Мир познается в сравнении, а самым популярным способом сравнения является рейтинг. Украина фигурирует в полусотне различных рейтингов, но ни наблюдатели, ни власть, как правило, не пытаются их анализировать. Оппозиция замечает только те рейтинги, где мы упали, власть – где поднялись. Вместо того, чтобы посмотреть в это своеобразное зеркало, увидеть там свои недостатки и преимущества и сделать правильные выводы.
Толчком к написанию этой статьи послужила забавная ситуация. В дружеской беседе в перерыве одного ток-шоу наши типа политики обсуждали публикацию в Wall Street Journal очередного рейтинга экономических свобод 2012 года, составленного совместно с американской исследовательской организацией Heritage Foundation. Согласно этому рейтингу, Украина поднялась на одну позицию – до 163 места из 179 возможных в группе «репрессивных экономик».
На что один из оппозиционеров поучительно заявил, что «Бачте, ми вже счітаємось репрессивною економікою, це тому шо Юля сидить». На это другой его побратим по сессионному залу с искренним удивлением заметил: «Юля сидит, но почему тогда рейтинг повысили, а не понизили?». И оба собеседника поняли, что загнали друг друга в интеллектуальный тупик.
Данный характерный пример ярко показывает, как воспринимают рейтинги политики. Что уже говорить о простых людях? На самом деле, каждый рейтинг – это результат локального аналитического исследования в глобальных масштабах. Изучается какой-то отдельный вопрос. По нему составляется рейтинг.
Есть совсем узкоспециальные. Например, в рейтинге экспортеров сельхозпродукции Украина занимает первое место в мире по производству и экспорту подсолнечного масла. У нас так же третье место по объемам экспорта ячменя и недавно было второе – по экспорту рапса. Также у нас третье место по общему количеству автомобилей класса люкс и четвертое по экспорту легкой военной техники. Специально замечу, что эти две темы напрямую не связаны.
Что же касается индекса экономической свободы, то это довольно старая (с 50-х годов) игра, которую придумали американские аналитики. Фактически они сравнивают уровень либерализации разных экономик. За эталон раньше брались Соединенные Штаты. Но со временем сами составители индекса признали, что появились еще более либеральные экономики.
Уже традиционно первые три позиции занимают Гонконг, Сингапур и Австралия. Но это не говорит о том, что в Австралии нет нищих и преступников, в Сингапуре разрешили жевать жвачки и снизили налоги на частные автомобили (сейчас годовой налог там нередко превышает стоимость авто), а в Гонконге исчезли проститутки.
На самом деле, каждый рейтинг – это результат локального аналитического исследования в глобальных масштабах. Изучается какой-то отдельный вопрос. По нему составляется рейтинг
Нет. Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». В своих расчетах они руководствуются какими-то сложными многоступенчатыми критериями. В результате чего получается, что Армения, Киргизия и Казахстан – это страны с умеренно свободной экономикой (по итогам 2011 года); Россия, Азербайджан и Таджикистан – с преимущественно несвободной; Беларусь, Узбекистан и Украина – с несвободной или репрессивной.
Скажем так – не все согласны с Heritage Foundation. Например, думаю, не совсем согласны с мнением, что в Казахстане умеренно свободная экономика расстрелянные нефтяники Жанаозена. Они, во всяком случае, от этой экономики получили только пули и голод. Что-то мне подсказывает, что и Киргизию американские эксперты, как бы это помягче сказать, несколько идеализируют. Иначе не было бы в ней кровавой революции 2010 года. А на счет армян у меня только один вопрос: если они такие свободные, то чего ж такие бедные?
Так же можно поспорить с оценкой экономики в Украине, России и Азербайджане. Если кто-то считает, что в Азербайджане меньше коррупции, пусть попробует открыть там бизнес. Когда мы гостили в Грузии, в азербайджанской семье, нам красочно рассказывали, какое ветвистое мздоимство взрастила каспийская нефть. Что же касается России, то стоит просто немного проехать по российским дорогам, пообщаться с их «гайцами», пожить в Москве без регистрации недельку, попытаться войти хоть в какой-нибудь бизнес без «крыши». И тогда экономическая свобода вас встретит радостно у входа. Ха-ха три раза…
Впрочем, под некоторыми выводами аналитиков Heritage Foundation я готова подписаться без ремарок. «Основы экономической свободы в Украине хрупкие и неравномерно распределены по всей стране. Плохая защита прав собственности и широкое распространение коррупции препятствует предпринимательской деятельности, серьезно подрывает перспективы долгосрочного экономического роста. Верховенство закона является слабым, и судебная система по-прежнему восприимчива к существенному политическому вмешательству. Финансовый сектор недостаточно развит, чтобы обеспечить необходимые кредиты для частного сектора, и регуляторная среда остается непрозрачной и обременительной».
Основы экономической свободы в Украине хрупкие и неравномерно распределены по всей стране. Плохая защита прав собственности и широкое распространение коррупции препятствует предпринимательской деятельности, серьезно подрывает перспективы долгосрочного экономического роста
Все это в одной фразе сформулировал как-то бывший посол одной из западных стран, кажется, Германии. «Вы любите инвестиции, но не любите инвесторов», – сказал он. И был совершенно прав.
Кстати, в недавнем рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business-2012, который ежегодно составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, Украина снова потеряла семь позиций и переместилась на 152 место.
При этом авторы рейтинга отметили улучшение условий для регистрации предприятий, также Украина поднялась в сфере получения разрешений на строительство и разрешение неплатежеспособности. Но констатируется регресс в международной торговле, кредитовании, защите инвесторов и регистрации собственности.
Тут важно понимать, что рейтинг – это средняя температура по палате. Он складывается из оценок по разным секторам экономики. И ключевым является анализ именно секторальных оценок, чего у нас обычно не делают. В этом плане самым обобщающим является даже не Doing Business-2012, а Глобальный индекс конкурентоспособности, который выпускается Всемирным экономическим форумом.
В конце прошлого года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономического развития и торговли сделал отличнейший анализ этого рейтинга, который дает весьма любопытную и объективную картину нашего настоящего и будущего.
В целом в Глобальном индексе конкурентоспособности (ГИК) Украина в 2011-2012 гг. (т.е. сейчас) занимает 82 место. Плохо это или хорошо? Судите сами. В 2008-2009 гг. (по результатам докризисного 2007 года) у нас было 72 место. В 2010-2011 по результатам 2009 года 89-е. Выходит, что хуже всего стране было в конце правления Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко: изменение позиций по сравнению с докризисным периодом минус 10, а сейчас ситуация улучшилась на +7. Но это, повторюсь, опять-таки средняя температура по палате.
Вроде бы и компьютеры есть, и Wi Fi присутствует, и стадионы современные строим и даже попробовали двухуровневые авто-развязки делать, не говоря уже о космосе, а все еще остаемся аграрным хутором на краю Европы
Посмотрим на составляющие ГИК Украины по отдельным секторам. Макроэкономическая стабильность по итогам 2007-го – 91 место, в следующем периоде (т.е. по результатам 2009 года) – 132-е, сейчас – 112-е. Другими словами, небольшой «стабилизец» все-таки присутствует. Уровень развития финансового рынка соответственно 85-е, 119-е и сейчас 116 место. Технологическая готовность – 65-е, 83-е, 82. Немного отстали от развитых стран, но в принципе – не дикари.
Дальше идут инновации, и тут нас ждет разочарование: стремительное падение – 52 место (после 2007-го), 63 место (в 2009-ом) и 74 сейчас. Индекс констатирует, что страна не развивается в научном плане, не продуцирует интересных новых идей. Хотя технологически могла бы.
Совсем плоха гуманитарная сфера. Здравоохранение и начальное образование соответственно 60 место, 66 место и 74 место. Плавно идем вниз. Эффективность рынка труда – 54 место два отчетных «сезона» подряд и скатывание на 61 место сейчас. Высшее образование и обучение – опять все плохо 43, 46, 51 место. Тупеем, тупеем и еще раз тупеем.
Усовершенствование бизнеса: пять лет назад было 80 место, потом 100-е, сейчас уже 103-е. Украинский бизнес не усовершенствуется, не перенимает передовые технологии, он зациклен на сырьевом экспорте и товарном импорте. Семечку продали, машину – купили, жизнь наладилась.
Инфраструктура: тут, по мнению Heritage Foundation, происходит удивительная штука: в сытые докризисные годы 79 место, дальше в разгар кризиса рост – 68 место (немного достроились) и теперь опять легкая пробуксовка –71 место. Эффективность товарного рынка: как «пасли задних», так и «пасем», но еще хуже: 103, 129 и 129 места. Размер рынка: вот в этом сегменте за последние годы тоже ничего не поменялось: 31, 38, 38 место.
Что добавить к сказанному выше? По еще одному рейтингу, который подразделяет экономики на типы, Украина уже много лет подряд стоит в переходном «блоке» от экстенсивной экономики к интенсивной. Но все никак не сдвинется в сторону последней. Застряла, так сказать.
Это застрявшее состояние мы ощущаем на своей шкуре. Вроде бы и компьютеры есть, и Wi Fi присутствует, и стадионы современные строим и даже попробовали двухуровневые авто-развязки делать (в Таиланде уже четырехуровневые на болоте построили), не говоря уже о космосе, а все еще остаемся аграрным хутором на краю Европы. И лучшая иллюстрация того, что представляет собой сейчас Украина, это сравнение количества проданного за границу подсолнечного масла и ввезенных иномарок класса люкс. Вот эти показатели – растут. А все остальные – образование, медицина, инновации – падают. Хотя зачем нам инновации, если есть «семечка» и рапс?!
Галина Акимова