Этническая проблема в Украине возникла вследствие того, что это государство в его нынешних границах представляет собой искусственное творение Сталина, которому, как и прочим кремлевским властителям, даже в голову не могла прийти мысль о том, что Украина когда-нибудь может быть оторвана от "матери русской". Именно поэтому щедрой рукой к Украине были присоединены этнически русские территории, земли, которые никогда не принадлежали Украине. Еще в 1954 году, в ознаменование 300-летия воссоединения Украины и России, Москва включила в состав Украины полуостров Крым, являющийся полностью русским как этнически, так и (с XVIII века) исторически. Сам факт проживания на территории Украины 10 миллионов русских и 32 миллионов людей, использующих русский язык в своем повседневном общении (при населении в 46 миллионов), представляет собой серьезную угрозу. Проблема усугубляется тем, что русское и русскоязычное население безоговорочно доминирует на юге и востоке Украины.
Убедительная победа Виктора Януковича именно в этих регионах (в Донецкой и Луганской областях он получил около 90%) подтверждает, насколько искусственным образованием является сегодняшняя Украина, которую Сталин буквально слепил из русских, украинских, польских, татарских, венгерских и румынских земель. Эта победа подтвердила факт реального существования двух Украин - собственно украинской и русской. Если украинцы и в самом деле хотят создать свое национальное государство, действительно независимое и полностью суверенное, то они просто обязаны как можно быстрее избавиться от "русской обузы", а именно - от "русской" Украины. Иначе может случиться так, что это вовсе не "украинская Украина" поглотит "Украину русскую", а совсем наоборот, но на этот раз уже навсегда. Скупой платит дважды! Даже если и не дойдет до прямой угрозы раздела Украины, никто не может гарантировать того, что на этой земле не вспыхнет конфликт по образцу баскских и ирландских освободительных движений.
Его, этого национализма, справедливо опасаются все проживающие в Украине национальные меньшинства. К сожалению, не в полной мере обратили на это внимание в Польше, хотя до сих пор в Украине проживает изрядное количество поляков (свыше сотни тысяч!). Таким образом, мы дошли и до чрезвычайно важного вопроса польско-украинских отношений.
Сталин в 1944-1945 годах, воспользовавшись "правом сильнейшего", оторвал от Польши около 80000 квадратных километров ее довоенных территорий и включил их в состав Советской Украины. Проживавшие там поляки были высланы либо на территорию подконтрольной "Народной Польши", либо в Сибирь. При этом бесценные собрания предметов польского культурного наследия передали Украине. Это было сделано так, как будто бы в отношении поляков никакого беззакония не совершалось и как будто бы Украина владела всем этим по праву.
Польские политики полностью проигнорировали предупреждение профессора Анны Ражны из отдела международных политических исследований Института региональных исследований Ягелонского университета, которая еще семь лет назад сказала: "Для Польши важно выяснить, какая из двух сторон (украинская во главе с Ющенко или пророссийская, представленная Януковичем) является более националистичной и которая из них в большей степени поддерживает территориальные притязания в отношении польского государства. Поддерживая стремление Украины к независимости от России, мы ни в коем случае не должны об этом забывать, ведь именно Польша и поляки более чем кто-либо пострадали от украинского национализма".
Проигнорированным оказалось и мнение большинства поляков, которые в одном из опубликованных исследований, касающихся симпатий и антипатий поляков по отношению к разным народам, показали, что среди наиболее "нелюбимых" ими народов украинцы занимают чрезвычайно высокий процент. Но ведь нельзя строить дружбу между народами над головами самих этих народов!
Начиная с XIX века украинский национализм был и остается злейшим врагом Польши и поляков. Свое бандитское обличье он в полной мере проявил во время Второй мировой войны, когда в Малопольше и Волыни украинские националисты совершили акт геноцида, истребив около 100000 поляков. Еще несколько сот тысяч вынуждены были покинуть дома, в которых веками жили их предки.
В свое время украинский национализм был представлен даже на уровне государственной власти. Ни Ющенко, ни Тимошенко не являлись друзьями Польши. Оба политика принимали участие в целом ряде антипольских мероприятий и выступлений. Ющенко, кроме всего прочего, даже участвовал в церемонии открытия памятника Климу Савуру (Дмитрию Клячкивскому, командиру УПА-Север), который в 1943 году отдал приказ о массовом истреблении поляков на Волыни. В свою очередь, Тимошенко потребовала в свое время от президента Леонида Кучмы воздержаться от осуждения ОУН-УПА за преступления против поляков. То, что ни Ющенко, ни Тимошенко не отличались доброжелательным отношением к полякам, представляло собой большую угрозу для Польши, поляков и польского национального меньшинства в Украине.
Теперь о том, в чем же заключается подлинный национальный интерес Польши в ее отношениях в Украиной.
В интересах Польши необходимо существование Украины в качестве буфера между Польшей и Россией. Однако линия границы при этом должна отличаться от той, которая существует на сегодняшний день. Польша обязана всячески поддерживать идею раздела Украины и делать все, чтобы он наступил как можно скорее, поскольку всегда существует опасность того, что нынешняя, русско-украинская Украина вновь пойдет в объятия Москвы. В то же время я более чем уверен, что то же самое с собственно "украинской" Украиной произойти не может. Именно такая Украина имеет наибольший шанс на вступление в Европейский Союз. По своей территории "украинская" Украина была бы почти равной Польше, однако ее население составляло бы всего около 1/3 от польского населения. Помимо всего прочего, эта Украина была бы почти полностью избавлена от бремени тяжелой промышленности, а также не имела бы выхода к морю. Такая Украина не представляла бы особой угрозы для Польши, с такой Украиной можно было бы довольно быстро достичь некоего взаимоприемлемого способа сосуществования даже в том случае, если бы в Киеве правили сплошь одни бандеровцы, поскольку такая Украина всегда была бы заинтересована в наличии доброй воли со стороны Польши.
Раздел Украины должны поддержать все те, которые полагают, что лишение Польши такого города как Львов (чрезвычайно польского по своему характеру) было исторически оправданным только по той причине, что во львовском уезде, а также в иных районах Восточной Галиции вместе с проживавшими здесь на протяжении веков поляками жили также и украинцы. В противном случае они лишь еще раз подтвердят, что являются лицемерами и де-факто врагами Польши. Раздела Украины должны добиваться и те поляки, которые делают ставку на сохранение особых отношений Польши с США и Европой. Ведь в случае резкого увеличения влияния Америки на Украину, превосходящей Польшу и по территории, и по населению, Украина очень быстро сможет претендовать на ту роль в осуществлении американской политики в Восточной Европе, которую сегодня играет Польша, вот тогда-то у Украины и появится возможность показать нам свои клыки.
От решения подобных вопросов и должно зависеть доброжелательное отношение Польши к Украине и ее политике. Все прочие народы на нашем месте поступили бы точно так же. Так давайте же не будем пытаться стать святее Папы, и давайте же, наконец, перестанем быть проводниками чужих интересов, являющихся какими угодно, но только не польскими.
Мариан КАЛУСКИ,
польский писатель, историк, публицист
"Контрольный выстрел"