Этот год открывает третий десяток лет украинской независимости. Но анализировать украинскую политику возможно, только самоопределившись относительно украинского суверенитета. Я понимаю украинскую независимость как часть более масштабного сценария феодализации постсоветского имперского пространства. То есть Украина – это второй по размерам осколок империи, который последние 20 лет управляется сепаратистски настроенными национальными элитами. Так как этот осколок не обладает действительным суверенитетом, то строить какие-либо прогнозы относительно Украины просто бессмысленно. Поэтому имеет смысл анализировать вызовы, которые нас ожидают. Самый главный вызов, вставший перед Украиной 1 января 2012 года, — Таможенный Союз в рамках Единого Экономического пространства. Все инициативы по имперской интеграции в СНГ до этого носили характер подготовительной риторики. Никаких реальных интеграционных проектов не было. Были двусторонние отношения Россия – Белоруссия в рамках Союзного государства. И были двусторонние отношения Россия – Казахстан в основном в энергетической сфере.
Запущенные 1 января интеграционные механизмы Таможенного Союза, кардинально меняют схему экономических отношений на постсоветском пространстве. Можно сказать, что две недели назад оформилось экономическое «ядро империи». Тех, кого конкретно интересует, как изменилась экономическая архитектура постсоветского пространства, отсылаю к учебному пособию «Регулирование внешней торговли Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС», изданным под редакцией Сергея Глазьева. Чтиво скучное, но местами очень полезное для понимания, что конкретно изменилось с 1 января 2012 года.
Специфическое положение Украины состоит в том, что мы оказались запертыми между двумя большими геоэкономическими гигантами — Европейским и Таможенным Союзами.
Импорт в ЕС и ТС составляет около 80% украинского реального ВВП. Вообще вся украинская экономическая идея состояла в том, что у России нет протяжённой границы с Европейским Союзом. Паразитирование на транзитном статусе все 20 лет было единственным значительным смыслом существования украинской государственности. Не приноси это такие барыши, украинские элиты давно сдали бы суверенный статус в утиль. Индустриальное наследство империи, которое могло стать ресурсом развития самоуправляемой Украины, перестало контролироваться государство и превратилось в дойную корову для десятка украинских семей. Украинская индустрия — наименее модернизированная по сравнению с российский, белорусской и казахской.
До тех пор, пока на постсоветском экономическом пространстве творилась неразбериха, где правила задавало не государство, а в лучшем случае государственные корпорации, Украина паразитировала на транзитном статусе. Паразитировала с огромным успехом для украинской политической элиты. http://ru.tsn.ua/ukrayina/forbes-opublikoval-spisok-100-samyh-bogatyh-ukraincev.html
Но 1 января 2012 года в истории Украины начинается новый этап. Теперь, когда мы оказались зажаты между двумя геоэкономическими союзами, Украина фактически обретает статус экономического, а вследствие и политического изгоя. Когда между двумя большими экономическими системами оказывается хаотической и раздираемое политическими кризисами государственное образования, судьбе этого образования не позавидуешь. И дело вовсе не в нелюбви в Москве или Брюсселе к украинскому государству. Такая изоляция — историческая неизбежность. Если искать исторические аналогии, то в схожую ситуацию попала межвоенная Польша, которая оказалась зажатой между СССР и Третьим Рейхом.
Поэтому главный вызов, который стоит перед Украиной и её элитами, – успеем ли мы заскочить в последний вагон интеграции в рамках Таможенного Союза и всеми правдами и неправдами занять место в «имперском ядре».
Потому что если Украина не займёт места в «имперском ядре» Таможенного, а затем Евразийского Союза, то нас ожидает усиление процессов распада государства. А распад государственных институтов, как известно, – первое условия для гражданского конфликта. При плохой геополитической конъюнктуре этот распад может обернуться трагедией для тысяч человеческих судеб. А ещё одна гражданская война на территории Украины – слишком большая цена для любого из нас. Вне зависимости от того, где мы живём — в Ужгороде или в Челябинске.
ОДНАКО