Русское Движение

Как теперь Украине удержать венгерскую часть Закарпатья?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Весело и непринуждённо сразу после Нового года венгры отпраздновали вступление в силу новой Конституции. С тридцатитысячным митингом протеста, с критикой со стороны руководства ЕС и США, а также полным непониманием соседей, которые озадачены, зачем Венгрии фиксировать в основном законе страны право вмешивать в дела других государств. Такая реакция, будто произошло что-то невероятное. Надо же, в центре Европы выросла гидра великодержавного шовинизма.

Слово «национализм», которое сейчас часто употребляют по отношению к официальному Будапешту, вряд ли является здесь уместным. Это другое. У народа забрали страну – по историческим меркам сравнительно недавно. Территория современной Венгрии – это всего лишь 25% от земель короны Святого Иштвана, оставленных Будапешту по Трианонскому договору после Первой Мировой войны. С такими границами не могли согласиться ни живущий в Москве коммунист Бела Кун, ни союзный Гитлеру регент пустующего трона Миклош Хорти, ни так называемые демократы, пришедшие к власти после распада советского блока. Они и не согласились. Вспомните скандал в Закарпатской области Украины с исполнением венгерского гимна перед заседанием райсовета. Обратите внимание на ковёр с вышитой картой «коронных» земель, который венгерская делегация притащила в Брюссель. Посмотрите, к какой дате приурочен день национального единства венгров. Ну, и так далее. Венгры работали с диаспорой во всех сопредельных государствах на очень высоком уровне – с финансированием школ, раздачей паспортов, созданием совместных бизнес-проектов, поддержкой политических движений – и добились достаточно серьёзных результатов.

Что такое граница? Полосатый столб, не более. Если по обе стороны границы живут венгры, если формально все они граждане одной страны, если по работе или учёбе они чуть ли не каждый день ездят туда-сюда, если здесь им принадлежит земля и собственность. Граница в таком случае -- это всего лишь условность. Над реализацией такого сценария венгры спокойно трудились на протяжении двадцати лет – и продолжали бы дальше, неотвратимо приближая то, что должно случиться. Не скажу за всех венгерских соседей, но Украине ответить на ползучую мадьяризацию Закарпатской области вообще-то НЕ-ЧЕ-ГО. Нет, тактически можно, конечно, что-то предпринять. Взяться за борьбу с двойным гражданством, дать русинам федерацию и натравить их на венгров, разыграть в Закарпатье цыганскую карту или поручить Виктору Балоге провести украинизацию региона. Но это всё – в никуда. Удержать венгерскую часть Закарпатья можно только в рамках Страны, о которой мы много говорим на площадке «Однако», но которой не существует сейчас даже в проекте.

Тогда как проект постепенного формирования «Великой Венгрии» является более реальным. Но у них тоже есть проблема. Если раньше венгерское руководство делом приближало восстановление целостности своей страны, то сейчас они решили об этом поговорить. Причём поговорить не просто так, а с целью отвлечь граждан от кризиса европейского проекта и переключить внимание на проект «Великой Венгрии». Для этого и нужна новая Конституция, которая напичкана отсылками к золотому веку венгерской истории. Для этого же устроили показательную депортацию цыган (угадайте, куда), которые, как известно, всегда во всём виноваты, в том числе и в падении жизненного уровня титульной нации. Всё происходит в нормальных, так сказать, фашистских традициях.

Вопрос не в том, что наших соседей чем-то не устраивает предыдущий метод собирания земель. Всё их устраивает. Но сроки… У кого сейчас, в условиях кризиса, есть 30–40 лет в запасе для реализации эффективной, но слишком долгоиграющей стратегии? С кризисом обостряются все старые болячки. Для нас это, конечно, чревато, но лучше уж сейчас, чем потом.

Валентин Жаронкин

odnako.org