Русское Движение

Разделение, при котором национальные и языковые меньшинства воспринимаются как что–то чужое для «украинской нации», создаёт угрозы для Украины

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В эти дни в Верховной Раде Украине проходят парламентские слушания на тему: «Этнонациональная политика: свершения и перспективы». Таким образом мы подводим итоги всего того, что было проделано в этой области на протяжении 20 лет, анализируем причины неудач и определяем государственную политику на будущие.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что украинское общество и государство до сих пор находятся в плену устаревших мифов в этой области.

Нам давно уже пора переосмыслить одну из мифологем, которую как мантру повторяют представители органов государственной власти во все времена, об «удивительной толерантности украинского общества».

Согласно данным Института социологии Национальной Академии Наук Украины, уровень толерантности в Украине в период с 1994 по 2010 гг. по отношению к русским снизился с 80% до 45%, к евреям - в 3 раза (с 33% до 11%), крымским татарам - в 2 раза (с 9% до 4%), к ромам – в 5 раз (с 11% до 2% ). Вместе с тем следует отметить, что по данным общественных организаций, количество только зафиксированных проявлений ксенофобии увеличивается. Так, по итогам 2009г. таких случаев зафиксировано не менее 35 – 40, в 2010 – 70, а в 2011- около 100.

К огромному сожалению, Украина уже не является государством «с высоким уровнем толерантности», на чем был сделан акцент инициаторами парламентских слушаний в объяснительной записке к проекту постановления. Наоборот, ученые констатируют стремительное падение уровня терпимости в украинском обществе происходящее на фоне роста количества ксенофобских проявлений.

Сфера межнациональных отношений требует принятия безотлагательных решительных мер со стороны государства. Вместо этого единственный орган в этой сфере – Государственный комитет по вопросам национальностей и религий ликвидирован, совещательные советы с числа представителей национальных и языковых меньшинств Украины распущены.

При этом в работе государственных органов власти и, даже, в Верховной Раде Украины, среди представителей депутатского корпуса, доминирует авторитарный устаревший подход к сфере этнонациональной политики, определению стратегии государственной политики в этой сфере.

Если во времена Ющенко такой подход проявляется в политике ассимиляции и осознанном противопоставлении «титульного этноса» (этнических украинцев), украинского языка и культуры – национальным меньшинствам (гражданам Украины принадлежащим к иным этносам), региональным языкам или языкам национальных меньшинств; то на сегодняшний день он продолжает существовать в головах чиновников в форме искусственного разграничения украинцев на «украинскую нацию» (исключительно в этническом понимании) и «национальные меньшинства».

Такое разделение, при котором национальные и языковые меньшинства воспринимаются как что–то чужое для «украинской нации», является недопустимым в демократическом обществе, создаёт цивилизационные угрозы для Украины.

Подход к определению понятия «нация» исключительно по этническому признаку является праворадикальным и чрезвычайно устаревшим для современного мира, характерным периоду 19–го начала 20-го века. Ведь в демократических государствах современного мира, понятие «нация» имеет, прежде всего, политический и гражданский контекст.

На данный момент можно констатировать и иную тенденцию, при которой государственный аппарат Украины просто не знает какую политику в области межнациональных отношений осуществлять. Потому исполняет роль флюгера в зависимости от политических убеждений того или иного начальника департамента или министра.

Во всех государственных документах прослеживаются две взаимоисключающие конфликтные тенденции – на ассимиляцию (подобно американской концепции "melting pot" – «плавильный котел») и на мультикультурализм и сохранение уникальности отдельных этнических групп («сultural mosaic» - «культурной мозаики»).

Корни первого подхода лежат в деятельности предыдущего Президента, вторая же концепция для Украины остается новой, но применение её требует высокой подготовки государственного чиновника и реальных практических действий.

Очевидно, что для многонациональной (более 130 этносов и коренных народов) и поликультурной Украины, более 30% населения которой (около 15 миллионов граждан) принадлежат к национальным и языковым меньшинствам; созданной 20 лет назад всеми её согражданами; подход направленный на насильственную ассимиляцию «взрывоопасен» и просто не работающий, что и подтвердила практическая деятельность команды Президента Ющенко.

Не стоит бояться Украины такой, какой она есть на самом деле. Многоязычие и полиэтничность является уникальным цивилизационным преимуществом нашей страны - моста между восточной и западной цивилизациями.

Наоборот, на государственном уровне необходимо признать принципы мультикультурализма и «культурной мозаики», - при которых каждая общность будет иметь право на сохранение своей культурной и этнической идентичности, а единство общества обеспечивается гражданским консенсусом на политико–правовых основах, - главной стратегией деятельности государства в области этнонациональной политики.

Об этом речь идет и в Ежегодном Обращении Президента Украины к Верховной Раде Украины «Модернизация Украины – наш стратегический выбор». «Национальная принадлежность граждан Украины должна формироваться, в первую очередь, на базисе общего гражданства, провозглашения гражданских свобод, построения консолидированной демократии, создания условий для полноценного и гармоничного развития культур национальных меньшинств и коренных народов» (ст.36) – считает Президент. А «наша общность, наша идентичность формируются на основе гражданства, единства и культурного разнообразия, широкого диалога » (ст.37).

Вместе с тем, применение эффективных демократических механизмов консолидации всех этнических, языковых, культурных составляющих украинского общества является необходимым условием для успешного развития Украины в качестве европейского государства.

В таком разрезе понятие «украинская нация» следует определять как «политическое объединение всех граждан Украины, которые могут иметь разное этническое происхождение или родной язык, но разделяют общее виденье демократического будущего нашего государства, выступают за верховенство права и приоритет прав человека, противостоят ксенофобии, дискриминации и нетолерантности».

Именно такая политическая нация сможет построить процветающую Украину, в которой престижно и комфортно жить каждому гражданину.

Вадим Колесниченко, Народный депутат Украины, заместитель Руководителя фракции Партии регионов в ВР

Руслан Бортник, Глава ВОО «Правозащитная организация «Общая Цель»