Русское Движение

Украинская этнополитика от плавильного котла до культурной мозаики

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В эти дни в Верховной Раде Украины проходят парламентские слушания на тему: «Этнонациональная политика: достижения и перспективы». Таким образом мы подытоживаем все, что сделано в этой области за 20 лет, анализируем причины неудач и определяем государственную политику на будущее.

На сегодняшний день можно констатировать, что украинское общество и государство до настоящего времени находятся в плену крайне устаревших мифов и подходов в этой сфере.

Для примера, нам давно уже пора переосмыслить мифологему, которую, как мантру, повторяют представители разных органов государственной власти во все времена, о «чрезвычайной толерантности украинского общества».

Ведь, по данным Института социологии Национальной академии наук Украины, уровень толерантности с 1994-го по 2010 г. в Украине относительно русских снизился в 2 раза (с 80 до 45%), евреев — в 3 раза (с 11 до 33%), крымских татар — в 2 раза (с 9 до 4%), ромов — в 5 раз (с 11 до 2%). Вместе с тем, согласно информации общественных организаций, количество только зафиксированных проявлений ксенофобии растет. Так, по итогам 2009 г. такие случаи зафиксированы не меньше 35—40, 2010 года — 70, 2011 — около 100.

Очевидно, что, к величайшему сожалению, Украина уже не «является государством с высоким уровнем толерантности», о чем заявили инициаторы парламентских слушаний в объяснительной записке к проекту постановления. Наоборот, научные работники констатируют стремительное падение уровня терпимости в украинском обществе, происходящее на фоне роста количества ксенофобских проявлений.

Сфера межнациональных отношений требует неотложных решительных действий со стороны государства. Но единственный государственный орган в этой сфере — Государственный комитет по вопросам национальностей и религии — ликвидирован, совещательные советы из представителей национальных и языковых меньшинств распущены.

При этом в деятельности государственных органов власти и даже в Верховной Раде Украины, у части депутатского корпуса, доминирует авторитарный устаревший подход к сфере этнонациональной политики, определению стратегии государственной политики.

Если еще во времена Ющенко такой подход проявлялся в политике ассимиляции и сознательном противопоставлении «титульного этноса» (этнических украинцев), украинского языка и культуры — национальным меньшинствам (гражданам Украины, принадлежащим к другим этносам), региональным языкам или языкам национальных меньшинств; то сейчас он продолжает существовать в головах чиновников в форме искусственного размежевания украинцев на «украинскую нацию» (исключительно в этническом понимании) и «национальные меньшинства».

Разделение, при котором национальное и языковое меньшинства воспринимаются как что-то инородное относительно «украинской нации», является недопустимым в демократическом обществе, создает значительные цивилизационные угрозы для Украины.

Подход к пониманию «нации» исключительно по этническому признаку является праворадикальным и крайне устаревшим для современного мира; характерным для периода XIX — начала XX века. Ведь на сегодняшний день в демократических странах понятие «нация» является прежде всего политическим и гражданским. Сейчас же можно констатировать и другую тенденцию, что государственный аппарат Украины просто не знает, какую политику вести в сфере межнациональных отношений, и выполняет роль флюгера в зависимости от политической позиции того, или иного начальника департамента или министра.

Во всех государственных документах прослеживаются две взаимоисключающие конфликтные тенденции — на ассимиляцию (подобно американской концепции «meltіng pot» — «плавильного котла») и на мультикультурализм и сохранение уникальности отдельных этнических групп («сultural mosaіc» — «культурной мозаики»).

Корни первого подхода лежат в деятельности предыдущего Президента, вторая концепция является новой для Украины, но применение ее требует высокой подготовки государственного чиновника и реальных практических действий.

Разумеется, что для многонациональной (свыше 130 этносов и коренных народов) и поликультурной Украины — страны, более 30% населения которой (свыше 15 млн. человек) принадлежат к национальным и языковым меньшинствам; страны, которая создана 20 лет назад всеми ее гражданами, подход, направленный на насильническую ассимиляцию, является «взрывоопасным» и просто не будет работать, что и засвидетельствовала практика деятельности команды Президента Ющенко. Не нужно бояться Украины такой, какой она есть на самом деле. Многоречивость и полиэтничность, наоборот, являются уникальными цивилизационными преимуществами нашей страны как мостика между восточной и западной цивилизациями.

Зато на государственном уровне необходимо признать принципы мультикультурализма и «культурной мозаики», при которых каждое сообщество имеет право сохранять свою культурную и этническую идентичность, а единство общества обеспечено гражданским консенсусом на политико-правовых принципах — главной стратегией деятельности государства в сфере этнонациональной политики.
Об этом же говорится и в ежегодном Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины «Модернизация Украины — наш стратегический выбор». «Национальная принадлежность граждан Украины должна быть сформирована прежде всего на принципах общего гражданства, утверждении гражданских свобод, построении консолидированной демократии, создании условий для полноценного и гармонического развития культур национальных меньшинств и коренных народов» (ст. 36) — отметил Президент. А «наша общность, наша идентичность формируются на принципах гражданства, единства и культурного разнообразия, широкого диалога» (ст. 37).
Вместе с тем применение эффективных демократических механизмов консолидации всех этнических, языковых, культурных составляющих украинского общества является важным условием для успешного развития Украины как правового европейского государства.

В таком разрезе «украинскую нацию» следует понимать как политическое объединение всех граждан Украины, которые могут быть разными по этническому происхождению или родному языку, но разделяют общее видение демократического будущего нашего государства, выступают за верховенство права и приоритет прав человека, противодействуют ксенофобии, дискриминации и нетолерантности.

Именно такая политическая нация сможет построить процветающую Украину, в которой престижно и комфортно жить каждому гражданину.

Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО, народный депутат Украины, заместитель руководителя депутатской фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины.
Руслан БОРТНИК, председатель ВОО «Правозащитная организация «Общая Цель».