американцы — народ трудолюбивый, но вряд ли им поспеть за производительностью азиатов, тем более что за последние десять лет огромное количество компаний перенесли в Азию уже не только производственные мощности, но и свои конструкторские бюро и исследовательские центры.
Как говорит Рон Пол, «остатки американского богатства — это кредиты, которые мы берем за рубежом».
Рон Пол предлагает радикальный пересмотр всей системы. Перемены действительно необходимы, но чтобы их осуществить, необходимо выполнить два условия: во-первых, нужно понять, насколько все плохо, и, во-вторых, нужно уметь анализировать имеющуюся информацию. Но, увы, американцы как были нацией верующих, так и остались ею. Трезвому анализу они предпочитают веру, и голосуют они сердцем, а не головой.
Гораздо легче поверить в то, что предлагают более «традиционные» кандидаты – Ромни, Гингрич, Санторум. Они обещают решить все существующие проблемы одним махом.
Какие у вас проблемы? Завод закрывается? Начальство хочет ввести 60-часовую рабочую неделю, сделать субботу рабочим днем и при этом урезать зарплату? Вы просрочили платеж по ипотеке и остались без жилья? На дорогах рытвины? Школе срочно нужен ремонт? Все эти проблемы — не что иное, как заговор внешних врагов, которые спят и видят, как бы лишить Америку ее исключительности, как бы уничтожить это трудолюбивый и благочестивый народ. Все эти китайцы, иранцы, русские, защитники абортов и геи сговорились и покушаются на все святое, что есть в Америке: на Библию, оружие и другие свободы. Выберите меня — и я убью этого дракона.
Конечно, такие выступления рассчитаны в первую очередь на убежденных республиканцев, которые ходят на предвыборные митинги, но проблема в том, что они демонстрируются по общенациональным телеканалам и приводят в ужас более умеренную аудиторию.
Скорее всего, Америка все-таки выстоит и во многом сохранит свою хваленую исключительность.
Но чтобы возродить ослабленную экономику, восстановить утерянные позиции и исправить прежние ошибки, американцам нужно сперва честно взглянуть на свое нынешнее положение и трезво проанализировать его. Потребуется общественный консенсус и много компромиссов. Примерно это и предлагал Джон Ханстмен, но, к сожалению, к нему никто не прислушался.
Перевод ИноСМИ.ru